Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
26.10.2005

Необычная сила нового УМК по литературе

Выбор учебников для школы сегодня очень разнообразен. Каждый год появляются новые учебно-методические комплекты (УМК). Мир открывает для себя новых авторов, а школьные учителя — новые возможности. Последним остаётся лишь сделать выбор. Но это не так просто. За выбор учебника учитель несёт огромную ответственность перед школой, перед учениками, их родителями и перед собой, конечно. Сможет ли он обеспечить достаточную подготовку к ЕГЭ? Сможет ли он научить ребёнка тому, что действительно важно и нужно в жизни? А если речь идёт о литературе, к этим вопросам можно добавить десяток-другой на нравственно-этические темы. На прошлой неделе наш город посетил автор нового УМК «Литература» для 5-8 классов доктор педагогических наук, профессор Смоленского госуниверситета Геннадий Самойлович Меркин.

Как настоящий учитель литературы, Геннадий Самойлович в первую очередь предложил взаимное общение:

— Я бы хотел монологов по делу, я бы хотел диалогов, я бы хотел несогласия. Но я никого не зову в свой устав. Я никогда не спою, как вы. Но ведь и вы не споёте, как я. Однако это не значит, что ваша песня дефектна.

И лекция началась с взаимного интереса учителей и автора. Геннадий Самойлович перемежал рассказ методический с элементами и фрагментами уроков литературы, рассказывал о своих любимых учениках, а все присутствующие на некоторое время становились обычными школьниками 5-7 классов, на мгновение переносились в детство и вспоминали, о чём они мечтали. В глазах школьников-учителей читался неподдельный интерес и уважение, в глазах напротив — доброта и желание поделиться секретами мастерства. А мы решили поделиться с читателями тезисами, которые запомнились после этой встречи.

О проблеме, задаче и учебнике

«Проблема, над которой я работаю как профессионал, называется проблема сотворчества. Поэтому её идеи я и старался заложить в учебник. Но ни один, даже самый золотой учебник, не может привить любовь детям к литературе, он может только подвигнуть на это. Когда я писал, то видел свою задачу в том, чтобы детей вместе с учителем привести в страну литературы, чтобы им там было уютно, тепло, интересно, радостно. Дело в том, что все серьёзные книги, по преимуществу, трагические. А я хочу, чтобы было радостно, чтобы дети чаще задумывались над смыслом чудесной русской приставки «со-» — сочувствие, сострадание, соучастие, сотрудничество, сотворчество, сопереживание и так далее. Вот когда они начнут чувствовать, они станут богаче, им станет радостнее жить.»

О методике

«Методика — это не сумма приёмов, приёмы носят личностный характер. Важны не приёмы, которые, как правило, тиражируются. Важна методическая идея. А идея возникает и от противного. Например, я говорю об одном, а человек думает: «Нет, я так делать не буду, я сделаю наоборот». И у него может получиться лучше.

По моему комплекту в 5-8 классах идёт чтение, а в 9-м — история русской литературы за 400 с лишним лет её развития, от древнерусской литературы до наших дней.

Сейчас у нас три часа литературы в 9-м классе. Представим, что нам дали 10 часов, но что это изменит? Ничего, потому что компьютер в голове воспринимает ровно столько, сколько может. Вспомните советскую школу: 9-й класс — первая половина XIX века, а на самом деле первая четверть; 10-й класс — вторая четверть; 11-й — 20-е годы XX века.

Я не говорю об эстетическом наполнении программы выпускного класса. В лучшем случае — 12 авторов на весь год. А мы не успевали. И те, кто работал в старой школе, помнят: предромантизм, романтизм, сентиментализм и реализм, все эти «-измы», дети на тебя смотрят и не понимают. Это можно только формально зазубрить, вбить…

А сегодня? От «Слова о полку Игореве» до Пелевина. Мы можем по этому гулять сколько угодно, но выполнить это нельзя. Между прочим, у меня до сих пор не вышел 9-й класс. Всё готово, всё нормально, а я держу и не отдаю в издательство на печать. Надеюсь, что удастся победить наше министерство оставить XIX век полностью.»

О методической литературе

«У меня есть замечательный опыт сотрудничества с В. Я. Коровиной. Мы в совместную методичку включили реальные уроки реальных учителей. С указанием школы, фамилии авторов и так далее. И где бы я сейчас ни был, я обращаюсь к учителям с просьбой: если у вас появится желание, и вы пришлёте мне свои конспекты уроков и фрагменты уроков, разработки внеклассных коллективных творческих дел, в общем, всё, что вы считаете нужным для 5-6 класса, я вам буду очень благодарен. Для 7-8 классов будет отдельное издание.»

О краеведении и региональном компоненте.

