Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
16.09.2015

«Педагогическое образование не важно, важно отношение и профессионализм»

Программа «Учитель для России» устраивает выпускников лучших вузов страны на работу в самые обычные школы в так называемом сложном социальном контексте – они расположены в неблагополучных районах или обделены государственным финансированием и вниманием обеспеченных родителей. Желающих много, конкурс – десять человек на место. 
 
Прошедшие конкурс с 1 сентября пошли в школы Московской и Воронежской областей. 
При успешном прохождении тура участники программы будут на два года приняты в штат, получат возможность пройти бесплатно программу профессиональной переподготовки по педагогике от НИУ ВШЭ, прибавку к стандартной ставке учителя в размере 35 тысяч рублей, интенсивную программу профессионального развития и возможность реализовать свой образовательный проект. 
По словам одного из организаторов конкурса Федора Шеберстова, рекрутинговая кампании в России заняла всего два месяца, а реклама проекта преимущественно заключалась в презентациях, которые команда проводила в вузах. Большое количество заявок он объясняет просто: «Вам двадцать пять лет, вы закончили университет, хотите работать с людьми, хотите по-настоящему интересного жизненного опыта и ответственности. Куда вам идти? Консалтинг, банки не всем подходят, а в образовании сегодня много пространства для интересных идей, нововведений».
 
Отбор жесткий. На первом этапе нужно было заполнить анкету, затем пройти интервью по «Скайпу». До очного тура допустили не больше трети участников. Из них только пятьдесят будут рекомендованы к работе в школе и в течение нескольких недель пройдут специальную подготовку, которая станет дополнительным этапом отбора: после прохождения обучения кандидатов может остаться еще меньше. Будущих учителей проверяют в том числе на выносливость, сообразительность и стрессоустойчивость. 
 
Корреспондент журнала «Русский репортер» поучаствовал в последнем отборочном туре.
Субботнее утро, офис в центре Москвы.
– Итак, представьте, что сейчас 1 сентября и вы впервые вышли к своим ученикам, — объясняет очередное задание бизнес-тренер Ольга Фогельсон. Она много лет работала с детскими лагерями и на отборочном туре выступает модератором в одной из групп.
К доске выходит хрупкая девушка Даша в черном платье и громогласно, нараспев объявляет:
– Здравствуйте, дети! Я ваш новый учитель обществознания. На занятиях мы поговорим о праве. Каждый хоть раз скачивал музыку, сериальчик там какой-нибудь из интернета. А насколько это законно?
Даша – идеалистка. В ее планы входит сделать мир лучше и пойти в магистратуру. Победив во Всероссийской олимпиаде по обществознанию, она могла поступить в любой вуз и выбрала МГИМО, хотя всегда хотела стать преподавателем: «Если идти в педагогику, можно было остаться в Нижнем Тагиле, но уровень педагогических вузов в нашей стране, прямо говоря, невысокий. Я решила получить хорошее образование, чтобы потом внести фундаментальный вклад в развитие страны, у меня сразу были глобальные планы, и я по-прежнему хочу сделать мир лучше».
 
– Сейчас будет задание «Путевка», мы поделим их на группы по три человека. Каждый будет классным руководителем, у которого несколько учеников собирались в школьную поездку за город. Но финансирование срезали, и теперь нужно из двенадцати учеников выбрать четверых на все три класса, – рассказывает наблюдатель Максим Поляков.
Естественно, у задания нет правильного ответа, поясняет Максим. Оно нужно, чтобы посмотреть, как участники взаимодействуют между собой и принимают решения. Каждый из них получил листок с краткой характеристикой своих учеников – например, «Маша, отличница из многодетной семьи», «Вася, талантливый, но ленивый, сын учителя химии», «Петя, заядлый футболист, в последнее время стал лучше учиться», «Соня, троечница, родители развелись, часто болеет». Выбрать действительно непросто.
Максим, эксперт по оценке персонала, в программе работает на добровольных началах: «Я здесь такой же волонтер, как и все остальные, это такая гуманитарная миссия, не все же время бизнесом заниматься. А от этих ребят получаешь эмоциональный заряд, они очень живые, активные. Они хотят заниматься именно своим предметом, но система требует от них педагогического образования». 
 
 «Самое сложное – договариваться. Когда я шел в школу, думал, что бояться нужно детей, а оказывается – учителей и родителей», – считает Вадим, один из самых активных участников группы. Он постоянно что-то говорит, комментирует, опровергает. По профессии Вадим – юрист и экономист, он успел поработать в школе, а сейчас занимается репетиторством. В проекте Вадим, как и Даша, претендует на должность учителя обществознания. Вообще желающих преподавать гуманитарные дисциплины больше, чем технарей, и это некоторая проблема.
 
В конце все конкурсанты по очереди участвуют в «педсовете». Пришла разгневанная мама ученика, не поехавшего по вине учителя на экскурсию. В роли мамы наблюдатель Вера, педагог младших классов.
– Будьте любезны, объясните мне, почему моя Сонечка не поехала по историческим местам! – «мама» недовольно поджимает губы и нервно теребит шарф.
От педсовета к педсовету Вера перевоплощается в маму Витеньки, Сережи и Танечки, но каждый раз – мурашки по коже не только у меня, но и у «директора школы» Максима и «завуча» Ольги. 
На такую агрессию будущие учителя реагируют на удивление спокойно: кто-то с напором отстаивает свою позицию, кто-то пытается успокоить маму, а кто-то с легкостью перекладывает ответственность на пассивного директора. Последних Вера активно поддерживает, считая, что конфликты должна разрешать администрация школы, а не педагог: «Нужно ли подвергать себя такому стрессу? У меня как у преподавателя выгорит часть души, которую я не смогу отдать детям».
 
Сейчас похожие проекты работают в 35 странах мира, в том числе в нескольких странах бывшего социалистического лагеря – в Армении, Сербии и Румынии. Идея популярна в странах Латинской Америки (Чили, Аргентина, Колумбия) и в Азии (Китай, Индия). Организаторы, как и коммунары в СССР 1960-х годов, надеются, что молодые учителя будут не только передавать академические знания, но и станут для учеников ролевой моделью, светом в окошке, а впоследствии смогут модернизировать образовательную систему.
 
 «У нас нет ничего, кроме здравого смысла, – говорит Федор Шеберстов. – Наши ребята призваны справиться с основной проблемой средней школы под названием «скука». Они сами интересные, и мы уверены, что этим интересом они могут заразить. Понятно, что есть огромное количество образовательного контента и принимаются хорошие законы, но все это пустой звук, если ты приходишь в конкретную школу к учителям, которым это неинтересно. Они не виноваты, они просто так привыкли или поставлены самой системой в сложные условия. У них нет прямой задачи разбудить в ребятах любознательность и самостоятельность».
 
 
Информация и иллюстрация журнала «Русский репортер»
 

Назад