Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
25.10.2006

ОБЗОР ПРЕССЫ №203

Ведущая рубрики – Анна Петрова
 
Прошла интернет-пресс-конференция министра образования и науки Андрея Фурсенко, посвященная первым итогам приоритетного национального проекта "Образование", сообщает газета «Известия» от 24 октября.
 
Андрей Фурсенко: «С чисто формальной стороны хорошо известно, что удалось. 10 тыс. учителей получили гранты по 100 тыс. рублей, 3 тыс. школ — президентские гранты по миллиону рублей. Завершен конкурс по поддержке талантливой молодежи, более 5 тыс. ребят получили премии. Кроме того, проведен конкурс инновационных программ вузов, и в общей сложности 5 млрд. рублей уйдет в вузы в этом году, еще столько же — в следующем. Классные руководители получают доплаты. Мы обеспечили серьезный старт системным изменениям в образовании. Это открытость системы образования перед обществом. Благодаря нацпроекту удалось продвинуться по определению критериев: что такое хороший учитель, что такое хорошая программа развития вуза. Удалось опробовать новые подходы не только к организации системы образования, но и к финансированию. Это и подход к нормативно-подушевому финансированию, когда деньги выделяются исходя из количества учеников. Причем учитывается и норматив по сельской местности, который удваивается. А что надо делать по-другому? Я думаю, что мы должны улучшать информационное обеспечение системы образования и нацпроекта. Кроме того, мы немножко отстаем по работе, связанной с подключением школ к сети интернет и по созданию национальных университетов».
 
«Нацпроект не есть подмена всей системы поддержки образования в стране. Вопрос поддержки дошкольного образования обсуждался. Я не исключаю, что, например, в 2008 году это направление будет включено. Но уже сегодня целый ряд регионов своими средствами — как, собственно говоря, это должно быть по законодательству — стал одновременно с развитием нацпроекта поддерживать сферу дошкольного образования. Причем это касается как младших ребят (создания детских садов и их развития), так и новых программ предшкольного образования. И хотя в данный момент в нацпроект это направление не включено, сейчас принята целая программа по демографии. И в ней предусмотрена поддержка родителей, которые отдают детей в дошкольные учреждения, — частичная оплата. Таким образом, через родителей становится возможной поддержка дошкольных учреждений, потому что увеличивается платежеспособный спрос».
 
На вопрос, «каков примерно бюджет конкурса учреждений среднего и начального профессионального образования и сколько будет победителей» Фурсенко ответил следующее: «Мы сейчас планируем, что из федерального бюджета будет выделено на эти цели в следующем году 1 млрд 800 млн рублей. При условии, что такая же сумма придет из региональных бюджетов и (или) со стороны бизнеса. То есть в общей сложности 3,6 млрд рублей должно быть затрачено на направление "Развитие начального и среднего профессионального образования". Победителей должно быть около 60, то есть в среднем на каждый инновационный проект должно расходоваться примерно 60 млн рублей в 2007 году. В 2008—2009 годах планируем увеличение со стороны федерального бюджета до 2 млрд рублей. Около 200 учреждений начального и среднего профобразования будут поддержаны в рамках этого проекта. Они будут ресурсными центрами, которые станут основой для создания обновленной сети начального и среднего профобразования».
 
*********************************
 
Рособразование намерено ужесточить правила проведения региональных школьных олимпиад, сообщает газета «Вечерний Новосибирск» от 24 октября. Победители региональных школьных олимпиад могут лишиться льгот при поступлении в вузы, ибо формально эти льготы являются незаконными. Есть вероятность, что и правила проведения самих олимпиад будут ужесточены. Об этом сообщила главный специалист Рособразования Ольга Медведева на обучающем семинаре для глав региональных департаментов образования.
 
Ведущий специалист управления общего образования департамента образования Новосибирской области Ольга Бортникова привезла из Москвы приятную новость: Новосибирск вошел в «золотую дюжину» — двенадцать регионов, на протяжении нескольких лет показывающих хорошие результаты на Всероссийских школьных олимпиадах. Из всего Сибирского федерального округа только наша область вошла в число лучших. В 2006 году новосибирские школьники завоевали на Всероссийской олимпиаде 25 дипломов. А всего за последние четыре года их набралось 81.
 
