Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
16.03.2015

Учителем в школе он тоже был

Кандидат наук – без защиты диссертации, профессор – со степенью кандидата… Дитмар Эльяшевич Розенталь, автор 150 учебников, справочников и словарей, говорил о себе: «Я всегда был патологически грамотным». Школьники послушали лекцию о нем в рамках проекта «Уроки русского».
 
27 февраля в Центре русского языка Анастасия Григорьевна Кротова, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка НГТУ, прочитала лекцию «Д. Э. Розенталь – законодатель “высокой моды” в русском языке».
Анастасия Григорьевна рассказала школьникам о том, что сейчас имя «Розенталь» стало нарицательным, именем-символом, тем именем, которое связано с русской орфографией и пунктуацией. 
Ребятам предложили попробовать поиграть в игру «верю – не верю» по фактам из биографии Дитмара Эльяшевича:
 
Дата рождения Д. Э. Розенталя неизвестна.
Он написал учебник итальянского языка.
Русский язык – не родной язык Д. Э. Розенталя.
Он не был доктором филологических наук.
Редактировал до последних дней жизни.
 
Далее старшеклассники получили тексты о Розентале и поработали с ними: нашли ответы к предыдущему заданию, выделили интересные факты. 
Действительно, год рождения Розенталя неизвестен (в анкетах и энциклопедиях указывают то 1900-й, то 1899-й годы, но сам Розенталь говорил, что он на несколько лет старше своего официального возраста); в его семье говорили на польском, идиш и немецком (русский язык он изучал только в гимназии); сам Дитмар Эльяшевич знал 12 языков; он написал учебник итальянского языка; доктором филологических наук он не был; редактировал тексты всегда.
 
А.Г. Кротова вместе с ребятами попробовали выделить все науки и области, в которых проявил себя Д. Э. Розенталь. Их оказалось очень много:
- лингводидактика,
- история,
- лексикография,
- практическая стилистика. Розенталь был ее основателем,
- культура речи,
- диалектология,
- переводоведение,
- литературное редактирование,
- орфография и пунктуация.
 
Лектор задала ребятам вопрос: «Почему книги и учебники Розенталя так популярны?». Посыпались ответы: «В них все точно», «Мы всегда пользуемся этими словарями», «Правила не меняются», «Написано простым языком». Специалист посоветовала ребятам пользоваться «Словарем трудностей», структура которого очень проста.
В конце лекции ребята выполнили небольшое задание, связанное с орфоэпическими, грамматическими, лексическими нормами, а затем каждый написал небольшое стихотворение без рифмы о великом лингвисте. Получилось, например, такое своеобразное танка:
 
Розенталь.
Умный, разносторонний, скромный.
Переводит, учит, создает.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Культурный уровень.
 
Добавим, что звание кандидата педагогических наук Розенталю было присвоено в 1949 году за учебник итальянского языка – honoris causa, то есть без защиты диссертации. А в 1960 году он стал профессором (очень редкий случай, когда в МГУ присваивают такое звание кандидату наук).
В 1936 году ученый стал членом редколлегии, а в 1938-м – заместителем главного редактора журнала «Русский язык в школе», оставаясь на этом посту до1962 года. 
Дитмар Розенталь вплотную занялся практической стилистикой русского языка в пятидесятых. Эта отрасль лингвистики позволяет «поверить алгеброй» гармонию языка, чтобы сделать речь или текст более выразительными, дает возможность журналисту, педагогу, оратору осмысленно, а не на интуитивном уровне, «глаголом жечь сердца людей». В 1957 году Розенталь издает сразу две книги на эту тему: «Практическую стилистику современного русского языка» (в соавторстве с В.А. Мамоновым) и «Литературное редактирование» в соавторстве с проф. В.К. Былинским. Именно с последним Розенталь делит честь быть родоначальником практической стилистики как раздела лингвистики. 
 
Цикл «Лекции для юношества» – часть проекта «Уроки русского», проводятся с 2012 года фондом «Родное слово» при поддержке НГОНБ.
 
Информация и иллюстрация фонда «Родное слово»
 

Назад