Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
04.07.2006

В ОблЦИТе прошли курсы повышения квалификации по технологии М. Б. Воловича

В Областном центре информационных технологий прошли курсы повышения квалификации учителей математики «Реализация теории деятельностного подхода к обучению в практике преподавания математики» с участием авторов учебно-методического комплекта «Математика 5,6» д. п. н., профессора МГПУ Марка Бенциановича Воловича и к. п. н., методиста-консультанта издательского центра «Вентана-Граф» Натальи Юрьевны Лукановой. О проведении курсов повышения квалификации и новых проектах мы беседуем с Натальей Юрьевной.

— Какие новые проекты запланированы в ближайшее время?

— Сейчас идёт активное сотрудничество с фирмой «1С», — был выигран грант на подготовку версии электронного учебника от Национального фонда подготовки кадров. Фактически проект, который готовится, будет решать задачи более широкие, чем электронный учебник. Будут три направления работы. Одно направление — это методическая помощь учителю, мудьтимедийный проект каждого урока: представляя тему, педагог сможет показать материалы на экране компьютера. Затем будет другое направление в рамках этого же диска: работа для слабого ученика, задания для детей, которым трудно усваивать материал. Здесь же будет и работа для сильного ученика, это будут задачи повышенной трудности, благодаря которым он может усвоить материал более глубоко, чем обычно.

Также у нас готовятся к выпуску таблицы для пятого и шестого класса, они должны выйти в 2007 году. Для более старшего звена с целью обеспечения преемственности в проекте есть рабочие тетради по алгебре к учебнику Ш. А. Алимова, а также к учебнику А. Г. Мордковича, и уже осенью должны выйти тетради к учебнику Л. С. Атанасяна. Также осенью нам обещали выпустить сборник дополнительных задач для 5-6 класса, которые могут использовать как учителя, работающие по данному комплекту, так и учителя, которые по каким-то причинам не могут перейти на данный комплект и работают по другим.

— Для чего были сделаны рабочие тетради к комплектам других авторов?

— Дело в том, что вопрос, когда выйдут книги Марка Бенциановича, когда они получат гриф Министерства Образования РФ, открыт. Пока это неизвестно. Но есть учебно-методические комплекты, которые он предпочитает как автор. Например, линию наших учебников и линию А. Г. Мордковича можно назвать абсолютно преемственными. Конечно, рабочие тетради есть к большинству комплектов, но таких, как у нас, больше нет ни у кого. И, соответственно, именно такие рабочие тетради должны быть к комплекту А. Г. Мордковича. На самом деле они уже выпускались, но другим издательством. А теперь договор прерывается. Перед теми тетрадями, которые будут выпускаться в нашем издательстве, Марк Бенцианович ставит задачу большую — он хочет выпустить не только рабочую тетрадь, но ещё включить туда некоторые элементы методических рекомендаций для учителя и ученика по освоению текстов учебников, потому что каждый учебник несовершенен, это понятно. И там, где Марк Бенцианович увидел какие-то сложности и проблемы, которые можно достаточно легко исправить, он будет вставлять пояснения в рабочую тетрадь. То есть учитель и ученик будут получать информацию о том, как надо на самом деле прочитать текст этого учебника, чтобы не было проблем.

— С какими проблемами обычно сталкиваются учителя?

— Учителя, которые уже закончили эксперимент с комплектом и начали работать в старших классах, хором говорят, что у них есть только две проблемы. Первая проблема — ученики жалуются на то, что без рабочих тетрадей им труднее усваивать материал. Вторая проблема заключается в том, что если учитель вынужден пока работать по другим комплектам, то теперь он чувствует, насколько трудно правильно подбирать задачи. В нашем учебнике задачи подобраны очень строго, и когда учитель к этому привыкает, ему становится удобно и хорошо, но когда он переходит к другому комплекту, возникают трудности. Первую проблему мы решаем уже сейчас — делаем рабочие тетради. Другую проблему нам решить очень сложно, ведь у других авторов другие взгляды, отличные от наших, и влиять на них проблематично. Конечно, Марк Бенцианович готовит свои собственные книги, но это просто дальняя перспектива, а учителю ведь нужно здесь и сейчас решать свои проблемы.

