Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
11.05.2007

Формула губернатора

Губернатор Новосибирской области Толоконский В.А.Виктор Александрович Толоконский провёл у себя 3 мая совещание представителей всего образовательного комплекса Новосибирской области. Тема разговора весьма острая — переход на нормативно-подушевое финансирование общеобразовательных учреждений. Губернатор определил эту проблему, как задачу со многими неизвестными и сформулировал несколько возможных, на его взгляд, решений. Мы предлагаем выдержки из его выступления и надеемся на ваше участие в обсуждении проблемы.  
 
…Недавно в Москве на Совете по национальным проектам меня попросили выступить по программе модернизации образования. Я показал некоторые управленческие методики, доведённые даже до уровня неких формул, с помощью которых, на мой взгляд, по-новому может проходить процесс бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений и процесс формирования оплаты труда конкретного педагога. Хочу сегодня подчеркнуть, что, прежде всего, в этих методиках, формулах важны некоторые принципиальные подходы, которые позволяют настолько точно сформировать, например, новый процесс финансирования общеобразовательного учреждения, что он не будет зависеть от чиновника. Он будет предсказуем, совершенно полностью, и школа, гимназия, лицей смогут на перспективу подсчитать себе бюджет, не ходя по кабинетам. На этой же основе каждый район и город в области может подсчитать свою субвенцию. Так же, используя другую группу формул, учитель может посчитать, если не всю, то гарантированную часть своей зарплаты.
 
Уже в ходе заседания Совета по национальным проектам были пожелания и просьбы руководителей государства побыстрей внедрить эти методики во всём регионе, не теряя время на эксперименты. Теперь областной бюджет 2008 года должен будет сформирован исходя из новых методических и управленческих подходов. Но так, как бюджет уже готовится, времени у нас с вами на размышления максимум, два, два с половиной месяца. И в связи с этим, я обращаюсь к вам с большой просьбой — помочь мне и департаменту образования более детально разработать, сформулировать новые подходы и документы, которые должны стать нормами, правилами и методиками организации системы общего образования. Уже в ближайшее время мы проведём совещание с представителями всех органов управления образования с тем, чтобы поставить конкретные по срокам, по исполнению задачи, вытекающие из этих новых подходов и методик. На что я прошу вас, при разработке, обратить особое внимание.
 
Первое — правильно, точно определить базовый норматив финансирования обучения одного ученика в обычных стандартных условиях.
 
Второе — выбрать оптимальное количество поправочных коэффициентов, отражающих типовую, видовую, родовую, территориальную особенность образовательного учреждения. Этим я подчёркиваю, что коэффициентов будет несколько. Они не будут индивидуальными, ориентированными на одну школу, гимназию или какое-либо другое учебное заведение. Нет. Они будут отражать какой-то тип учебных заведений, какую-то группу.
 
Я не специалист и не навязываю решения, но одним из коэффициентов, думаю, будет наполняемость школы. Наполняемость будет фиксироваться в базовый год. К примеру, для  школы с количеством учащихся до пятидесяти человек — один коэффициент. Для школы от пятидесяти одного до ста — другой. От ста одного до двухсот — третий. И так далее.
 
Будут также коэффициенты, зависящие от содержания учебного процесса. Гимназический учебный план, лицеистский учебный план, коррекционный учебный план или ещё какой-то. Не знаю. Вам виднее.
 
Будет, я полагаю, коэффициент, отражающий видовую специфику материальной базы образовательного учреждения. Опять же он будет рассчитан не индивидуально по одной школе, но по какому-то типу школ. Ну, например, подсобное хозяйство в сельской школе с соответствующими учебными планами, программами, техникой и тому подобное. Для новосибирской городской школы это может быть плавательный бассейн или ещё какая-нибудь особая материальная база.
 
Будут, я уверен, и другие коэффициенты. Возможно, социально-управленческие. Например, повышающий коэффициент сельской школе по зарплате. В этом плане мы должны назвать точное количество этих коэффициентов и критериев. Определить их количественные значения.
 
Третье. Нам потребуется отработать положение о неком обязательном резервном фонде муниципального района и городского округа. А это значит, что к сумме субвенций всех образовательных учреждений, расположенных на территории района, добавляется в определённом проценте или по каким-то другим критериям определённая сумма резервной субвенции, чтобы можно было застраховаться от каких-либо изменений, потребностей, которые могут возникнуть уже за пределами финансового года. Да мало ли по каким субъективным факторам может возникнуть такая ситуация. Не боюсь этого резерва, поскольку думаю, что можно будет в положении о нём записать, что если он не используется по тем основаниям, которые заложены в положении, в законе, то он расходуется по другой статье, например, как учебные расходы. Мы заведомо в первые годы перехода на новую систему финансирования будем иметь маленький норматив на учебные расходы, и этот резерв может стать второй частью таких затрат.
 
