Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
16.12.2006

А. И. Адамский: Залог победы — максимальные обязательства

Сегодня, 16 декабря, в муниципальной гимназии №10 состоялась пресс-конференция в рамках начавшегося экспертно-аналитического семинара «Комплексное развитие региональной системы образования». В течение часа на вопросы журналистов отвечали заместитель губернатора Новосибирской области Андрей Григорьевич Филичев, руководитель департамента образования Новосибирской области Владимир Викторович Иванов и президент автономной некоммерческой образовательной организации Институт проблем образовательной политики «Эврика» Александр Изотович Адамский, г. Москва.
 
Приветственное слово прозвучало от Андрея Григорьевича Филичева:
 
— Доброе утро, уважаемые коллеги, мы очень рады приветствовать вас здесь, в 10-й гимназии, где два дня будет проходить семинар с участием экспертов и преподавателей Института проблем образовательной политики «Эврика». Я представляю вам Александра Изотовича Адамского, члена общественной палаты, руководителя института, а также экспертов, которые вместе с ним приехали в Новосибирск, чтобы обсудить вопросы модернизации образования. Наша область хотела бы участвовать в конкурсе, который проводит Федеральное агентство по образованию, — с такой просьбой обратился губернатор Новосибирской области к его руководителю Григорию Артёмовичу Балыхину. И сегодня мы проводим открытый семинар в режиме трансляции он-лайн. В эти дни с нами работает всё образовательное пространство Новосибирской области. Мне хотелось бы предоставить слово Александру Изотовичу. В пресс-конференции также принимает участие мой коллега, руководитель департамента образования Владимир Викторович Иванов.
 
— Добрый день, уважаемые коллеги. Наша встреча вызвана тем, что скоро правительство объявит конкурс региональных проектов комплексной модернизации. Этот конкурс вызван поручением президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина по разработке механизмов финансовой поддержки тех регионов, которые разрабатывают и реализуют комплексные проекты модернизации системы образования. Суть комплексных проектов — повышение эффективности бюджетных затрат в сфере образования и повышение качества образования. Комплексные проекты включают пять направлений, которые мы будем обсуждать на двухдневном семинаре.
 
Первое и самое необходимое направление — новая система оплаты труда, для которой решаются две задачи: повышение доходов учителей, и оплата за результат. У нас ещё никогда не было такого, чтобы учителю платили не за часы, проведённые в классе, а за результат. Отсюда возникает очень сложная проблема: что такое результат образования, как он определяется и через что? Ключевую роль здесь играют институты потребителей, на школьном уровне — школьные советы.
 
Второе направление — нормативно-подушевое финансирование. С этим связано очень много мифов и домыслов. Речь идёт о возможности (через год, два, три) выхода на фиксированную сумму норматива, чтобы каждый директор школы мог легко определить свой бюджет, умножив этот фиксированный норматив на количество учащихся в своей школе. В этом направлении очень сложный вопрос о сельских школах, и ни в одном регионе России он до сих пор не решён. Понятно, что в сельских школах нет того уровня, который есть в большинстве городских школ, но школа на селе — это не только учебное заведение, а очень значимый социокультурный институт. И между этими двумя интересами (школа — социокультурный центр и получение качественного образования) идёт спор. И, конечно, важную роль играют новые технологии, а не просто перемещения детей. Хотя, например, ситуация с автобусами в Новосибирской области достаточно продвинутая.
 
Третье направление — новая система оценки качества образования. Здесь ключевым моментом является новое понимание результативности. Что нужно ребёнку в современном обществе, что нужно выпускнику для того, чтобы он максимально самореализовался? И как может быть связан результат образования с благополучием человека? Насколько это повлияет на экономическое состояние региона? Не буду скрывать, что одна из максимальных задач, которые мы не раз обсуждали в других регионах — перевод системы образования из сугубо затратной бюджетной сферы в инвестиционную.
 
Четвёртое направление — развитие сети общеобразовательных учреждений региона. Здесь очень важную роль играют сетевые механизмы. Ребёнок должен получать образование не только в той школе, где он учится, но и в любом другом источнике — университете, доме творчества, сети Интернет. Как устроить так, чтобы для него это было не дополнительным образованием, а вкладывалось в копилку общего?
 