— Чем отличаются эти курсы от предыдущих?

— Практической направленностью. Я совсем убрала рекламную деятельность, и даже убрала собственную деятельность. Одну часть группы составляют те, кто хоть что-то слышал, другую часть группы составляют те, кто совсем ничего не слышал и не знает о линии. И сейчас те, кто знает хоть что-то, пытаются учить тех, кто не знает ничего. Тем самым я выявляю глубину их знания и незнания, и закрываю пробелы незнания, с одной стороны, с другой стороны, они сами у себя формируют убеждения. Та часть группы, которая является учениками, ставит перед другой частью очень сложные задачи — ведь возникают вопросы, противоречия. Они задают вопросы, приходится их пояснять и решать, где-то с моей помощью, где-то это получается самостоятельно.

В таком режиме мы работали один день — это маленький кусочек теории с применением видеозаписи, где наглядно видно как методика выглядит на уроке. Когда получится, что все получили полное, глубокое представление о маленьком кусочке урока, они сразу же попробуют реализовать эти свои представления работы с комплектом так, если бы им завтра надо было бы идти к ученикам. То есть они подготовят некоторую разработку фрагмента урока, а завтра уже будут показывать это и пробовать себя в роли учителя с классом в деловой игре. Это нужно для того, чтобы, когда они действительно начнут работать по методике, у них заранее все проблемы были решены, чтобы они уже знали, что делать в тех случаях, которые сегодня им кажутся непредвиденными ситуациями. И я надеюсь, получится сделать так, чтобы непредвиденных ситуаций для них почти не было.

— Что ещё, кроме деловой игры, входит в программу курсов?

— Во-первых, дискуссии, которые происходят, диспуты между ними. Элементы взаимообучения, групповой и парной работы, то есть всё то, что потом им придётся делать на уроках. Современный учитель очень редко применяет эти альтернативные формы, а данная технология требует именно их. Сначала педагоги научатся это делать с самими собой, потом будут учиться делать это с другими. Это основное отличие данных курсов от тех семинаров, которые я называю рекламными.

— Методика разрешает актуальные проблемы преподавания математики?

— Безусловно, всё, что мы сейчас решаем, всё до единого является актуальными проблемами. Более того, они сейчас получают и более глубокую психолого-педагогическую подготовку, чем это бывает обычно. Например, сегодня они учили друг друга выполнять «гимнастику мозга», я привезла некоторые новые упражнения, и более того, в аудитории выявились люди, которые тоже об этом слышали, и они, в свою очередь, дополняют мои знания. Но, самое главное, сейчас педагоги формируют у себя позитивный настрой к тому, что ученик — это целостная система, это не одна голова, которая должна смотреть в рот учителю, и делать всё то, что он скажет, а это живой человек, который нуждается в здравом к нему отношении, это личность.

Рассказывать про комплект на этих курсах в традиционном понимании я не буду совсем. Я рассказываю о технологии, причём делаю это с помощью тех, кто что-то знает. Мы рассказываем друг другу о технологии, затем мы все будем пробовать применять эти теоретические знания на практике, и через задания они будут узнавать о комплекте. Лекций в традиционном смысле слова практически не будет, только в тех случаях, если обнаружится глубокое незнание у всей части аудитории.

— У Вас был опыт проведения таких семинаров по комплекту в других регионах?

— Вы — первые. И надо сказать, сложностей с учителями по большому счёту не возникает, аудитория очень отзывчивая, открытая, контактная и друг с другом, и со мной. Сейчас это можно сказать о большей её части, и я думаю, что к концу курсов я смогу это сказать обо всех участниках. Сейчас, конечно, есть группа более активных и, казалось бы, более пассивных, но надеюсь, к концу раскроются все.

