Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
19.02.2014

Чтобы обнять друга, нужно выйти из Сети

С компьютером и Всемирной паутиной современные дети порой знакомятся раньше, чем с букварем и прописями. Увлечение детей Интернетом и компьютерными играми пугает родителей и педагогов. Теоретические основы возникновения интернет-зависимости у школьников и практические рекомендации по ее профилактике – из уст специалиста. 
 
В рамках проведения Недели безопасного Рунета 13 февраля в ОблЦИТ прошла видеолекция «Детки в сетке. Профилактика интернет-зависимости детей школьного возраста». Лекцию читала Татьяна Викторовна Курдюкова, врач-педиатр, клинический психолог.
Под интернет-зависимостью специалисты традиционно понимают навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненную неспособность вовремя от него отключиться.
Она сопровождается социальной дезадаптацией и рядом психологических симптомов: ребенок настолько предпочитает жизнь в Интернете, что фактически начинает отказываться от реальной.
«Конечно, Интернет – это уникальное пространство, где можно найти все: от шнурков до друзей, – согласилась Т. В. Курдюкова. – Да только всё, что мы там находим, виртуально. И чтобы завязать эти шнурки или обнять друга, потребуется выйти из Сети. Но иллюзия реальности очень сильна, возникает как бы параллельная реальность. И если что-то в «реальной реальности» не устраивает человека, силен соблазн ускользнуть туда, где окружающий мир будет строиться по собственному желанию». Это, по мнению психологов, и приводит к возникновению зависимости. 
Почему же остерегаться такой проблемы стоит именно в детском возрасте? Врач привела некоторые основы теории «поиска ощущений»: «У любой личности есть потребности, которые у ребенка наиболее выражены, – потребность в исследовательской деятельности, в получении новой информации, в исследовании своих ресурсов, решении задач на грани достижимого. В итоге, если не сформированы еще четко границы своего «я» и недостаточно жизненного опыта, то возникает напряжение, которое стремится к своему разрешению любым путем». И как раз в этом, по словам ученых, на «помощь» детям приходит Интернет. «Это и виртуальная реализация фантазий и желаний, и возможность различных социальных действий, и нахождение желаемых собеседников, и неограниченный доступ к информации, и участие в играх», – перечислила Татьяна Викторовна.
 
Выделяют 5 основных типов интернет-зависимости. На нашем вебинаре психолог остановилась на наиболее распространенном среди детей школьного возраста – игромании. «Если описывать портрет ребенка, который страдает игроманией, то чаще это дети-экстраверты, которые не испытывают чувства неловкости при общении со взрослыми, у них развиты фантазии о своей необычности, есть убежденность в благосклонности судьбы и в собственной исключительности, а в семье присутствуют установки на престижность, вещизм, приоритет денег», – считает врач. По ее словам, ребенка с игровой зависимостью отличает высокая социальная смелость, склонность к риску, слабое соблюдение общепринятых норм и запретов, экспрессивность и эмоциональная дезориентация, неустойчивый самоконтроль и конфликтность в своей среде, напряженность, неадекватность самооценки. 
 
А вот какие поведенческие признаки интернет-зависимости отмечают исследователи: повышение настроения во время использования Интернета, неудержимое влечение к выходу в Интернет, трудности, связанные с прекращением сеанса связи, нарастающие отрицательные эмоции (раздражительность, скука, чувство пустоты) вне общения с компьютером, потеря интереса к прежним занятиям и увлечениям, безответственность, снижение успеваемости. Могут возникать, кстати, и соматические симптомы: боли в животе, головные боли, но стоит ребенку сесть за компьютер, как все сразу проходит. «Компьютер еще называют «драконом, питающимся детскими душами», – подчеркнула Т.В. Курдюкова. 
 
Так что же делать, если вы обнаружили у своего ребенка вышеперечисленные «симптомы»? «Во-первых, важно общение с эмоционально значимым взрослым: мама, например, может играть в компьютерные игры вместе с ребенком, и тогда не прерывается реальное общение, – рекомендует врач. – Во-вторых, снятие психоэмоционального напряжения через совместную игру, танцы, рисование. Поможет телесный контакт с ребенком, который необходим и самим взрослым, занятия спортом, причем лучше именно в семье, а не просто в группе детей под руководством учителя. Дополнительное образование ребенка – когда кроме школы он занят в кружках и секциях, у него остается меньше времени для выхода в Интернет. И, конечно, создание и поддержание семейных традиций и праздников с участием всех членов семьи». 
 
Хочется отметить, что официальным диагнозом интернет-зависимость в отечественной медицине пока не признается. Возникает много вопросов. Неужели экспрессивность и конфликтность в детской среде возникла лишь с приходом в нашу жизнь Интернета? Можно ли назвать слабое соблюдение ребенком норм и запретов симптомом психического заболевания? Все ли дети, играющие во время урока в школе в игру на мобильном телефоне, рискуют быть отнесенными к разряду интернет-зависимых? Возможно, не так страшен этот дракон, каким его изображают психологи?
 
Алена Юдина, отдел информации ОблЦИТ
 
Фотоиллюстрация автора
 

Назад