«Что нам это дает? — Ольга Николаевна начала свой рассказ о семинаре «от частного к общему». — До настоящего времени существовало четкое квотирование числа участников олимпиады — по пять человек от каждого региона. Теперь для регионов, имеющих высокое место в рейтинге, квота может расширяться».
Теперь что касается «общего». «Общего» потому, что Новосибирск в данном контексте упомянут не был. «В регионах отмечается «утечка« заданий и выдача сомнительных дипломов победителей», — отметила начальник отдела Управления учреждений образования Рособразования Светлана Демидова.
 
В Новосибирске, по словам Ольги Бортниковой, олимпиады по всем предметам проходят одновременно, что существенно снижает риск утечки информации: «Задания для регионального этапа разрабатывает Центральная методическая комиссия в Москве. Нам их присылают в декабре сразу по всем предметам. Гарантия секретности — подпись председателя местной методкомиссии о неразглашении информации. Теоретически, конечно, возможно все. Но за время моей работы ни одного скандала на школьных олимпиадах в Новосибирской области не было».
 
Федеральное агентство по образованию решило ввести дополнительные гарантии того, что на школьных олимпиадах все будет по-честному. Во-первых, отныне будут установлены единые сроки проведения регионального тура. Во-вторых, в 2006–2007 учебном году появится единый образец диплома победителя регионального тура олимпиады, по типу уже существующих единых дипломов для финалистов последних двух туров. Сейчас в России издаются разномастные дипломы регионального уровня. Многие из них небрежно заполнены, не заверены печатями, а то и вовсе подписаны неизвестно кем. В-третьих, каждый регион будет обязан предоставлять Министерству образования отчет о проведении региональной олимпиады с перечислением номеров дипломов, выданных победителям.
 
Много претензий и к качеству отбора победителей для участия в двух заключительных турах олимпиады. «Раньше нередко практиковались поездки ребят на Всероссийскую олимпиаду за свой счет, — объясняет Ольга Бортникова. — Конечно, это было не здорово, потому что на состязания отправлялись те, чьи родители могли оплатить дорогу и проживание ребенка в другом городе. А способные ребята оставались «за бортом», потому что их родители не могли заплатить. Теперь поездок на олимпиаду «за свой счет« больше не будет». Главная цель всех предлагаемых новшеств — обеспечить массовость и доступность школьных олимпиад. «В России всего 0,3 процента первокурсников вузов — победители олимпиад. В мире эта цифра составляет 5 процентов», — отметила Ольга Николаевна.
 
Впрочем, в нашей стране олимпиадная реформа может дать и обратный эффект. Сейчас поступать в вузы без экзаменов могут победители федеральных, международных, а также региональных олимпиад. С формальной точки зрения внеконкурсное зачисление в вузы победителей региональных олимпиад является незаконным. Тем не менее, проректор НГТУ Юрий Афанасьев отмечает, что в качестве студентов «олимпийцы» всех уровней показывают себя гораздо лучше, чем, к примеру, медалисты: «Олимпийцы — это люди, которые умеют бороться. Медалисты же привыкли к тепличным условиям. Ну а вуз — не оранжерея». По мнению Юрия Афанасьева, необходим единый законодательный документ, в котором были бы четко прописаны все нюансы, касающиеся школьных олимпиад. Сейчас наиболее заметные результаты наши ребята показывают по таким предметам, как математика, физика, информатика, биология и русский язык. На последней Всероссийской олимпиаде 10 из 25 дипломов, завоеванных новосибирской командой, взяли ученики 1-й гимназии.
 
****************************************
 
За последние пять лет на Южном Урале общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 12,5 процента. Большей части школьных диагнозов можно было бы легко избежать при грамотной организации учебного процесса, считает «Российская газета» от 20 октября.
 
Как ни парадоксально, но меньше всего в сохранении здоровья детей заинтересованы сами родители, а школа идет у них на поводу - так считают специалисты управления "Роспотребнадзора" и управления образования Челябинска. В структуре заболеваемости школьников первое место занимают болезни органов дыхания (50 процентов), на втором и третьем местах - болезни органов пищеварения и различные инфекции.
«Нарушения гигиенических требований в организации учебно-воспитательного процесса способствуют заболеваниям глаз, нервно-психическим расстройствам, хроническому утомлению, вегетососудистым расстройствам, дистониям», - говорит начальник отдела территориального управления "Роспотребнадзора" по Челябинской области Елена Мурашова.
 
