Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
05.02.2007

Подведены итоги деятельности научно-образовательного комплекса

Собрание общественности научно-образовательной сферы прошло в администрации Новосибирской области. Более 300 руководителей профильных структур и представителей научных кругов, высшей школы и общего образования подводили итоги деятельности научно-образовательного комплекса Новосибирской области за 2006 год.
 
Первым прозвучало выступление руководителя департамента образования Владимира Викторовича Иванова. Он рассказал об итогах 2006 года и задачах, которые поставлены в сфере общего и начального профессионального образования на 2007-й год.
 
— Прошедший год я бы оценил как год, когда мы создали условия для перехода к более значительным системным изменениям в сфере образования. Принят ряд нормативных документов: 5 законов подготовлено в прошлом году, сейчас на рассмотрении ещё 4 проекта закона, 49 постановлений губернатора и более 220 распоряжений губернатора, носящих нормативный характер. Это некий объём, который показывает, что очень важно, с нашей точки зрения, создавать и формировать такую нормативно-правовую базу. Один из основных областных законов, который был принят — это закон о нормативном подушевом финансировании в сфере образования, который повлечёт за собой значительные изменения во всей сфере.
 
В 2006 году были законодательно разделены полномочия между субъектами Федерации и муниципалитетами, в том числе бюджетных полномочий. В прошедшем году реально возросли консолидированные расходы на образование и составили 13 млрд.744млн. рублей. Если в 2000 году у нас консолидированные расходы на одного ученика составляли 3816 рублей, то в прошедшем году 22192 рубля. В 2006 году значительно укрепилась учебно-материальная база системы образования, увеличились вложения средств на ремонт образовательных учреждений и составили из разных источников в прошлом году 432 млн. рублей, что на 102 млн. больше, чем в 2005 году. Удельный вес образовательных учреждений, требующих капитального ремонта, значительно уменьшился. У нас было 40% школ, требующих большого капитального ремонта в прошлом году, сейчас — 25%. Созданы условия для разносторонней деятельности и поддержи одарённых детей и молодежи. Наши учащиеся (общеобразовательных учреждений, профессиональных училищ, студенты ВУЗов) ежегодно занимают призовые места в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, практических конференциях.
 
Данные за последние семь лет показывают, что в 2006-м году были показаны самые высокие результаты. Больше ста наших детей и подростков получили гранты. Стало более массовым использование педагогических технологий, учебно-методических комплексов и методик. Инновационный поиск стал частью любого уважающего себя педагогического коллектива. Усилилась конкуренция между образовательными учреждениями за результаты своей деятельности. В новом качестве возродилась система самоуправления, воспитательная работа вновь стала важнейшей составляющей образовательного процесса. Каждый школьник сегодня имеет возможность развивать свои способности и интересы, как в рамках образовательного учреждения, так и вне его стен.
 
В течение года мы в полном объёме исполнили все условия и соглашения, подписанные с Министерством образования и науки, в том числе выполнили условия софинансирования. Задача объединения возможностей приоритетного проекта с имеющимися ресурсами области с целью повышения эффективности тех изменений, которые уже происходили в системе образования, я думаю, в 2006-м году выполнена. В первом полугодии при широком участии общественности, несколько тысяч человек принимали участи в обсуждении Концепции инновационного развития Новосибирской области, которая была принята на VI Съезде работников образования и определила основные направления развития. В настоящее время заканчивается работа над самой Программой развития. И если 2006-й год был для нас годом создания условий, то 2007-й год мы обозначаем как год апробации новых подходов и реализации этого комплекса мер.
 
Я бы хотел остановиться на комплексе мер, основных направлениях и задачах 2007 года в сфере общего и начального профессионального образования.
 
Внедрение в сферу образования новых экономических отношений. Прежде всего, нормативного подушевого финансирования и новой отраслевой системы оплаты труда. То есть переход на финансирование услуг. Внедрение нормативного финансирования предполагает в 2007 году отработать механизм подушевого финансирования с прямым доведением средств до ОУ. Поэтапный перевод всех ОУ на новую оплату труда начинается с 1 сентября 2007 года. Закон принят в прошлом году. Планируемый качественный результат — перевести на новую систему оплаты труда с 1 сентября 2007 года 30% муниципального образования ОУ. Увеличить долю общего фонда оплаты труда сотрудников ОУ до 65%. Это обеспечит рост средней заработной платы учителей по отношению к 2006 году на 20%.
 