Думаю, что должен быть для начала этой большой и сложной работы нормативный акт, допускающий возможность введения дополнительной целевой субвенции образовательному учреждению на определённый период времени. Положим, на один финансовый год. Это должно быть, на мой взгляд, оформлено специальным соглашением образовательного учреждения с органом управления образования, уполномоченным на эти цели с тем, чтобы не допустить снижения фонда оплаты труда даже в одном образовательном учреждении по сравнению с базовым периодом. Но в этом соглашении также предполагается обязательство образовательного учреждения в течение года оптимизировать расходы, переведя их на другие разделы бюджета либо отказаться от них постепенно, осознанно по определённому плану, который в этом соглашении и фиксируется. Здесь важно исключить долгие индивидуальные собеседования — нужно это, не нужно, а сразу рассчитывать субвенцию до уровня базового года, а уже в дальнейшей работе, понимая какую сумму нужно сэкономить, и что не вписывается в принятые нами методику и стандарт, перевести эти расходы на другие разделы бюджета.
 
Следующее, что нам предстоит отработать — это ряд нормативов, определяющих обязательную гарантированную оплату труда педагогов. Прежде всего, определить базовую величину оплаты одного учебного часа. Определить перечень поправочных коэффициентов, зависящих от численности учеников, наполняемости классов и отражающих определённые социальные зарплатные нормативы, ну, например, те же двадцать пять процентов сельской надбавки. Предстоит определить перечень и величину обязательных доплат, зависящих от квалификационного потенциала педагога и особенностей процесса преподавания. А это надбавки за классное руководство, за категорию, за учёную степень, за звание, за внеурочную работу и тому подобное.
 
Мы должны будем определить порядок использования другой части фонда оплаты труда — поощрительную оплату по результатам качественной работы. Эта часть будет заметной — около тридцати процентов заработной платы педагогов. В перспективе она ещё должна вырасти.
 
Мы должны определить порядок формирования заработной платы руководителя образовательного учреждения. При этом правильно учесть и сложившиеся традиции и задачи, которые мы хотим решить вот в рамках этого проекта модернизации образования. А организовывать успешную реализацию проекта будут как раз руководители образовательных учреждений. Поэтому нам здесь ошибиться ни в коем случае нельзя.
 
Кроме задач бюджетно-финансовых нам предстоит одновременно обеспечивать соответствие всех образовательных учреждений санитарным, эпидемиологическим и другим нормам. Мы, например, должны будем по-новому сформулировать требования, задачи и механизмы обеспечения учащихся горячим питанием и обязательно отразить как организационно-технологическую часть этого процесса, так и бюджетно-социальную.
 
Мы должны будем принять дополнительные управленческие решения, и даже ряд нормативных актов по организации медицинского сопровождения учащихся в школах. Я так же считаю очень важным, чтобы были стимулы по укреплению и развитию спортивной базы общеобразовательных учреждений.
 
Вы понимаете, что большинство этих задач требуют принятия нормативных актов. В 2008 году мы уже не будем распределять бюджетные средства без утверждения новых нормативов и правил. Поэтому пока мы не сформулируем эти нормы и требования в соответствующих законах и постановлениях, мы не сможем полноценно организовать бюджетный процесс. Думаю так же понятно и то, что если мы хотим максимально точно определить содержание тех или иных коэффициентов, критериев, правильно рассчитать их количественную величину, нам потребуется обработать огромный массив данных. Нам потребуется хорошо знать базовый бюджет каждого образовательного учреждения. И нам нужно будет, исходя из новых методических и управленческих подходов, определить новую бюджетную модель и только убедившись, что эта модель работает, что мы не ошиблись вот в этих новых расчётах и методиках, мы сможем придать им силу закона.
 
Если вспомнить, что у нас общеобразовательных учреждений очень много и бюджеты их сильно индивидуализированы, и что это складывалось годами, десятилетиями, то понятно, что задача у нас не простая. Разобраться, понять, какие нужны новые подходы, методики, правила, формулы может быть и несложно, но найти правильные количественные измерители, конкретные наполнения вот этих самых формул, методик и коэффициентов, очень не просто. В тоже время убеждён, что, не сделав этот шаг, то есть не простимулировав образовательные учреждения в целом и каждого педагога в отдельности, мы не сможем быть эффективными в повышении качества образовательного и воспитательного процесса. У нас и так некий перебор организационно-методических требований, за которыми зачастую нет ни здравого смысла, ни стимулов. Нельзя дальше строить систему на каких-то управленческих директивах, за которыми нет глубинного смысла и понимания каждым участником этого процесса, что именно мы хотим сделать, для чего мы это делаем, и как нам дальше развиваться.
 
Убеждён, что, получив максимальную свободу и независимость по бюджетному финансированию, общеобразовательное учреждение будет эффективнее заниматься качеством. И весь коллектив, и директор, и каждый учитель должны понимать, что бюджет образовательного учреждения, зарплата учителя, все возможности зависят от качества работы. Только качество будет приводить ученика в общеобразовательное учреждение. Именно качество обучения будет давать дополнительный финансовый ресурс. Только качество будет определять возможности развития школы, гимназии, лицея.
 
Записал Владимир Пискарев, редакция ОблЦИТ                                     

Назад