Школьные болезни предопределены неудобными ученическими партами, тусклыми осветительными приборами и колоссальными нагрузками на детей. Например, несоответствие мебели росто-возрастным особенностям детей и подростков способствует нарушению осанки более чем в 80 процентах случаев.
Серьезно оздоровить детей могли бы медицинские центры при каждой школе - в некоторых статусных школах, гимназиях и лицеях они уже созданы, но только при финансовой поддержке родителей. Например, в челябинском лицее № 11 работает сильный медицинский блок: окулист, отоларинголог, невропатолог и стоматолог. Своевременная профилактика позволяет лицейскому центру выявлять детские болезни на самых ранних стадиях. Правда, идея повсеместного создания медицинских центров при школах симпатична далеко не всем.
 
«Школа не должна лечить, на это есть детские поликлиники», - считает Елена Мурашова, начальник отдела надзора за обучением и воспитанием населения управления "Роспотребнадзора" по Челябинской области.
Никакими нормативными документами создание в школах медицинских центров не предусмотрено, хотя единственное препятствие - финансовое. По нормативу государственного финансирования один ребенок обходится бюджету в восемь тысяч рублей в год, и медицинское обслуживание в этот норматив не входит. Поэтому собственные медицинские центры могут позволить себе только "состоятельные" школы. В те же финансы упирается и проблема не всегда полноценного школьного питания. Сегодня школа умудряется накормить ребенка всего на десять рублей - первым, вторым блюдом и булочкой с компотом. Но, как уверяют чиновники от образования, конфликты по поводу школьного меню носят сугубо локальный характер: просто в некоторых школах плохо работает повар. Улучшить питание школьников сможет находящаяся сейчас в разработке областная целевая программа до 2010 года.
 
Но куда более мощной разрушительной энергией обладают перегруженные школьные программы. В некоторых школах нормой считается восемь уроков в день для старших классов и шесть-семь для младших. Учителя же говорят, что иначе школа не сможет обеспечить требуемый уровень знаний. «Во-первых, - отвечает Александр Орел, начальник отдела управления по делам образования Челябинска, - то, что часовая нагрузка в школах может быть разная, - это миф! Она определяется не школой, а министерствами образования и науки РФ и Челябинской области. Число уроков в неделю - это константа. Но есть неучебные занятия - кружки, секции, эта нагрузка - вне расписания. Конечно, мы понимаем тех родителей, чьи дети пришли в школу за знаниями и которые готовы заниматься со своим ребенком по десять часов - таких большинство. Они говорят: нам важнее, чтобы он сдал ЕГЭ на сто баллов!»
 
По данным "Роспотребнадзора", среднее количество учебных часов для младших классов - около 22 в неделю, у старших классов - до 36 часов. «Но в такую школу, где четыре урока в день, никто не идет, - говорит Александр Орел, начальник отдела управления по делам образования Челябинска. - Родители хотят, чтоб было четыре урока, плюс танцы, плюс английский, плюс информатика. И школа уже откликается, хотя ей, конечно, самой выгодно большее количество часов - учителя таким образом получают большую зарплату». «Здоровый ребенок всегда может наверстать нужные знания, - считает Елена Мурашова, начальник отдела надзора за обучением и воспитанием населения. - Но родители начинают это понимать только к шестому-седьмому классу, когда у детей происходят нервно-психические срывы». Школы же, чтобы решить эту проблему, стали вводить новый курс - валеологию - о здоровом образе жизни. Но вряд ли он сможет изменить существующий "родительский заказ": папы и мамы стремятся к тому, чтобы их дети по окончании школы смогли поступить "на бюджет", и для достижении этой цели запросто жертвуют детским здоровьем.
 
***************************************
 
Тему охраны здоровья современных школьников развивает Евгений Селезнёв, кандидат фармацевтических наук, на страницах «Парламентской газеты» от 25 октября. Последнее десятилетие характеризуется неуклонным ростом количества больных детей всех возрастных групп. По результатам всероссийской диспансеризации, за последние пять лет доля здоровых детей снизилась до 33,9 процента с одновременным увеличением в два раза доли детей с хронической патологией, что формирует серьезные препятствия для социально-экономического и интеллектуального прогресса общества.
 
