Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
17.12.2006

Подведены итоги первого дня семинара

Сегодня, в воскресенье, 17 декабря, в муниципальной гимназии №10 продолжается экспертно-аналитический семинар по подготовке к участию Новосибирской области в конкурсе субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. Утро началось с выступления членов аналитической группы, которые провели анализ работы предыдущего дня.
 
Участников второго дня приветствовал президент автономной некоммерческой образовательной организации Институт проблем образовательной политики «Эврика» Александр Изотович Адамский.
— Добрый день, уважаемые коллеги. Вчера было продуктивное заседание открытого координационного совета. Мы согласились на вечернем пленуме, что доклады групп содержат и описание механизмов тех или иных направлений, и намёк на техническое задание. Что касается костяков проектных групп, то, по результатам этого семинара и последующей работы, особенно большие надежды возлагаются на сетевое взаимодействие. Хотелось бы, чтобы создание комплексного проекта было не менее важным, чем его реализация.
 
Доклад по итогам анализа первого дня семинара прозвучал от Евгения Дубровина, члена аналитической группы:
— Согласно техническому заданию мы обращали внимание на три аспекта нашей совместной работы.
Первый аспект — общее поле смыслов. То есть, происходит ли смыслообразование, есть ли общее понятийное пространство или есть некоторые разрывы.
Второй аспект — это проблемное поле. Какие проблемы связаны с возможным запуском данного комплексного проекта. Мы выявляем риски и обращаем на них внимание.
Третий аспект — некоторые тенденции, которые проявились в нашей совместной работе, и их необходимо учитывать, с большой вероятностью они будут иметь место в ходе реализации проекта.
 
1. Общее поле смыслов:
а) насколько осмысленен сам проект в нашем регионе. Условием осмысленности проекта является его ориентация на инновационную экономику;
б) смысл самого проекта состоит в переводе системы образования из потребляющей подсистемы социального обеспечения в производящую. Мы переходим от получения поддержки к оказанию услуг и к инвестированию, к финансовой привлекательности самой отрасли. В идеале сама система образования на уровне муниципального образования либо региона может становиться одним из локомотивов регионального развития. К примеру, производя те компетенции у выпускников, которые затем и будут создавать новую экономику, за счёт которых будет возможна инновационная среда;
в) есть два очень важных разрыва:
  • первый — про качество образования как сферу ответственности профсоюзов. Прозвучала мысль, и прозвучал ответный пункт — полувозмущение, полусомнение. Надо понимать, какова роль профсоюзных объединений в рамках проекта модернизации. Включение в некоторые базовые процессы, связанные с изменениями самой системы образования;
  • второй важнейший разрыв касается понятия нормы. Что такое норма, нормативный документ? Это нечто проектируемое и задаваемое сверху. Или это некоторое внутреннее требование к самой деятельности, порождаемое нами, исходя из смысла этой деятельности, затем отчуждаемое. Мы поняли, что, чтобы это сделать эффективно, это нужно делать так, а теперь давайте смотреть, как в рамках существующей нормативной базы это всё можно делать, несмотря на противоречия. И в этом смысле очевидна необходимость перехода в управленческую позицию руководства самих школ. Принятие ответственности за нормотворчество в образовательной деятельности.
По смыслам — это четыре основных топа, которые мы выделили.
 
2. Проблемное поле:
а) человек. Восприятие человека как основного субъекта образования и образовательной деятельности.
Первая позиция — это человек как субъект образования, то есть тот, кто образовывается, и в некотором смысле потребитель образовательных услуг. В таком смысле мы готовы к такому переходу. Вчера в группах и на пленарном заседании чуть больше говорили о распределении средств в пределах школы, о том, как повысить коэффициент и так далее, чем о том, как данный проект использовать для каких-то запусков форм деятельности на удовлетворение образовательных запросов. В этом смысле есть такая опасность, что пока мы не ориентированы на человека, а больше говорили о педагогах и школах, это может быть одной из проблем;
б) существует большой запрос, зафиксированный в нескольких группах на образ будущего (населения местного сообщества, например, родителей). Вопрос в том, кто будет «поставщиком» этого образа будущего. Школьное сообщество не берёт на себя такой ответственности. Государство даст государственный заказ, а мы в рамках него будем работать;
в) проявилось большая ориентированность на работу внутри системы образования, чем в местном сообществе. Этот вопрос отчасти пересекается с предыдущими, в этом смысле происходит утрата постоянной связи и доверия на границе системы образования с местным сообществом. Ситуация в том, что сама школа не воспринимается как потенциальный исполнитель гражданского заказа, реального или потенциального;
г) дефицит представленных позиций в публичном пространстве здесь. Относительно как функционирования, так и развития образовательной системы. Например, здесь есть представители попечительских советов, но позиции попечительских советов представлено не было. Хотелось бы, чтобы они проявились.
Также были понятные сложности с восстановлением целостной линии всей системы.
 
3. Тенденции:
а) формальное функционирование в рамках проекта в случае его запуска без восстановления смыслов образовательной деятельности и так далее неизбежно будет приводить к большему распространению имитационных форм. Развитие таких имитационных форм приводит к ещё большему отчуждению школы от сообщества, а сообщества от школы. Должно быть ценностное принятие тех оснований, которые лежат в основе данного начинания;
б) установка на некоторую «уравниловку», то есть понятное некоторое сопротивление большей дифференциации среди педагогического сообщества. Насколько сможет сработать эта система при таких ценностных ориентирах;
И ещё две важных тенденции.
в) формирование внутри системы образования заказа на сетевую соорганизацию и взаимодействие (это было выявлено на двух примерах в группах: в Ленинском районе и в Каргате на уровне эксперимента инициатив есть реальное сетевое взаимодействие между несколькими образовательными учреждениями). Очевидно, что такая форма может порождать большую соразмерность, совпадение волн на предмет внедрения данного проекта;
г) на уровне групп появился запрос на формирование сообществ и контрагентов самой системы образования. Не только на уровне образовательного учреждения, но и на уровне муниципалитета, либо на уровне региона в целом.
Таковы основные тезисы.
 
Сегодня участников семинара ожидают три лекции, продолжение работы в группах и пленарное заседание. Завершится семинар открытым координационным советом.
 

Назад