«Я настаиваю на том, что я даю только модель. Я рассматриваю краеведение не как патриотизм, я автор учебника «Литература Смоленщины» по региональному компоненту. Но в этом учебнике, даже в хрестоматии, присутствует и Симонов, который не родился на Смоленщине, и Булгаков, он и не родился и не погиб на Смоленщине, и Шолохов, и Леонов, и так далее. Но Смоленская тема присутствует в их творчестве. У Шолохова — в очерках, у Леонова — в оригинальном творчестве и в очерке, у Булгакова — в «Записках юного врача», они вообще построены на Смоленском материале. Они имеют отношение к Смоленской земле, значит, я включаю их в программу, но не по биографическим фактам.»

Об ошибках

«Я допустил серьёзнейшую ошибку в своём стремлении. Я поместил в 5-й класс славянский миф. Он при переиздании будет изъят. Дело в том, что я это знал, но крупные формы славянского мифа, эпические формы, не зафиксированы как античные мифы, как в это сделано в Скандинавии, или в индийской мифологии. Мифологические представления присутствуют в некотором виде в старых русских сказках, в некоторых былинах. Как такового славянского мифа крупной формы нет. Я это знаю, как филолог.

Тогда я себе сказал: «Кун же пересказал мифы Древней Греции, мифы гомеровские». И я поместил в пятый класс славянский мир, созданный Асовым. А потом понял, что я совершил очень крупную ошибку. Кун пересказал имеющиеся мифы, а Асов создал стилизацию мифа. Миф остался в быличках, в бывальщинах, в некоторых сказочных персонажах, в некоторых былинных сюжетах.

Когда мы говорим о славянской мифологии, надо именно это иметь в виду. И нечего этого стесняться. Завтра его найдут в каких-нибудь книгах, и мы будем счастливы. Но сегодня наука точная, серьёзная фольклористика и наука, изучающая мифы, говорит о том, что этого нет. Поэтому говорить в школе о славянском мифе и приводить его в качестве образца некорректно.

Я оставил его в шестом классе, но как переложение Асова. Шестой класс всё-таки постарше. Там я это объяснить могу. И в качестве самостоятельного чтения я ввожу былину о Святогоре Рыленкова, основанную на старых русских былинах, где Святогор представлен как мифологический персонаж. Там, мне кажется, это более уместно.»

Пишите письма

«Я дам вам свою визитку. Думаю, в Новосибирске несложно писать письма через Интернет. Я живу на первом этаже, и обычное письмо может пропасть из моего почтового ящика. А электронная почта работает чётко: вы отправили письмо, через 15 секунд оно ко мне пришло. Я получаю от учителей много «человеческих» писем, с вопросами, с сомнениями, с замечаниями и несогласиями, с указаниями на «очепятки»». Я готов отвечать, если вам будет нужен методический контакт.

Два дня лекций-семинаров пролетели незаметно, и учителя, получившие необыкновенный заряд необыкновенной энергии долго не хотели отпускать Геннадия Самойловича. Литераторы делились впечатлениями, мнениями и спрашивали автора буквально обо всём.

Галина Михайловна Дудченко, методист Кировского района, апробатор УМК «Литература» в 5-6 классах:

— Сегодня у нас не первая встреча с автором новой методики, уже были подобные встречи. В марте Надежда Кирилловна Ларионова представляла нам разные программы, семинары. Тогда нас очень заинтересовала программа Г. С. Меркина. Мы решили организовать творческую группу, и сегодня были очень рады с ним встретиться. Эта встреча особенно много даёт тем, кто уже начал работать по его учебникам. Поэтому хочется пригласить всех остальных в нашу творческую группу. Ещё в марте мы почувствовали, что есть какая-то необычная сила за этим автором — человечность, сердечность, и то, о чём мы мечтали, потому что далеко не все программы дают такое богатое содержание. Я считаю, что самое главное — это нравственное содержание. Эта программа действительно воспитывает человечность, и за этой программой будущее.

Мы начали работу в этом году в 5-6 классах, и мы будем продолжать работать по ней. Нас просят, чтобы мы обозначили тему самообразования. Я её определила для себя три года назад: формирование и развитие творческих и интеллектуальных способностей, навыки общения. Я посмотрела учебник, что меня лично подкупает, так это форма заданий и содержание. В нём соединяются классная и внеклассная работа. То есть то, о чём раньше говорили и чем занимались, сейчас возрождается.

Вопросы к автору начались с благодарностей:

— Существует много великолепных методик и неплохих технологий, но они не касаются сердца. В Вашей методике мы почувствовали присутствие и любви, и сердечности. Когда берёшь в руки Ваши книги, возникает ощущение заложенности этого. Направление идёт именно по линии сердечности. Вы заложили это в книгу через слог. Мы пока Вас не видели, но уже чувствовали это.

— Вы правы, и здесь я с вами согласен, хотя это может быть и неприлично соглашаться с такой похвалой. Но я именно об этом и думал: если я хочу то, о чём я сказал, то как это можно сделать? А это можно сделать только в тройственном союзе: ученик, учитель и писатель.

