Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
11.02.2014

«Горе уму», или Олимпиада для веселых и находчивых

В этом году задания на олимпиаде по литературе изменились. Текст для комплексного анализа участники могли выбрать из двух, а к традиционному испытанию организаторы добавили творческое задание. Знают ли школьники, кто написал пьесу «На дне», что такое Мтацминда, откуда цитата «А ниточки-то гнилые…» и чему посвящен Туркманчайский договор?
 
Учителя и ученики отметили важную положительную тенденцию: теперь участник сам может выбрать, какое произведение анализировать – поэтическое или прозаическое. 
«Это нововведение было оправдано, – считает Наталья Владимировна Константинова, заведующая кафедрой русской литературы и теории литературы НГПУ, председатель предметного жюри олимпиады по литературе. – Дети отмечают в анкетах, что одним интереснее и продуктивнее работать с прозаическим текстом, другим – с поэтическим». 
Однако по уровню сложности тексты внутри одного класса очень разные. Например, в 9-м классе: с одной стороны, детский писатель Голявкин, а с другой – поэт XX века Чухонцев, который написал политическое произведение с эпиграфом из «Слова о полку Игореве», используя очень сложный размер. Как экспертам оценивать по одной шкале анализы столь разных произведений? 
 
Ряд вопросов и претензий возник у членов жюри, учеников и учителей и к творческому заданию.
Во-первых, сама формулировка задания: «Напишите связный текст литературоведческого, историко-литературного, научного либо научно-популярного характера, включив в него максимальное количество из следующих 10 слов/словосочетаний». «Детям непонятно, чем отличается литературоведческий текст от историко-литературного, литературоведческий от научного, – комментирует Наталья Владимировна. – Это очень тонкая грань».
Участников олимпиады также смутила пометка «включив в него максимальное количество из 10 слов» – школьники поняли, что использование всех слов не требуется. В то же время в критериях оценки работы у эксперта указано, что за «уместность и корректность употребления приведенных в задании слов/словосочетаний» ставится по 1 баллу за слово. 
 
Особого внимания заслуживают сами слова и словосочетания. Вот набор для 9 класса: «Аллитерация и ассонанс, В. А. Жуковский, всемогущество разума, «невыразимое подвластно ль выраженью?», Просвещение, Томас Грей, Silentium, частный человек, чувствительный герой, элегия». Слова для десятиклассников: «Герой-резонер, «Горе уму», Жадов, И. А. Гончаров, «Кого везете?», мотив сумасшествия в литературе, Мтацминда, пятый акт, Туркманчайский договор, Чаадаев». И, наконец, список для будущих выпускников: «А ниточки-то гнилые…», «В Москву! В Москву!», драматическая интрига, Московский художественный театр, подводное течение, праведная земля, ремарки, символика, философский диалог, Хитров рынок».
Эксперты сходятся во мнении, что некоторые из слов вполне можно было прокомментировать под звездочкой: «Зачем, например, ребенок должен знать, что такое Мтацминда*? Можно прокомментировать это слово, чтобы дальше ребенок написал с его использованием связный текст научного характера – это ведь не так просто». 
В результате школьники предлагали свои варианты толкования предложенных слов. В одной из работ члены жюри увидели: «Мотив сумасшествия в русской классической литературе стал распространен после произведения И. А. Гончарова «Горе от ума». Главным элементом данного направления был герой-резонер, то есть печальный, идущий против привычных взглядов. Такими героями были и Жадов, и Мтацминда». Другой участник олимпиады пишет: «Частный человек Томас Грей, поражаясь всемогуществом разума человека, все же задавал вопрос: «Невыразимое подвластно ль выраженью?». 
 
«Само название задания – «творческое» – провоцирует детей на творчество: как хочу, так и пишу, – отмечает Н. В. Константинова. – Например, юмористический текст – это ведь творческая работа. Очень многие, кстати, пишут такие тексты. И получают за это баллы за оригинальность. Дети пытались найти искусственный способ соединения слов. Это проверяет не начитанность и знание литературных процессов, а, скорее, находчивость и смекалку». 
Особенно смекалистые, кстати, находили довольно оригинальные способы введения незнакомых слов в текст. Причем вполне удерживаясь в рамках выбранного жанра. Ученик сочинил такой фрагмент из «научно-популярной статьи»: «В этой статье вы узнали лишь вводную информацию об авторе и его самом популярном творении, а в следующем выпуске журнала мы вам расскажем: какую роль сыграли Жадов и Чаадаев в жизни и творчестве Гончарова, о чем был Туркманчайский договор, и откуда взялась эта знаменитая фраза «Кого везете?». 
 
Также детей очень сбивало с толку использование в данном наборе прямой речи: «Кого везете?», «В Москву! В Москву!», «А ниточки-то гнилые…». Многие считали, что это названия произведений или литературоведческой статьи: «После Гончарова мотив сумасшествия затронул и Чаадаев в своем стихотворении «Кого везете?».
 
Еще одна сложность – ребенок должен объяснить, для чего и для кого предназначен его текст. «Приступая к работе, сначала придумайте и кратко письменно объясните, где и как мог бы быть использован этот текст (статья в журнал или энциклопедию, параграф учебника, доклад на конференции, фрагмент лекции и др.). Старайтесь выбрать стиль текста в соответствии с задуманным жанром и условным адресатом», – сказано в задании. 
Пользовались юные таланты в основном вышеперечисленными ориентирами, но некоторые придумывали и свои варианты: «параграф из учебника для детей с отставанием в развитии», «статья в журнал для тех, кто не очень хорошо разбирается в теории и истории литературы». 
 
Но одним из главных недочетов члены жюри выделяли задачу «включить слова в общий сюжет, через который были бы видны литературная эпоха, или литературное произведение в его связи с другими произведениями, или автор и его творчество в широком контексте, или литературоведческая проблема в многообразии ее толкований». Эти «сюжеты» перечислены в задании через «или», но, по большому счету, слова в каждой группе можно распределить по нескольким темам. И даже если вдруг ребенок знает, что такое Туркманчайский договор, не факт, что он сможет связать его с мотивом сумасшествия в литературе и фразой «Кого везете?». 
 
Стоит отметить, что многие участники олимпиады второе задание попросту игнорировали. Причем нередко среди них встречались те, кто за комплексный анализ получил очень высокую или даже максимальную отметку. 
«Необходимость в творческом задании есть: проверить именно общелитературные знания, знания литературной эпохи, литературного контекста. В нем есть смысл, но организовывать это надо по-другому», – считают эксперты.
 
Напоследок приведу слова одного из школьников, которые он адресовал членам жюри вместо комплексного анализа текста: «А знаете, в чем прелесть стихотворений, прозы и литературы вообще? В том, что это личное. Извините, но олимпиада, где нужно вытаскивать душу на бумагу, – это еще хуже, чем публичное унижение».
 
Алена Юдина, отдел информации ОблЦИТ
 
Фотоиллюстрация из архива отдела информации ОблЦИТ
 
* Мтацминда - некрополь в Грузии, где похоронены многие известные писатели, артисты, учёные и национальные герои Грузии, в том числе А. С. Грибоедов
 

Назад