Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
07.06.2007

Учебник как взгляд за горизонт

Издательский центр «Вентана-Граф» выпустил в свет новый учебник по литературе для учащихся пятых классов общеобразовательных учреждений. Учебник состоит из двух частей, двух книг. Особенность, которая заметна с первого взгляда — это яркие книги. Оригинально, красочно оформлена обложка и много цветных иллюстраций. Но не только этим авторы хотели привлечь внимание учеников и педагогов. Новый учебник связывает литературу с другими областями культуры, к примеру, с живописью, поскольку в учебнике в качестве иллюстраций используются репродукции картин известных художников девятнадцатого и двадцатого веков. А некоторые иллюстрации с такой же целью были сделаны для учебника специально. Авторы учебника закономерно и естественно связывают литературу с другими пластами культуры и таким образом расширяют культурный горизонт учащихся. Презентация нового учебника состоялась в новосибирском Областном центре информационных технологий.

Представляли учебник двое из авторской группы: Москвин Георгий Владимирович и Пуряева Надежда Николаевна. Оба преподаватели литературы филологического факультета МГУ имени М. М. Ломоносова. После презентации они ответили на несколько вопросов.

— Сколько подобных учебников уже создано творческой группой, и с какими издательствами?

Г. В. Этот учебник наш первый опыт. Собственно, наша задача здесь не столько продать учебник, сколько поделиться нашим первым опытом написания школьного учебника по литературе и планами, возможностями издания подобного учебника для учащихся шестых классов.

— Я правильно понял, что до этого времени опыта в создании подобных учебников у вас не было?

Н. Н. Опыта не было в создании школьных учебников. Но у нас, в особенности у Георгия Владимировича, есть немалый опыт в создании учебников и учебных пособия для вузов. А издательский центр «Вентана-Граф» решил привлечь к созданию новых школьных учебников вузовских преподавателей. И нам это решение с профессиональной точки зрения представляется перспективным и плодотворным. Мы согласились. Насколько я знаю, сегодня многие преподаватели вузов выполняют подобные заказы. Для нас создание учебника литературы именно для школы стало, в том числе, и возможностью применить опыт, накопленный в МГУ имени Ломоносова.

Г. В. Хочу сказать, что это не значит, что мы экспериментируем. Мы активно работающие в этой сфере педагоги. К тому же, в нашей творческой группе есть замечательный методист, преподаватель московского педагогического университета Лен Владовна Ерохина. Собственно, она и относится к тому кругу преподавателей, учёных, которые уже многие годы создают учебные материалы для общеобразовательных школ. Так, что в нашем случае имеет место совмещение опыта школьных преподавателей и вузовских.

— Создавая этот учебник, вы, безусловно, изучали нынешнюю ситуацию в системе школьного образования. С какими, на ваш взгляд, проблемами сталкивается сегодня в школе преподаватель литературы?

Г. В. С падением интереса учащихся к этой дисциплине, предмету. Между прочим, падение интереса к литературе, вызвано объективными причинами. В нашем социуме изменились общественная и духовная ситуации. Что тут к худшему, а что к лучшему оценивайте сами. Но изменилась и востребованность самого предмета. Можно сказать, что изменился социальный заказ. Появились, к тому же, и другие, альтернативные источники информации, влияющие на формирование и развитие личности. Опять же, худшие или лучшие решайте сами. Вообще, причин данного явления много, и поэтому мы должны всё-таки осторожно говорить о падении интереса к литературе. Может быть, здесь много от нашего традиционного восприятия происходящего. Мало читают! Ага! Значит, у них нет потребности! А ведь потребность в художественной литературе у тех же школьников может существовать и в скрытом виде. Надо внимательней разбираться.

— Какую вы видите опасность для школьников вот в этом падении интереса к литературе, в невостребованности её у молодёжи? Вы же сами сказали, что есть другие источники информации. Г. В. Есть опасность. И довольно серьёзная. Художественная литература в большей степени, чем что-либо иное формирует личность. Заметьте, личность духовную. Незначительное присутствие художественной литературы в человеческом бытие или, тем более, её отсутствие опасно, прежде всего, для самого человека и далее для нации и государства.