Развитие региональной образовательной сети, её оптимизация и обеспечение условия для получения качественного образования независимо от места жительства. Процесс реструктуризации в области идёт уже несколько лет. Он вызван реальными изменениями, которые произошли у нас в стране за этот период, и, в первую очередь, с экономикой и демографией.
 
С 2003 по 2006 год контингент учащихся уменьшился на 51 тыс., классов-комплектов — с 18334 до 16781. Наполняемость класса с 16,4 уменьшилась до 15, в городах она от 23 до 22, в сельской местности до 8,5 человек. Число обучающихся в образовательных учреждениях на одного педагогического работника сегодня составляет 10 человек. Резко возросла малочисленность школ. В 2006 году учреждений, где обучалось менее 100 детей, стало 487, это 45% от числа всех образовательных учреждений.
 
Процесс оптимизации направлен на повышение доступности и качества образования, на более эффективное использование имеющихся ресурсов: человеческих, финансовых и других. С 2007 года процесс реструктуризации будет упорядочен и войдёт в Программу развития образования и в Программу социально-экономического развития области.
 
Региональная система оценки качества образования в Новосибирской области тоже формируется не первый год. Есть опыт, но время требует сегодня другие критерии оценки деятельности педагогов и в целом качества образования. Самое сложное здесь — сформировать систему критериев, которые бы, прежде всего, учитывали запросы и интересы детей, родителей, общества, динамику личностного развития ребёнка и его здоровья. Многое уже делается и учитывается при аттестации ОУ и работников образования.
 
Планируемые качественные результаты:
Принять в 2007-м году региональную концепцию качества образования, региональную программу аттестации образовательных учреждений и работников образования, учитывающие результаты оценки качественного образования и положение о системе общественных экспертиз и качества образования ОУ Новосибирской области. Ввести в практику публичные аналитические доклады о состоянии и развитии региональных и муниципальных систем образования перед населением и общественностью, в том числе через СМИ.
 
Развитие системы дошкольного образования. Планируется увеличить охват дошкольного образования детей в области до 57-60%. Уменьшить очередность на 5-7 тыс. человек.
 
Поддержка и развитие семейных форм устройства детей. Планируется увеличить число детей-сирот, передаваемых в приёмные семьи, на 250 человек. Оптимизировать сеть учреждений для детей-сирот и закрыть в этом году 4 детских дома. Предоставить 300-м детям-сиротам жильё. В 2006 году на эти цели было выделено 15,5 млн., в этом году выделяется 100 млн.
 
Модернизация системы начального и среднего профессионального образования. В течение года планируется изменить структуру подготовки кадров, учитывая запросы и востребованность, продолжить оптимизацию сети, интеграцию создания образовательных учреждений нового типа. За счёт оптимизации создать ресурсные центры по подготовке кадров массового типа, создать отраслевые координационные советы по взаимодействию работодателей и учреждений профессионального образования, сформировать экспериментальные площадки по подготовке современных информационных технологий, разработать модель нового учредительства и обеспечить участие образовательных учреждений в конкурсе Федерального национального проекта.
 
Расширение общественного участия в управлении образованием.
Задачи: создать во всех учреждениях органы общественного самоуправления, (сегодня 70% имеют такие органы), наделённые полномочиями, в том числе по принятию решений распределения средств стимулирующей части фонда оплаты труда учреждений.
 
Сформировать во всех муниципальных и районных округах общественные органы управления, обладающие действенным полномочием. Создать на портале Новосибирской открытой образовательной сети сайты всех муниципальных органов управления образования, всех средних общеобразовательных учреждений. Совершенствовать систему повышения квалификации работников образования повышением объёмов и качеством информационно-методического обслуживания.
 
Обеспечить реализацию и качественное развитие приоритетного национального проекта «Образование».
 
