Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
14.12.2006

ОБЗОР ПРЕССЫ №210

Ведущая рубрики – Анна Петрова
 
Трем тысячам лучших российских школ в этом году вручены миллионные гранты. Но победить в конкурсе оказалось проще, чем потратить деньги. Педагогов поставили в жесткие рамки: до 15 декабря деньги должны быть освоены, учебное оборудование закуплено и подготовлен отчет о тратах. В противном случае, пригрозил министр образования и науки Андрей Фурсенко, "школы будут либо лишены финансирования, либо понесут другие наказания". Короче, умение отчитаться - по-прежнему важнейшее из достоинств.
К началу декабря большинство из 60 школ Самарской области, чьи инновационные проекты были "оценены" грантом в миллион рублей, израсходовало выделенные деньги. Позади, как сказал бы классик, миллион терзаний, и вроде бы директора могут вздохнуть спокойно. Но не тут-то было. О проблеме – газета «Труд» от 12 декабря.
 
Муниципальная школа N 6 известна далеко за пределами города. Как рассказала директор Светлана Кручинина, в прошлом году по итогам Всероссийского конкурса в Обнинске, наградами был отмечен 81 ученический реферат. В основу инновационного проекта педагоги взяли Ломоносовские чтения. В школе решили создать ученическую академию наук с разными факультетами, дабы раскрывать таланты - учить детей добывать информацию, работать с ней, выступать перед любой аудиторией.  Проект получился грандиозный, но планам мешала бюрократическая неспешность, сопровождавшая все связанное с инновационными проектами. В марте самарские "миллионеры" были объявлены, а дипломы из Москвы поступили только через 6 месяцев. Еще больше волокиты оказалось с деньгами. Выделяли их по специальной смете, которую "наверху" корректировали.
 
Никто поначалу не предполагал, что самое главное требование финансовых органов - израсходовать деньги до конца года - потребует таких нервных затрат. Ведь деньги поступали частями. Первые суммы в июле, в разгар отпусков, последние - в октябре. Каждой из школ предстояло открыть специальный счет, подготовить кучу документов, где важна каждая запятая. К тому же часть оборудования для оснащения актового, спортивного залов и учебных кабинетов, которое решила закупить школа N 6, пришлось заказывать и ждать, когда привезут. А потратить деньги следовало к зиме, чтобы успеть отчитаться до конца года. В декабре, когда Кручинина готовилась к отъезду в Москву, где чествовали лучших педагогов страны, было израсходовано только 600 тысяч рублей. "Еще десять дней, успеем", - заверила она. Хотя директор, если дать такое право, оставила бы часть денег на поездку одаренных учеников в Обнинск для участия в очередном конкурсе. И на прочие нужды. Ведь проект нужно реализовывать не один год, а больше никаких миллионов уже никто не даст. Но оставлять, как выяснилось, нельзя ни копейки...
 
И еще один штрих. В каждом из инновационных проектов высокий полет мыслей - информатика, эстетика, духовность... А ведь кому-то надо пахать землю, строить жилье. Сейчас самарским заводам не хватает рабочих, но инновационные проекты обходят стороной профориентацию и тем более - обучение трудовым навыкам, которые могут пригодиться после школы. Лично я благодарен городской школе N 59, обучившей много лет назад меня азам токарного дела. Свою первую получку я заработал за токарным станком. А как будут добывать себе хлеб насущный сегодняшние выпускники, не попавшие в вузы?
 
Почему школы-"миллионщики" вместо того, чтобы радоваться победе в конкурсе, вынуждены участвовать в гонке на освоение заслуженного гранта? Кому нужен этот осенний марафон? Ответ очевиден: министерским чиновникам надо отчитаться в успешной реализации нацпроекта "Образование". А что деньги впопыхах могут быть потрачены не на то, их мало волнует. На недавней пресс-конференции представитель минобразования признался: с освоением денег возникли проблемы. Причина якобы в том, что школы не привыкли к большим деньгам, не умеют их тратить. Миллионные гранты стали стрессом, психологическим шоком. Особенно в сельских школах, а их 40 процентов среди победителей. Особенно в дотационных регионах, где до сих пор даже на мыло и веники денег не выпросишь. А тут: не было ни гроша, и вдруг - алтын.
 
