Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
09.09.2014

Математический кружок для двоих

С какими чувствами бывшие ученики, добившиеся успехов в разных областях, говорят о своих школах? Воспоминаниями поделились Евгений Бунимович, Виктор Садовничий и Владимир Войнович.
 
«Я, наверно, только потому и стал учителем, что самые важные знания получил в школе, – рассказывает Евгений Бунимович, педагог, общественный деятель, уполномоченный по правам ребенка в Москве. – У меня было несколько прекрасных школ: сначала французская, потом легендарная вторая математическая. И я до сих пор считаю, что это были самые счастливые годы моей жизни. В математической школе был абсолютно фантастический директор Владимир Федорович Овчинников. Самое удивительное, что он и сегодня остается директором, несмотря на свой солидный возраст, а сама школа входит в десятку лучших школ Москвы.
Одно из самых важных для меня воспоминаний, оставшихся на всю жизнь, связано с учителем литературы Феликсом Александровичем Раскольниковым. В девятом классе он прочитал нам на первом уроке кусок из романа «Накануне» Тургенева, объяснение в любви, и спросил, нравится ли нам это.
Мы все уже были достаточно лицемерны и стали нараспев рассказывать, как нам понравился прочитанный учителем отрывок. Когда очередь дошла до меня, я сказал, что хоть никогда и не объяснялся в любви, но, по-моему, это делается не так, поэтому отрывок мне не нравится.
Учитель именно этого и ждал. Помню, как меня поразило то, что я осмелился сказать такое, а учитель меня понял и поддержал. Это был знак, что в этой школе все будет иначе, чем везде: честнее, достойнее, лучше. Именно так и выстраивались наши отношения с учителями и друг с другом на протяжении всех тех лет, что мы там учились».
 
Виктор Садовничий, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, вспоминает, как пошел в первый класс в 1946 году: «Это была маленькая школа в селе Краснопавловка Харьковской области. Для нас, школьников, главным желанием тогда было кем-то стать, выучиться и, что называется, попасть в люди. Это не преувеличение – страна в эти годы была в послевоенной разрухе, мы очень рано повзрослели и поняли, что все в этой жизни будет зависеть только от нас.
Я был непослушным учеником, поэтому учителя меня не очень-то жаловали. Так продолжалось, пока к нам в седьмом классе не пришел новый классный руководитель Иван Лукич Ленау. Он быстро разобрался в ситуации и понял, что со мной лучше не воевать, а сделать лидером. И он стал всячески меня поддерживать, назначал бригадиром, когда мы работали на колхозных полях. Думаю, это и определило мою судьбу. Я стал первым – и в учебе, и в общественных делах. Иван Лукич был моим отцом в школе, благодаря ему я стал тем, кем стал.
А в профессиональном плане самую большую роль в моей жизни сыграл учитель математики Николай Гаврилович Лилитко. Он приехал к нам сразу после пединститута неопытным мальчиком, а спустя годы стал одним из лучших учителей в стране. У нас был математический кружок, куда входили только он и я. Мы оставались в школе после уроков и решали задачи, которые были в программе мехмата МГУ. Я, может быть, скажу удивительную вещь, но уровень той сельской школы был несравнимо выше сегодняшних. Там был большой элемент тьюторства, почти индивидуальный подход. В современной общеобразовательной школе это почти невозможно».
 
Владимир Войнович, писатель, учился во время войны, с перерывами, и очень мало – некоторые классы вообще пропустил. Сменил несколько школ: сельскую, обычную городскую и вечернюю. Последнюю заканчивал, уже будучи взрослым человеком, и навсегда запомнил замечательную учительницу литературы Татьяну Фомину. Он считает, что школа во все времена и при любом строе остается школой, там трудно, часто неприятно, но она учит главному – жизни. И каким бы ни был этот опыт, к нему нужно относиться с благодарностью.
 
По информации gazeta.ru
Фотоиллюстрация из архива отдела информации ОблЦИТ
 
Подготовила Ирина Воронцова, отдел информации ОблЦИТ

Назад