Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
26.01.2006

Учить, не пугая наказаниями!

Математика — один из основных школьных предметов, и для большинства детей — один из самых сложных. Но какой учитель не хочет, чтобы дети любили его предмет и охотно им занимались? Как вы думаете, возможно ли сделать математику посильной и интересной всем ученикам? Можно ли обойтись без обязательных домашних заданий? Может ли учитель, задав вопрос классу, получить ответ от всех учеников сразу? Если вы считаете, что это невозможно, значит вы ещё не знакомы с учебно-методическим комплектом Марка Бенциановича Воловича «Математика 5-6» (издательство «Вентана-Граф»), построенном на основе реализации деятельностного подхода к обучению (школа
Л. С. Выготского — А. Н. Леонтьева — П. Я. Гальперина).

На базе опорной школы №173 г. Новосибирска 23 января 2006 года состоялось расширенное заседание творческой группы учителей математики, работающих по УМК М. Б. Воловича в 5-6 классах. Заседание было организовано ИМО ОблЦИТ. В нём приняли участие педагоги, заинтересованные в работе по этой технологии. Несмотря на сильный мороз, в школе №173 гостей собрался полный класс, они приехали из разных уголков Новосибирской области: Искитима, Бердска, Барабинска, Татарска и др.

Учитель математики средней школы №173 Валентина Дмитриевна Терехова продемонстрировала педагогам города и области один из уроков «Четырёхуровневого цикла» — урок общения. У Валентины Дмитриевны обычный 5 класс, учатся в нём простые мальчишки и девчонки. Но с тех пор, как Валентина Дмитриевна стала заниматься с ними математикой по методике М. Б. Воловича, дети ходят на уроки с радостью. В чём же секрет этой необычной методики? «Учение из-под палки всегда было нежелательным, а сегодня стало ещё и малоэффективным: дети очень рано осознают, что двойка, которой угрожает учитель, — наказание весьма слабое, — пишет Волович в своём пособии для учителей. — …Во всём цивилизованном мире сегодня весьма пристально следят за тем, чтобы боязнь наказания была практически исключена. Учить, не пугая наказаниями, можно лишь в том случае, если ребёнку интересно.»

Валентина Дмитриевна Терехова, учитель математики школы №173, г. Новосибирск:

— Большой плюс этой технологии в том, что в первой четверти нет привычного повторения. Весь пройденный материал повторяется с помощью задач и примеров. Ведь повторяя, дети начинают скучать, им неинтересно. В работе по УМК М. Б. Воловича этого нет. Очень полезно то, что дети проговаривают свои действия. Когда они объясняют другому ученику решение, они сами понимают его лучше и хорошо запоминают новый материал.

Учителя выслушали Валентину Дмитриевну с живым интересом и поделились своим опытом работы по УМК М. Б. Воловича.

Светлана Ивановна Коломникова, учитель математики школы №14, заслуженный учитель РФ, г. Искитим:

— Я работаю по УМК М. Б. Воловича два года. Его технология преподавания математики очень отличается от всех традиционных, и первое время пришлось привыкать и мне и детям. Но зато потом все мы оценили преимущества этой технологии. Учебник написан доступным языком, понятным и для учеников и для родителей. В учебнике есть примеры решений задач различного характера. Если даже ученик по какой-то причине пропустил занятие, родители могут легко просмотреть решения задачи и объяснить его ребёнку.

Рабочие тетради, разработанные Воловичем, устроены совершенно по-другому, чем обычно. Решения уже даны, но в них пропущены ключевые слова, записывая которые, ученики полностью получают решение. Чтобы вставить необходимые слова, нужно не просто прочитать учебник, но осмыслить прочитанное, что помогает лучше усваивать материал и формировать грамотную математическую речь. Методика преподавания математики по УМК М. Б. Воловича даёт возможность реализовать и обучающие, и развивающие, и воспитывающие задачи, поставленные перед преподавателем. Дидактические материалы позволяют выполнять дифференцированный подход к детям и обучать каждого ребёнка на том уровне, который ему доступен.

Лариса Александровна Бугаева, учитель математики школы №13, г. Новосибирска:

— Первое, что меня привлекло при встрече с М. Б. Воловичем, это сам автор. Такой интересный, яркий человек! На множество своих вопросов я получила ответы при первой же встрече. Я начала работать по этой технологии со своим 6 классом, при этом в 5 классе дети занимались по учебнику другого автора. И уже через месяц обучения дети на уроках заговорили, с удовольствием отвечая правила! Затем появилось то, чего я не могла добиться от детей много лет — желание читать учебник. Дело в том, что рабочая тетрадь построена таким образом, что без вдумчивого прочтения учебника дети не могут заполнить тетради. И у них появилось желание разобраться в материале и понять его! Дети не боятся ошибиться, вот что важно. Они сами ищут подобные задания, пытаются подобрать варианты решений, не боятся спросить.