Пятое направление — развитие общественного участия, роли общественных и гражданских институтов в образовании. Здесь я хочу остановиться подробнее. Сейчас активно анализируется реализация национальных проектов. Мы видим все сложности, которые там происходят. В частности, например, если каждый директор школы получил миллион, он расскажет вам о том вале проверок и отчётности, которая на него обрушилась вместе с миллионом. Получается, что эти общественные институты и организации, которые сначала выдвинули школу, потом выбирали её на областном уровне, отодвинуты в сторону. И они функцию проверки и контроль не осуществляют. А вместо них в дело заступили различного рода фискальные органы, которым нет числа. Меня эта ситуации очень тревожит. Мы не хотим, чтобы национальные проекты превратились в полицейскую операцию по выявлению нарушителей, а может быть и провоцирования нарушителей. Мы хотим, чтобы роль общественных организаций была не просто формальной ширмой, а чтобы, если доверили, то и выбирать, и выдвигать эти школы, и чтобы общество участвовало в публичной отчётности.
 
Вот пять ключевых направлений, по которым разрабатывается комплексный проект. Мы хотим, чтобы этот проект был осуществлён с оценкой всех рисков и выгод, которые в нём есть. Это первое. Второе — осуществление проекта с участием гражданских институтов, профессионального сообщества, профсоюзных организаций, и, прежде всего, с участием тех представителей школьных советов, которые могут сформулировать этот гражданский заказ.
Лозунг конкурса довольно простой: деньги в обмен на обязательства. Сейчас речь идёт примерно о 3,5 млрд. рублей. В этом году закончится разработка, в январе объявят конкурс, будет отобрано 20 регионов для финансирования, в следующем еще 10, потом ещё 10. Таким образом, до 2009 года по этим направлениям 40 регионов могут стать пилотными площадками. Финансирование начнётся в 2007 году и будет пролонгировано в 2008-2009 гг. по результатам мониторинга выполненных обязательств. Стать победителем конкурса довольно легко, достаточно взять максимальные обязательства. Например, каждая школа переходит на нормативно-подушевое финансирование. Это очень высокая планка, которую мало какой регион на себя возьмёт. Или все школы переходят на новую систему оплаты труда. Это означает, что стимулирующая часть распределяется школьным советом. Сказать легко, выполнить очень сложно. Здесь самым важным моментов является детальный анализ тех рисков, которые влекут за собой институциональные изменения.
 
После знакомства с темой семинара начались вопросы. Журналистов интересовало следующее.
 
— Александр Изотович, скажите, в случае победы в конкурсе, сколько получает регион?
 
— До 300 млн. рублей, но разные регионы получают неодинаковую сумму. Это зависит от количества учащихся, от бюджета заявки и от коэффициента бюджетной обеспеченности в обратной пропорции.
 
Опережая вопрос, сразу скажу, на что эти деньги могут идти. И, хотя ключевой задачей является новая система оплаты труда, по кодам бюджетной классификации федеральные деньги на зарплату тратиться не могут. Эти деньги — компенсация регионам финансовых издержек, которые всегда есть при институциональных изменениях. Потому что институциональные реформы — переход на другую систему, например — всегда самые дорогие.
 
— Две недели назад новосибирские журналисты ездили в Москву и встречались с руководителями Министерства, Федерального агентства и говорили про этот конкурс. Они сказали, что расстраиваться в любом случае не надо, так как конкурс рассчитан на несколько лет, и в итоге практически все регионы получат деньги. Скажите, имеет ли смысл торопиться, проводить изменения и пытаться победить в первом этапе?
 
— Отвечу определённо: торопиться стоит. Потому что, если есть взвешенный анализ риска выгод, то, метафорично говоря, первый платит меньше. Всё равно это придётся делать. Новая система оплаты труда основана на результативности, альтернативы нет. Не буду агитировать за конкретные механизмы, но я за то, чтобы участвовать и вести инновационную образовательную политику.
 
— Скажите, пожалуйста, как в концепцию вписываются коррекционные школы? Вряд ли там можно оценивать качество образования по существующим стандартам.
 