Никого теперь не удивляют десятилетние гипертоники, язвенники и диабетики. Значительный вклад в это вносит образовательная среда с ее недостаточными гигиеническими и статическими условиями обучения, акцентом на интеллект в ущерб физическому и психоэмоциональному развитию.  За последние 10 лет реальное финансирование образования сократилось вдвое. Оно дошло у нас до уровня беднейших африканских стран. По расходам на одного учащегося средней школы в процентах к подушевому ВВП мы занимаем, по данным академика Российской академии образования Эдуарда Днепрова, предпоследнее место в мире - перед Зимбабве.

Учебная перегрузка достигла катастрофических размеров. Рабочий день учащихся гимназии, лицеев, специализированных школ достиг 16 часов. Детскую голову забивают балластом, с которым потом человек не знает что делать. Объем знаний, например, по математике, химии, физике, биологии в два раза больше, чем в американской школе. До 40 процентов школьных программ рассчитаны на одаренных детей. 50 процентов школьников не усваивают даже половины программы по этим предметам. В наших учебниках по физике 1300 понятий, в английских - 600, в американских - 300. Нобелевских же лауреатов по физике в США - 61, в Англии - 20, в России - 9. 60-80 процентов детей годами занимаются тем, что им не нужно и непосильно. Ни в одной стране мира не учат, как мы, - жестко, мощно, получая в итоге все больше больных детей. Для сохранения здоровья и предотвращения болезней школьникам необходимо больше спортивных игр и занятий физкультурой. В американских школах в конце школьного дня дети занимаются 2-3 часа гимнастикой, бейсболом и другими подвижными играми.

Уроки физкультуры должны стать в наших школах чуть ли не главными. Согласно данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, в России рождается только 10 процентов здоровых детей, а к школьному возрасту до 60 процентов из них имеют хронические патологии. К моменту окончания средней школы наблюдается пятикратное ухудшение работы опорно-двигательного аппарата, которое влияет на общее самочувствие и функциональное состояние организма. Функциональные отклонения среди юношей 15-17 лет за последние 15 лет увеличились на 89 процентов, среди девушек - на 51,6 процента. Частота хронических болезней юношей возросла на 33,6 процента. Среди учащихся 11-х классов абсолютно здоровых не выявлено. Более чем у 40 процентов детей школьного возраста имеются скрытые и латентно протекающие заболевания почек. В среднем каждый школьник имеет по два хронических заболевания. 83 процента школьников нуждаются в поликлинической помощи. Согласно некоторым прогнозам, к 2010 году 97 процентов выпускников школ будут "хрониками".

И при этой сложнейшей ситуации организация медицинского обеспечения школьников пребывает в плачевнейшем состоянии. Лишь в 42 процентах школ имеются оборудованные медицинские кабинеты. Если раньше в любом крупном городе в отделе гигиены детей и подростков было 15 специалистов, то сейчас там не более трех. По данным главного государственного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко, в стране резко увеличилось количество заболеваний у детей, связанных с электромагнитной нагрузкой, неудовлетворительным микроклиматом, плохим качеством мебели, нарушением питания. Из федерального бюджета выделяется финансирование на питание только детям, проживающим в зоне радиоактивного загрязнения и в некоторых дотационных территориях. Из местных же бюджетов выделяются средства только на питание детей из малообеспеченных и многодетных семей. Многие дети большую часть дня голодают, потому что в школах не могут организовать нормальное питание. Зачастую оно напоминает нищенское подаяние.

Плохо и в городских, и в сельских школах. Понятие "деревенское здоровье" прочно ушло в прошлое. Средняя стоимость завтрака на селе - 3-5 руб., в городах - 5-7 руб., обеда - 5-10 и 7-18 руб. соответственно. В рязанских школах, например, на питание выделяется по 2,5 рубля в день. Плюшки никак не могут быть заменой мяса, овощей, полноценного горячего питания. 40 процентов детей недополучают белок, витаминные продукты, что отражается на уровне их нервно-психического развития. Они не могут полностью выполнять школьные функции. Недостаток белка в рационе приводит также к снижению массы тела и роста. Число учащихся с дефицитом массы увеличилось в городах до 35 процентов, в сельской местности до 12,5 процента. Сегодня каждый десятый дошкольник и каждый третий школьник имеют сниженную костную массу.

По утверждению академика РАМН А.А. Баранова, школа сегодня формирует нездоровье. И трудно не согласиться с подобным утверждением. А значит, срочно, не откладывая в долгий ящик, необходимо заняться укреплением школьного здравоохранения. Надо улучшать социальные условия, а не заниматься монетизацией. Дети - вот наше богатство. Но это богатство требует о себе особой заботы.

Назад