В конце каждого раздела есть задания «Проверь себя». Отвечая, дети проговаривают теорию на конкретных примерах. Групповая работа тоже многое даёт. Если в обычном подходе немногие дети слушают отвечающих, зная, что по этой теме их уже не спросят, то в групповой работе дети слушают «во все уши», зная, что им сейчас отвечать. Это то, чего мне не хватало многие годы работы.

Татьяна Александровна Лежнёва, учитель математики школы №188, г. Новосибирск:

— Я работаю по УМК М. Б. Воловича в 5 классе. Вы знаете, мои дети бегут на математику! Им очень нравится заполнять рабочие тетради. Что важно, благодаря групповой работе, никто не сидит без дела. Все дети активно участвуют в учебном процессе. Уроки проходят легко и быстро.

Татьяна Николаевна Прокопьева, учитель математики школы №165, г. Новосибирск:

— Я загорелась этой методикой преподавания после того, как прочитала книгу М. Б. Воловича «Наука обучать: технология преподавания математики». В ней автор прописывает педагогические и психологические основы своей технологии, и всё становится понятно. Почему автор использует именно четырёхурочные циклы, на какие проявления психологии подростка он опирается, что даёт групповая работа, какие есть теории усвоения. Зная эти психолого-педагогические основы, даже работая по учебникам других авторов, можно накладывать основные принципы работы на процесс обучения и в старших классах. Это очень развивает детей и помогает педагогу в работе.

Заместитель начальника информационно-методического отдела ОблЦИТ Вера Алексеевна Бубнова подвела итоги заседания, рассказав о некоторых особенностях УМК М. Б. Воловича:

— Учебник М. Б. Воловича «Математика 5-6» включён в Федеральный перечень на 2006-2007 гг. и имеет гриф «Допущено» Министерства образования и науки РФ. Предлагаемый в программе курс математики для 5-6 классов разработан в соответствии с ныне действующим образовательным стандартом основного общего образования по математике и реализует деятельностный подход к организации учебного процесса, предложенный российскими психологами школы Л. С. Выготского. Программа ориентирована на решение проблем перехода от обучения в начальной школе к обучению в 5-6 классах, а также на повышение эффективности и качества усвоения учебного материала основной школы и формирование у учащихся навыков самостоятельности и активности. Предлагаемый в программе курс реализован на базе УМК М. Б. Воловича «Математика 5-6» и имеет следующие особенности:

  • в 5 классе отсутствует повторительный раздел;
  • в ходе рассмотрения каждой темы одновременно осуществляется и повторение пройденного, и изучение нового материала;
  • максимально реализуется принцип сознательности обучения благодаря, в частности, предъявлению ученикам только «рабочих» формулировок и алгоритмов, которыми они будут реально пользоваться, решая задачи;
  • эффективность усвоения материала обеспечивается благодаря реализации особой образовательной технологии, основанной на идеях и разработках психологов школы Выготского-Леонтьева-Гальперина;
  • обеспечивается органичная связь теории и практики: стимулируются как теоретические обоснования при решении задач, так и использование задач при изучении теоретического материала;
  • обеспечивается уровневая дифференциация в ходе обучения благодаря делению заданий на группы по степени сложности;
  • обучение устным вычислениям ведётся через систематическое выполнение прикидки;
  • реализуется не только усвоение материала 5-6 классов, одновременно проводится подготовка учеников к обучению в следующих классах;
  • организовано первоначальное обучение доказательствам в математике;
  • формируется учебная самостоятельность и активность, навыки контроля и самоконтроля;
  • вырабатывается умение самостоятельно работать с учебным текстом, формируется техника осмысленного чтения;
  • максимально обеспечивается развивающее обучение.

Подобные встречи с учителями, работающими по той или иной технологии преподавания, нередко проводятся информационно-методическим отделом ОблЦИТ. Данная встреча показала, что подобный обмен опытом необходим и очень полезен. О других заседаниях творческих групп учителей, семинарах с авторами учебников и представителями издательств можно узнать по тел. (383) 343-54-33. (Куратор В. А. Бубнова).

Заказать УМК «Математика 5-6» .М. Б. Воловича можно в АНО РИЦ УК.
Контакты: (383) 343-54-33; (383) 343-03-90; e-mail: viv@oblcit.ru.

Елена СУВОРОВА, редакция ОблЦИТ
Фотоиллюстрации автора

Назад