Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
26.02.2007

Н. Н. Малахова: «Жанр открытого урока заставляет мыслить и изобретать»

«"Живой камень вечного града". Готический храм — Образ Мира» — так назывался открытый урок в рамках апробации учебно-методического комплекта «Мировая художественная культура. 10 класс, базовый уровень» (автор Л. Г. Емохонова), который проходил в МОУ СОШ №156 с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла.
 
За день до этого в Областном центре информационных технологий проходил информационно-методический семинар для преподавателей МХК с участием автора комплекта — Любови Георгиевны Емохоновой. Присутствовала она и в школе.
 
В ожидании начала урока учителя изучали карточки с терминами, планы Парижа, собора Нотр-Дам и методическую карту урока, где были обозначены цели, идеи и задачи.
 
Цель урока: Развитие у учащихся способности к личностно-смысловому восприятию и осмыслению особенностей готического стиля, воплощённых в архитектуре храма.
 
Художественно-педагогическая идея урока: через «звучание» готических архитектурных форм и деталей, витражных сюжетов и красок к открытию личностного смысла, собственного отношения к храму как к Образу Мира.
 
Задачи урока:
— расширение культурно-художественного кругозора обучающихся через знакомство со спецификой и образной системой готической архитектуры;
— развитие у учащихся умения анализировать, синтезировать и критически осмысливать материал (на основе самостоятельного освоения искусствоведческих и художественных текстов);
— постижение мировоззренческих акцентов готического искусства, сохранённых в архитектурных памятниках.
 
Наконец, прозвенел звонок, и ученики вошли в класс. Зазвучала музыка, на доске появились иллюстрации. По форме это был урок-исследование: школьники сами находили особенности готического стиля не только в архитектуре, но и в художественной и научной литературе. Периодически вся аудитория погружалась в полный мрак, и только свет небольшой свечи озарял лица учеников. Их внимание было приковано к теням, рисункам и фотографиям. Аккомпанементом же необычному уроку готики были григорианские гимны и хоралы.
 
 
В завершение урока прозвучала художественная рефлексия «Мой готический храм», которая заключалась в индивидуальной творческой работе. Ребята представили рисунки и мини-сочинения на пройденную тему. Вот некоторые отрывки из них:
«Моя мечта — оказаться в готическом храме посреди могущественных стен, внимая прекрасную готическую музыку. Кажется, что моя душа наполнится чем-то святым и возвышенным».
 
«Возникает ощущение бесконечности и безграничности. Ощущаю на себе ветер таинственных стихов. Как будто выходишь из реальной жизни и переходишь в нереальное состояние божественности».
 
«В своих фантазиях я весьма часто посещаю различные культурные достопримечательности, но до готических соборов и храмов я созрела только сейчас. Готический храм необозрим. Довольно часто он ассиметричен. Массивные столбы, между ними — изменчивая игра ажурных форм. Храм внутри и снаружи населён скульптурами. Они везде: на порталах, на карнизах, на галереях, на лестницах и даже на водосточных трубах. Готический собор — это целый мир. Он до сих пор поражает своей красотой. Давайте представим, что же было тогда, когда у Notre-Dame даже и не существовало соперников по красоте. Не было, например, знаменитой Эйфелевой башни. Он стоял один очень могущественный».
 
После проведённого урока учитель высшей квалификационной категории, кандидат педагогических наук Наталья Николаевна Малахова рассказала, почему она выбрала именно комплект Любови Георгиевны Емохоновой и ответила на наши вопросы.
 
— Я пользовалась разными учебно-методическими комплектами, но учебник Любови Георгиевны привлекает меня уникальным подбором материала и своей глубиной, эмоциональным и личностным отношением к изложенному. Конечно, сейчас апробация может идти по-разному, и мнения могут быть разными, но мы видели на уроке, насколько ребята совпадают с автором в восприятии тех или иных шедевров. Поэтому я не жалею, что принимаю участие в таком эксперименте федерального масштаба.
 
Этот учебник мы апробируем с начала 2006-2007 учебного года. Я планирую, что мы останемся в апробации и на следующий учебный год в 11 классе.
 
— Насколько вы довольны уроком? Всё ли получилось из запланированного?
— Сам жанр открытого урока я очень люблю. Он заставляет мыслить, думать и что-то изобретать. Я довольна реакцией ребят, мне понравилась их естественность. Они не пытались говорить то, что ожидают от них взрослые. И понятно, что они были замкнуты в начале и раскрылись в конце. Какие-то моменты, к сожалению, пришлось сократить и даже убрать, потому что сам урок рассчитан на 1 час 20 минут.
 
Но больше всего участники открытого урока с нетерпением ждали самого главного мнения от увиденного — автора учебника по МХК Любови Георгиевны Емохоновой. Она поделилась своими впечатлениями и ответила на вопросы учеников 10-го класса.
 
— Я не ожидала, что благодаря тексту учебника можно так элегантно и блестяще построить урок, при этом совместив его с музыкой. Это действительно передало настоящую атмосферу, которая возникает в готическом соборе.
 
Мне очень понравился урок, и я даже несколько растеряна, что у вас точно такая же эмоциональная реакция, как и у меня.
 
Спасибо вам огромное, я надеюсь, что все остальные уроки будут проходить на таком же позитиве, и вы будете доставлять и себе, и Наталье Николаевне массу удовольствия. Наша цель — доводить себя до максимальной эйфории, чтобы каждую неделю иметь возможность приобщаться к прекрасному в самых различных формах и видах. Это всегда рождает и мысли, и эмоции позитивного порядка и позволяет очень дружелюбно относиться к представителям других религиозных конфессий и других национальностей.
 
— Безусловно, Париж — великолепный город. Скажите, а как Вам Новосибирск?
— В Новосибирск я приехала затемно. Меня поселили на 11-м этаже гостиницы, где я подошла к окну… и ощутила простор: темно, внизу огоньки, и широкая сибирская река Обь. Ваш город очень просторный.
 
Сейчас у меня выстраивается очень чёткий ассоциативный ряд — город и люди. Когда я только писала книгу, я получала очень много всевозможных отзывов — и хвалебных, и ругательных. Из Новосибирска, даже если были отзывы с отрицательной коннотацией, они всё равно были очень интеллигентно изложены и нацелены на общее дело — на улучшение, на доведение материала до совершенства. И мне кажется, что ширь — и речная, и человеческая — самый знаковый признак вашего города.
 
— А наша школа?
— Когда я подходила к ней, я решила, что это школа постройки 30-х годов. По красному кирпичу сразу же поняла, что здесь тепло и уютно. Оказалось, что 1962-го. Но впечатление не изменилось: здесь действительно тёплая атмосфера, и мне кажется, что у вас очень хорошие отношения между собой. Вы высказываетесь, не стесняясь друг друга.
 
Уважаемые читатели, Региональный информационный центр учебного книгоиздания принимает заказы на поставку учебно-методической литературы, энциклопедий, наглядных пособий для учебных заведений по адресу: г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 24/1. Для оптовых покупателей действует система скидок.
Телефоны для справок: (383) 343-54-33, 343-03-90.
 

Назад