Почему вам нравится мой учебник? Я писал книгу не отдельно для ученика и методичку для учителя, а книгу в равной степени направленную как на ученика, так и на учителя. Я просто не понимаю других форм образования, кроме диалогического. Диалог культур не возникает, если нет диалога межличностного. Если он ведётся корректно, уважительно по отношению друг к другу и к книге, он обязательно приведёт к диалогу с автором, то есть к созданию нового текста в сознании ученика. Если ученик почувствовал потребность взять в руки именно эту книгу и несуетно подержать её в руках, перед глазами, в сознании — она и в сердце войдёт, потому что художественное произведение самодостаточно. И в нравственном, и в эстетическом плане. Главное, чтобы он её взял, не боясь, не под ножом, без принуждения! Тогда не будет предубеждения. Тогда эта приставка «со-» сработает. Отсюда и цепочка построения через текст, через союз, через добро.

— Можно ли в шестом классе переходить на Ваш учебник?

— Да, и я это говорю с полным основанием, потому что ни в одном учебнике, ни в одной системе ещё не сформирован эстетический идеал. Есть только закладка. Даже если следовать структуре и смыслообразующему фактору программу А. Г. Кутузова «В мире литературы», это самый оригинальный и глубокий учебник, там только намечается пунктир. Никакой ломки программы по предмету не будет. Но в восьмом классе этого уже делать нельзя.

— Многие учителя спрашивают про учебник девятого класса…

— Учебник девятого класса готов. Издательство требует у меня рукопись, но я её не даю. Я надеюсь, что Министерство образования сообразит, что нельзя все погрузить в девятый класс, что уже погружено. Я надеюсь, что ХХ век изымут из содержания девятого класса. Если этого не произойдёт, у меня всё готово. Технологически сделать учебник — 3-4 месяца, а он у меня набран. Издательству нужно только поставить картинки.

— Назовите пять Ваших самых любимых писателей?

— Я не хочу помещать себя в Прокрустово ложе пяти или десяти самых любимых классиков. Потому что, на самом деле, даже среди самых любимых авторов есть такие произведения, за которые мне стыдно. Я очень люблю Маяковского, но мне очень стыдно, что он написал стихотворение, в котором он призывает взяться поэта за пистолет. Есть поэты, которых я не очень люблю, но у них есть строчки, которые мне очень дороги.

— Кем были Ваши родители?

— Мы жили в Витебске. Папа был партийным работником, он умер очень рано. Мама была почти безграмотной женщиной, она окончила рабфак. Ей было поручено в войну вывозить детские сады. Так что я человек с верхним высшим образованием в первом поколении.

— Ваше отношение к современной литературе?

— Очень сложное. Я её не понимаю. Я не успеваю читать всё. Читаю очень мало современной литературы, потому что мне приходится перечитывать много классической. Мне приходится читать много чужих диссертаций. Я достаточно много езжу, за полтора года проехал 37 регионов России, ваш — 38-й. На чтение остаётся, к моему стыду, очень мало времени. Но я надеюсь, что скоро уйду на пенсию, и вот тогда буду навёрстывать.

— Какова тема Вашей кандидатской диссертации?

— Кандидатская диссертация имеет тему достаточно скромную — «Лирика Рыленкова». А на самом деле в скобках написано: «Вопросы поэтического мастерства». Эта диссертация сделана на основании частотных словарей — словаря рифм, словаря лексики, словаря строфики, это стиховедческая диссертация. А докторской диссертации у меня нет, я защищался по совокупности опубликованных работ. Проблема, над которой я работал — проблема сотворчества. У меня спросили на защите: «Геннадий Самойлович, что Вы защищаете?», я ответил: «Я защищаю то, чего нет, но возможно при определённой ситуации».

— Вы счастливый человек?

— Очень. Очень счастливый. Мне даже стыдно, какой я счастливый человек. Мне очень повезло на коллег. Это учителя, с которыми я работал (во всех моих книжках их образ передо мной), не везло на директоров — ни один директор мне не мешал работать. А это большое счастье. Я встретился с удивительными людьми в жизни, я был очень дружен с Константином Сергеевичем Есениным, и так далее. У меня трое детей, которыми я горжусь. У меня совместно с сыном написаны две книги, не каждый папа может похвастаться чем-то подобным.

Хочется заметить, что до Геннадия Самойловича ни к одному автору УМК учителя не проявляли такого интереса, не спрашивали о вещах, не связанных с предметом, и не интересовались личной жизнью. Всё это говорит о том, что этот человек действительно влюбил в себя новосибирских учителей и собой, и своей методикой, УМК, особым отношением к предмету, к детям и к жизни вообще. Кажется, что после такой встречи поклонников УМК «Литература» Г. С. Меркина станет намного больше, а уроки литературы станут интересней.

Светлана КИТЕЛЁВА, редакция ОблЦИТ
Фотоиллюстрации автора

Назад