— Сегодня учителя рассказывали о проблемах в построении своих уроков. Они отличаются от проблем учителей других регионов?

— Конечно, в очень большой части эти проблемы соотносятся. Но уже в прошлый раз, когда мы приезжали, мы столкнулись с тем, что в Новосибирской области качество обучения, по меньшей мере, как это показало ЕГЭ, оказалось выше, чем в среднем по России. Я думаю, что всё это взаимосвязано: то, что я имею дело с контактной и активной аудиторией, и качество обучения в области. Похоже, что в целом система образования в Новосибирской области организована неплохо.

Вообще нам очень нравится работать с ОблЦИТом. Сейчас во всех регионах мы начинаем расширять уровень контактов, потому что это открывает больше возможностей. В частности то, что эти курсы проходят на базе ОблЦИТа, но удостоверения учителя получают от Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, я считаю позитивным направлением. Я очень надеюсь, что те контакты, которые мы будем налаживать, одновременно станут позитивными контактами и для ОблЦИТа. Любая система развивается, когда она открытая — чем больше контактов с организациями разных уровней, тем более активное и позитивное развитие системы.

О своём опыте работы по комплекту рассказывает Татьяна Александровна Лежнёва, учитель математики школы №188 Ленинского района г. Новосибирска:

— Я начала работать по комплекту после семинаров, где была представлена технология работы, выслушала мнения учителей, которые уже работали по данному УМК. Сейчас я работаю с пятыми классами. Первое, что мне нравится, — это то, что в этом комплекте очень хорошо налажена обратная связь, часто проходят семинары, где авторы комплекта отвечают на все вопросы.

Я считаю, что благодаря технологии этого комплекта ребята развивают свою речь, потому что представлена работа в парах и в группах, такие формы урока, как зачёт, где ученики должны говорить. Раньше я так не работала — кончено, на уроках мы спрашиваем у учеников правила, но системы работы, подобной представленной в этом комплекте, не было. Мне нравится то, что в уроке участвуют все дети. Сегодня на курсах большинство учителей говорили о том, что много детей, которых сложно вовлечь в работу на уроке, у меня таких проблем нет.

Мне кажется, что эта программа детям интереснее, чем другие, хотя некоторые методики есть и у других авторов. Сам текст учебника здесь понять ребёнку проще. Особенно это видно, когда дети обучаются на домашнем обучении, или болеют — по этому комплекту они сами могут освоить материал.

По комплекту я работаю год, хотя вернее будет сказать, что мы только включаемся в работу, многое сначала реализовывать не получалось — например, четырёхуровневые уроки. Через полгода мы вместе с классом привыкли к системе работы. Мне кажется, сказывается краткосрочность курсов, ведь далеко не все моменты технологии можно понять за неделю, хотя и от учителя, конечно, многое зависит.

Нравится и темп работы, замена одной деятельностью другой. Безусловно, учителю всегда нужно готовиться к урокам, но эти пособия разработаны так, что готовиться педагогу легче. Я второй раз участвую в семинарах по комплекту, и каждый раз нахожу что-то новое, и думаю, что это важно. Ведь когда двадцать лет преподаёшь математику, уже хочется чего-то нового, хочется что-то менять в своей работе, искать новые технологии и методы.

Уважаемые читатели, этот и другие УМК вы всегда можете приобрести в Региональном информационном центре учебного книгоиздания по адресу: г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 24/1. РИЦУК принимает заказы на поставку учебно-методической литературы, энциклопедий, наглядных пособий для учебных заведений. Для оптовых покупателей действует система скидок.

Телефоны для справок: (383) 343-54-33, 343-03-90.

Екатерина ФИЛАТОВА, редакция ОблЦИТ
Фотоиллюстрации автора

Назад