В июле, утверждает министр Фурсенко, все деньги были перечислены в регионы. Каждой школе следовало открыть свой счет, после чего она могла распоряжаться миллионом. Но не по своему усмотрению, а на программу поддержки самого образования: модернизацию учебной базы, оборудование, переподготовку педагогов. А, например, на ремонт крыши, покупку мебели или зарплату учителям - нельзя. Причем свыше 200 тысяч рублей (столько стоит, например, кабинет полной комплектации) разом тоже нельзя потратить без проведения конкурса, для чего требуется за 45 дней подавать заявку. Не укладываются в "пожарные" сроки 19 смоленских школ-"миллионщиков". Чтобы управление федерального казначейства по Смоленской области смогло зачислить деньги на счета учебных заведений, потребовались поправки в областное законодательство. Смоленские депутаты сделали это только в конце ноября. Как за месяц успеть закупить все необходимое оборудование?
По словам ректора Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Эдуарда Никитина (это учреждение - федеральный оператор нацпроекта), Минфин не позаботился о специальном финансовом сопровождении грантов, не разъяснил казначействам порядок, поэтому в регионах началась самодеятельность. Например, в Черкесске глава администрации не сразу разрешил школам открывать свои счета. Поэтому и здесь - тоже цейтнот. Что будет, если школы не успеют освоить деньги? "Они не пропадут, - заверяет Эдуард Никитин, - останутся в казначействе. Но на будущий год регион получит из бюджета ровно на ту же сумму меньшую субсидию". В общем, первый блин вышел комом. Правда, есть надежда, что Минобразования извлечет урок из осенней гонки. Министр уже заявил: "Сроки проведения конкурса будут изменены, и в 2007 году он начнется значительно раньше".
 
********************************
 
К неутешительным выводам пришли накануне российские правозащитники. Они установили, что в регионах страны заражения кишечными инфекциями детей в госучреждениях происходят каждую неделю. С начала текущего года было выявлено 50 подобных фактов, из которых в 38 случаях дети отравились после того, как съели некачественные продукты питания. По мнению правозащитников, ответственность за это лежит на ведомстве Геннадия Онищенко – Роспотребнадзоре, сотрудники которого зачастую появляются на месте происшествия лишь после вспышки инфекции. Рассказывает газета «Новые Известия» от 12 декабря.

Проанализировать ситуацию в стране, связанную с пищевыми отравлениями в России, взялась межрегиональная правозащитная ассоциация «АГОРА». Полученные результаты шокируют: в результате отравлений пострадали более 2,5 тысяч детей в возрасте от новорожденных до 18 лет. Причем во всех случаях речь шла о государственных дошкольных и учебных заведениях. География пищевых отравлений детей оказалась весьма обширной – в группе риска оказалось 32 российских региона.

Правозащитники выяснили, что наиболее часто указываемая причина массовых заражений – недостаток финансирования. Это обстоятельство вынуждает администрацию детских госучреждений делать закупки самых дешевых продуктов. Кроме того, по утверждению правозащитников, после реорганизации системы Роспотребнадзора многие населенные пункты лишились своего санитарного врача. Это поставило под угрозу большинство детских учреждений. Ведь заражение детей кишечной инфекцией в большинстве случаев связано с использованием некачественных продуктов либо с нарушением технологии хранения и приготовления пищи.

По закону директоры детских учреждений не должны проверять состояние столовых. Ведь аккредитованные школьно-базовые столовые, или межшкольные комбинаты питания, находятся в ведении Роспотребнадзора. «Только Роспотребнадзор и его представители на местах обязаны проводить предварительные и периодические обследования продуктов питания, поступающих в государственные детские учреждения. Такие обследования должны проводиться, как минимум, на четырех этапах: изготовления продуктов, поставки их в учреждение, условий хранения и приготовления, – пояснил председатель «АГОРЫ» Павел Чиков. – Получается, что вина за ситуацию с десятками массовых заболеваний детей в государственных учреждениях в России лежит на Роспотребнадзоре, который не в состоянии обеспечить их безопасность. Его сотрудники появляются на месте уже после вспышки инфекции».