— Что касается качества, то там не легче, но проще. Суть нормативно-подушевого финансирования заключается в том, чтобы перейти с финансирования школ как образовательных учреждений на финансирование ребёнка, который там учится. В этом смысле и мировая практика заключается в том, что финансируется не образовательное учреждение, а ребёнок: либо обычный, либо с какими-то проблемами, с особыми нуждами. За таким ребёнком идет больший норматив, чем за обычными. И вписываются не коррекционные школы, а дети, которые требуют особых условий. А формы могут быть разными.
 
— Какой примерный норматив в России?
 
— Норматив региональный. У нас три источника финансирования. С уровня субъектов Федерации — на учебные расходы и на зарплату, с уровня муниципалитета — на содержание здания и на коммунальные расходы, и есть ещё семейные источники. Качественные анализы и точные расчёты по Сибирскому региону показывают, что сейчас суммарные расходы колеблются в районе 20-22 тысяч. При этом проблема заключается в том, что в одной большой городской школе эти расходы меньше, а в отдалённой малочисленной — больше, иногда в 3-5 раз. А качество образования обратно пропорционально. Проблема фиксированного норматива — это проблема выравнивания условий бюджетополучателей.
Второй пункт — это исторически сложившиеся суммы, которые необходимо узаконить. А вопрос в следующем: как узаконить муниципальные расходы на региональном уровне.
 
— Как институциональные преобразования, в том числе и в рамках конкурса, связаны с содержанием образования?
 
— Мы считаем, что ключевой проблематикой развития образования сегодня являются институциональные преобразования. Гражданский заказ как основа содержания образования. А содержание образования — это фактически формирование у родителей представления о результативности, которое должна дать школа. Через 14 лет после принятия закона об образовании стало очевидно, что стандартизировать содержание образования невозможно. Сейчас готовятся изменения в законе самой структуры государственного образовательного стандарта. Идут большие дискуссии о том, чтобы из него были изъяты требования к минимуму содержания образования. Будут зафиксированы требования к выпускнику, требования к программам и требования к условиям.
 
— Вы много говорили о преимуществах и упомянули некоторые риски. Можно ли их как-то обозначить?
 
— Спасибо, что вы на это обратили внимание. Поскольку мы говорим о новой системе оплаты труда, первый риск — это риск глубокой дифференциации в оплате труда. Если новую систему с опорой на результативность внедрить, тогда получится, что школьный совет, пользуясь регламентом региона, будет распределять стимулирующие части фонда оплаты труда. Это означает, что примерно 30-40% фонда оплаты труда будет делиться по результативности, которую сможет определить школьный совет. Каждый школьный коллектив разделится на три части: лидеры, средний уровень и минимальный. И последняя часть учителей может либо получить минимальные надбавки, либо не получить их вообще. Отсюда возможен очень сильный разрыв в заработной плате. У лидеров это будет 20-25 тысяч рублей, а у другой стороны — 5-7. Многие директора школ говорят, что если разрыв заработной платы превышает 20%, то тут же теряется управляемость в школе. Я придерживаюсь такой точки зрения, что глубокая дифференциация возможна. Это справедливо, и нам нужно звёздам и лидерам платить очень много, тогда это будет хороший пример.
 
Второй риск — это выравнивание условий бюджетополучателей.
 
Третий риск — это финансовая автономия образовательного учреждения, потому что нормативно-подушевое финансирование — это когда деньги доходят до образовательного учреждения, и оно само, например, оптимизирует штатное расписание. Здесь ключевой вопрос — профессионализм директоров школ в самостоятельном хозяйствовании.
 
— Александр Изотович, скажите, что должно измениться для эффективных введений инноваций в жизнь управления образованием?
 
— Первое — должны возникнуть эффективные гражданские институты образовательной политики. Если этого не произойдёт, то никакие внутренние управленческие изменения не помогут. Но сами гражданские институты не развились до того уровня, когда они смогут выступать в качестве управляющей компании.
 
Второе — многообразие организационно-правовых форм. У нас сейчас только бюджетные учреждения в системе образования. А бюджетные учреждения — это сметный способ расходования средств, самый неэффективный. Все деньги, которые туда попадают, моментально девальвируются. Отсюда возникает третий механизм — конкурентная среда в образовании. Если в этой сфере её не возникнет, система просто рухнет.
 

Назад