Сформировать систему морального и материального поощрения работников и коллективов образовательных учреждений всех типов, работающих в инновационном режиме.
 
Заместитель губернатора Новосибирской области, руководитель департамента науки инноваций, информатизации и связи Геннадий Алексеевич Сапожников представил презентацию и доклад о создании Технопарка в Новосибирске. Главный мотив доклада звучал как «Формирование экономики, основанной на знаниях».
 
 
Одним из самых ярких и запоминающихся получилось выступление директора Областного центра информационных технологий Веры Гавриловны Перковой. Своё выступление Вера Гавриловна назвала «Информатизация образования: удивительная возможность или осознанная необходимость?».
 
— Интегрируясь с высшей школой, мы ещё 10 назад правильно построили стратегию развития информатизации нашего образования. В основе лежит формирование образовательного контента, подготовка кадров и оснащение. Поставить компьютеры — дело одного года, если будут деньги. Подготовка кадров — задача тоже реализуемая. А вот создание образовательного контента, необходимого всем — большая задача, для работы над которой мы все должны объединиться.
 
«Сверяем часы» с коллегами из соседних регионов, и понимаем, что Новосибирск — лидер в этом направлении. Ещё в 1998 году был задуман портал «Новосибирская открытая образовательная сеть», который можно посещать всем — ученику, родителю, управленцу. Мы сразу сориентировались на печатные издания, которые тогда выпускались в ведущих вузах, в Новосибирском институте повышения квалификации, и стали делать электронные версии. Это был первый шаг к контенту.
 
Прошло 8 лет. Но и сегодня это хороший портал, на котором большое количество всевозможной информации. В настоящее время его концепция немного меняется.
Сейчас есть единое окно вхождения в информацию, через которое можно попасть на наш портал.
 
В 2002 году стартовал первый проект, который должен был познакомить работников образования нашего уровня с интернет-технологией. Мы были шестыми по России, но уникальными. До этого все центры создавались в высших учебных заведениях, а мы доказали, что такой центр должен быть внутри нашего уровня образования. Оказалось, что мы были правы: вузовские центры закрылись, а наш продолжает существование. Губернатор всегда поддерживал интернет-направление, понимая его стратегическое значение. И в 2000 году был открыт общественный совет по развитию интернет-образования. У нас был ресурс, называемый «Педагогическая периодика», который хорошо известен в Российских СМИ. Мы подписывали 300 педагогических изданий, делали из них базу данных, для всех выкладывали в интернет, а для наших сельских школ выпускали на дисках. И это шло в школьные библиотеки.
 
В 2003 году мы создали 33 районных учебных центра. На эту технологическую структуру стали накладываться проекты.
 
Первый проект — «Программа «Интел» — обучение для будущего». Новосибирский институт повышения квалификации подал заявку, и наравне с 8-ю субъектами нас выбрали осуществить реализацию этого проекта. Мы открыли 16 площадок на базе школ Новосибирска. Это первая педагогическая технология, которая включала работу на компьютерах. Но мы не учили компьютеру, мы учили проектным технологиям. И результат в реальных проектах, которые реализовали дети.
 
Параллельно началась проектная деятельность в интернет. Кроме того, создали списки рассылки: еженедельно, ежемесячно доводить до школ то, что происходит в России, в мире, везде. И эффект был впечатляющий — на следующий год в этих проектах участвовали 30 000 детей. Ещё через год — 100 000. Динамика росла на глазах.
 
Тогда же на нас стали обращать внимание и другие партнёры, например, Microsoft. Проект с ними дал нам возможность обучить 50 учителей информатики, 47 из них были сертифицированы. Они стали давать иное качество образования детям.
 
Сейчас Microsoft предлагает новый проект, по которому мы начнём работать через месяц.
Новый проект компании «Intel» — «Учимся с "Intel"». Цель — умение критически мыслить, работать в команде, решать поставленные задачи, использовать компьютерные технологии.
 