Тем временем сами сотрудники Роспотребнадзора России заявили, что проверки столовых в детских учреждениях по плану проводятся один раз в два года. Исключения могут составлять проверки, проводимые по жалобам потребителей. Но даже если санврачи проявили халатность, наказать их очень трудно. «Обычно уголовные дела прекращаются на стадии следствия или в суде, – пояснил представитель правозащитной ассоциации Дмитрий Колбасин. – В редких случаях суд назначает виновным наказание в виде штрафа. Чаще всего в таких делах обвинение предъявляется диетсестрам и поварам, реже – руководителям детских государственных учреждений».
 
***************************************
 
Пройти добровольное тестирование на наркозависимость, возможно, в скором времени предложат абитуриентам вузов, сообщает «Российская газета» от 12 декабря. Такое положение предусматривает проект закона "О профилактике наркомании и антинаркологической пропаганде", который в декабре внесут на рассмотрение в Госдуму, сообщила заместитель председателя Комитета по образованию и науке Валентина Иванова.
 
По ее мнению, готовить за государственный счет подсевших на "колеса" или шприц авиадиспетчеров, хирургов, фармацевтов и других специалистов не только расточительно, но преступно. Поэтому законодатели предлагают выявлять их уже на студенческой скамье. "Положительный результат тестирования на наличие в крови психотропных веществ не станет приговором для абитуриента: к экзамену не допущен", - уточнил руководитель департамента межведомственной и информационной деятельности Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Александр Михайлов. По его словам, информация о том, что тот или иной студент является наркозависимым, не повлияет на общий балл абитуриента и не ляжет на стол декану или ректору. Новая процедура предусматривает полную конфиденциальность. По его мнению, это является "шагом навстречу" к человеку, испытавшему "прелесть" дурмана и желающему от него избавиться. При необходимости молодому человеку сразу будет предложена квалифицированная, анонимная медицинская и психологическая помощь.
 
Казалось бы, что мешает парню или девушке самому, без всякого "вузовского" тестирования, отправиться на прием к наркологу? Однако, как считают специалисты, чем больше побудительных моментов к этому предложено, тем выше процент вовремя оказавшихся под опекой врачей. И еще одна - пропагандистская - составляющая заложена в процедуру добровольного тестирования. Те, у кого анализы показали "чистую кровь", станут наглядными примерами здорового образа жизни. По статистике, каждый наркоман одурманивает еще 25 человек. Сколько отвратит от "косячков" и шприцев "студент без наркотиков", даже предполагаемых расчетов пока нет, но авторы проекта уверены, что таких будет немало. По словам Михайлова, финансирование тестов (самые простые не стоят и тридцати рублей) вполне по силам оплачивать самим вузам. Как будет проходить процедура обследования, пока неясно. Возможно, абитуриенты при желании сдадут анализы в поликлиниках, к которым прикреплены, а потом представят результаты в приемную комиссию вместе с установленной медсправкой.
 
*************************************
 
Шансов получить высшее образование бесплатно и «по-честному» становится все меньше. Федеральные чиновники, пару лет назад начавшие наступление на вузы и уже во второй раз предпринявшие 10-процентное сокращение бюджетных мест, увлеклись. Теперь они грозятся не просто сократить, а наложить запрет на экстернатную форму обучения, сообщает газета «Вечерний Новосибирск» от 14 декабря. «В последнее время стало модно открывать отделения с ускоренной подготовкой — экстернаты. С ними творится полный беспредел, поскольку кое-где даже не ограничен срок обучения на такой форме. В некоторых институтах студенты умудряются получить диплом за один год, что в принципе невозможно», — высказалась в интервью газете «Комсомольская правда» замруководителя Рособрнадзора Елена Геворкян.
 