— Что же делать?

Г. В. Осознать ответственность и отстаивать свою позицию. У литературы в образовательном и воспитательном процессе важная и незаменимая роль. Соглашаются с этим многие, но не многие отстаивают эту точку зрения.

— Где вы её собираетесь отстаивать?

— Везде. Во всей нашей педагогической деятельности. В аудитории с учениками и педагогами, на собраниях с родителями, в кабинетах с чиновниками, в типографиях с издателями, в интервью с журналистами. Кстати, поиск новых, лучших форм организации учебного процесса, в том числе и создание новых хороших учебников — это значит отстаивание такой позиции в творчестве. И вот здесь, безусловно, важна связь между теми, кто учебники пишет и теми, кто по ним преподаёт. Нельзя быть отстранёнными друг от друга. Вот почему мы в Новосибирске, в вашем центре информационных технологий демонстрируем педагогической общественности свой новый учебник.

— Расскажите о нём.

Н. Н. Учебник, как говорится, свежеиспеченный, вышел в свет в марте нынешнего года. Точное его название — «Литература. 5 класс». Предназначен он для общеобразовательных учреждений. Учебник-хрестоматия. Состоит он из двух частей, из двух книг. Особенность, которая заметна с первого взгляда — это яркие книги. Мы старались сделать учебник красочным, с цветными иллюстрациями, чтобы ещё и этим фактором привлечь внимание пятиклассников. То есть, оформляя учебник, мы учитывали и возрастные особенности, и психологические.

С точки зрения методической учебник построен по традиционному принципу. Мы вполне осознано старались избежать экстравагантности. Учебник строится вокруг основных тем и, соответственно, прилагаются как учебные тексты, так и художественные. Мы предлагаем семь видов методических заданий. Иными словами, их достаточно много, чтобы с ними можно было работать коллективно в аудитории и самостоятельно дома. Вторая возможность совершенно естественна при изучении литературы. И соответственно сами эти задания во всех видовых группах разные. А это позволяет учителю выбирать задания в зависимости от подготовленности того или иного класса и даже того или иного ученика, то есть позволяет делать учебный процесс более продуктивным и интересным.

— Какие свои надежды вы, как творческая группа, связываете с этим учебником, какой вы ожидаете результат?

Н. Н. Мы хотели бы создать учебник, который отвечает современным требованиям. Как мы сегодня уже говорили, это учебник создан в соответствии с федеральным компонентом стандарта общего среднего образования, то есть он создан уже после принятия такого стандарта и ориентирован исключительно на него, а не доработан в соответствии с этим федеральным компонентом. Это новый учебник. И естественно, мы старались сделать его формирующим не только знания в области литературы, но и, как мы надеемся, связывающим литературу с другими областями культуры, к примеру, с живописью, поскольку в учебнике в качестве иллюстраций мы используем многие репродукции картин известных художников девятнадцатого, двадцатого веков. А некоторые иллюстрации с такой же целью были сделаны специально для этого учебника. Позднее, согласно программе, в шестом классе мы предлагаем учителям, использовать музыкальные произведения, например, романсы созданные на материале тех или иных стихотворений. Таким образом, мы выводим литературу за рамки только учебного предмета, стараемся связать с другими видами, с другими пластами культуры и таким образом развивать культурный фон, культурную базу учеников.

— Новосибирск - это первый город, который вы посетили?

— Да это первый город, который мы посетили и где мы представляем новый учебник. Поэтому для нас это волнующий момент. Первую апробацию этот учебник, конечно, будет проходить в Новосибирске и Новосибирской области. Затем издательский центр «Вентана-Граф» планирует ещё целый ряд регионов.

Владимир Пискарев, редакция ОблЦИТ
Фотоиллюстрации автора

Назад