В этом году мы интегрировались с начальным и средним профессиональным образованием. И первый результат: мы смогли на базе 2-х учреждений — Бердского электромеханического техникума и Новосибирского авиационного техникума-колледжа открыть систему доступа. Ни один город не работает настолько хорошо с этими ресурсами, как студенты названных техникумов.
 
Ещё одна победа — информатизация систем образования. Два года назад были выбраны пилоты, у нас это был Красноярский край. Мы сделали всё, чтобы попасть во второй этап, и в этом году мы победили. Привлечение инвестиций позволит нам повысить квалификацию (мы будем учить внедрению цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс), в ста учреждениях будет автоматизирована управленческая деятельность. Кроме того, будет создана система межшкольных методических центров, которая позволит повышение квалификации распределить по территории Новосибирской области. В каждом районе области будет создан центр на базе имеющихся структур, где педагоги смогут учиться и знакомиться с последними образовательными технологиями. Одно ноу-хау Новосибирска: сеть расширенных межшкольных центров — это вузы, которые будут оказывать консультации по своему профильному направлению.
 
Что мы предлагаем:
Первое — довести образовательные программы развития инновационных учреждений до уровня коммерческого продукта. И мы должны работать как технологи, институты повышения квалификации как наука и школы как носители этих технологий. И эти продукты надо продавать в другие субъекты. Потому что сейчас наш рынок — это 52 500 образовательных учреждений, подключённых к интернет, которые не знают, где брать качественную информацию.
 
Второе предложение — дополнить региональный контент разработками учителей-инноваторов, отмеченных в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Пусть каждый учитель предоставит хотя бы по одной разработке урока, мы их выложим, а остальные смогут этим пользоваться.
 
Третье. Чудеса творят не компьютеры, а учителя. Если вы уже дошли до состояния, когда у вас нет времени, чтобы разрешить те проблемы, которые отнимают у вас всё время, тогда нам с вами по пути. Большое спасибо.
 
Выступление вице-президента ассоциации лицеев и гимназий Новосибирской области, директора муниципального образовательного учреждения лицея №9 Железнодорожного района г. Новосибирска Георгия Феликсовича Филимонова завершило собрание актива представителей научно-образовательного комплекса.
 
— Уважаемое собрание, мы понимаем, что сейчас в Новосибирске есть условия для устойчивого развития системы образования. Я поведу речь о тех рисках, проблемах и сложностях, которые могут реально затормозить развитие системы.
 
Пассивность педагогического сообщества. Если мы сейчас не примем активное участие, неизвестно, что произойдет в системе образования региона. Тенденции пассивности педагогического сообщества — то, что происходит в гражданском обществе сейчас. Но нам надо инициироваться в первую очередь.
 
Важно развивать общественное управление. Должен превалировать тезис «Чиновник для системы образования», а не «Система образования для чиновника». Руководителям управлений органов образования не хватает здоровых амбиций и умения жёстко лоббировать интересы образования Новосибирской области на уровне Федерации. Почему по качеству образования Новосибирская область находится на 55-м месте?
 
По многим позициям отсутствуют принципы опережающего управления. Органы управления должны искать разумное управленческое решение, чтобы выполнить государственную задачу. Понимая, что если этим будут заниматься только школы, лицеи и гимназии, мы учителей заставим вернуть принцип «"3" ставим, "2" — в уме». Поэтому нужны разумные управленческие решения. Есть ресурсы, нельзя только критиковать, нужно предлагать.
Мы создали особые условия для повышения квалификации и подготовки наших учителей, мы способствовали установлению деловых конструктивных связей, благодаря НГТУ мы вышли на эффективный уровень довузовской подготовки учеников, которые собираются туда поступать. Ассоциация лицеев и гимназий будет просить создать общественный совет по образованию при губернаторе. Именно это будет разумной переговорной площадкой в регионе самого высокого уровня.
 
Я призываю педагогов проявить активность. Уверен, что если мы аккумулируем свои усилия, и общественность включится, (здесь органам образования нужна реальная активная помощь), то будем в состоянии решить проблемы в Новосибирске, а при поддержке губернатора выиграть и конкурс субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, включающие изменение системы оплаты труда и повышение доходов учителей.
 
 

Назад