Как рассказала корреспонденту «Вечёрки» руководитель департамента высшего и профессионального образования администрации Новосибирской области Марина Ананич, в новосибирских вузах пока экстернаты функционируют. Ни одного скандала, связанного с «профанацией высшего образования» на этой форме обучения, не было. «Требования к студентам-экстернам такие же, как к тем, кто учится на очной форме, — объяснила Марина Ивановна. — Другое дело, что в данном случае вся ответственность за организацию учебного процесса лежит на студенте — он сам ищет преподавателей, обговаривает с ними индивидуальный план обучения, выбирает сроки сдачи экзаменов и зачетов. Есть некоторые правила, касающиеся, так сказать, гигиены учебного процесса. Например, перерыв между экзаменами по разным предметам должен составлять не меньше недели. Но при этом срок обучения экстерном ни в каких документах не оговорен. Студент выбирает его сам в соответствии со своими возможностями».
 
На экстернатной форме учатся всего 2,9 процента новосибирских студентов. Согласно законодательству, экстерном может стать любой желающий. Хотя, по словам Марины Ананич, те, кто выбирают такой способ получения знаний, все-таки имеют объективные причины для этого: «Например, молодому человеку пришло приглашение на зарубежную стажировку. Приступить к работе нужно через полгода, а до получения диплома осталось полтора года. Студент оказывается перед весьма сложным выбором: либо бросить вуз на «финишной прямой« и поехать за границу, либо отказаться от выгодного предложения, которое, скорее всего, больше не повторят, и окончить учебу. Либо перейти на экстернатную форму обучения и пройти программу полутора лет за шесть месяцев. Или: девушка выходит замуж за военного. Его направляют к месту службы в отдаленный гарнизон, где нет университетов и академий. Девушке остается либо бросить мужа, либо бросить вуз. Либо опять же окончить образовательное учреждение экстерном.
 
Если экстерната как формы обучения не будет, мы лишим возможности получать образование всех людей, оказавшихся в ситуациях, подобных описанным выше. А ведь так можно договориться и до того, чтобы назвать профанацией и запретить заочную форму обучения, поставить крест на дистанционном образовании — единственном доступном для инвалидов… Возможно, неочные формы обучения, действительно, нужно лучше контролировать. Но лично я не вижу причин, по которым человек не может получить экстерном второе высшее образование. Или почему он не может учиться экстерном, если он вундеркинд и общепринятая система ему мешает, тормозит его развитие». В нашей области из 41 тысячи человек, поступивших в вузы в 2006 году, только 19 тысяч выбрали очную форму обучения. Остальные учатся на вечерних и заочных отделениях либо получают второе высшее образование.
 
Что касается сокращений учебных мест на дневных отделениях вузов, они, предупредила Марина Ананич, будут и в 2007 году. Правда, надеется вузовская общественность, незначительные. В прошлом году в университетах и академиях нашего города пришлось сократить по 2–4 бюджетных места на некоторых специальностях. Полностью ни одного факультета и ни одной специальности в новосибирских учебных заведениях не закрыли, а в ряде институтов даже открыли новые. Так, в Новом Сибирском институте появилась специальность «антропология», в НГУ расширился факультет востоковедения, существенно вырос перечень вузов, практикующих двухуровневую систему обучения (бакалавриат и магистратуру).
Политика администрации нашей области, подчеркнула Марина Ананич, направлена не на сокращение высшей школы, а на ее расширение и совершенствование за счет открытия новых, актуальных для местной экономики специальностей. Новосибирск — крупный научный центр, перспективная площадка по реализации инноваций. Ему нужны молодые квалифицированные кадры. Ответ на требования времени предложили в Академии экономики и управления — у вуза есть возможность открыть две новые специальности, непосредственно связанные с инновационной деятельностью. Кстати, первокурсников в новосибирских вузах нынче, несмотря на демографический спад, почти на две тысячи больше, чем в 2005 году.

Назад