Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
13.06.2007

Чему учит история

Новые учебники истории, выпущенные издательским центром «Вентана-Граф», появятся этим летом на прилавках книжных магазинов. Прежде всего, привлекает внимание «История Древнего мира. 5-й класс» и «История России. 10-й класс». Авторы этих учебников — учёные из Санкт-Петербурга, приводя исторические факты, называя имена, датируя события, нередко ссылаются на свидетельства современных археологов, в том числе и на их открытия последних лет. При таком подходе картина прошлого становится более чёткой, ясной и, следовательно, более достоверной и понятной. Также авторы, не отказываясь от официальных государственных документов, постарались включить в текст учебника по истории России как можно больше документов из частных архивов, из записок очевидцев, тем самым, представляя нам живое свидетельство об историческом прошлом. Эти учебники вызовут безусловный интерес и эмоциональный отклик у педагогов и учащихся. 
 
На прошедшем в Областном центре информационных технологий семинаре с преподавателями общеобразовательных школ новые учебники истории представил методист издательского центра «Вентана-Граф» Андрей Владимирович Поляков. Там он ответил и на наши вопросы. 
 
— Андрей Владимирович, уже на протяжении десятка или даже более лет, в связи с новыми археологическими находками, рассекречиванием архивов, научными открытиями в историографии, историческое прошлое человечества приобретет новые черты — уточняются даты, добавляются факты, появляются забытые имена, по иному трактуются события. В какой степени, на ваш взгляд, эти изменения должны учитываться авторами учебников по истории?
— Сейчас усложнилась практика экспертизы учебников. Если раньше к учебникам предъявляли только одно требование — соответствие возрастным и психологическим особенностям школьников, то теперь учебник рассматривается ещё с одной важной стороны, с точки зрения соответствия современному уровню развития научных знаний. За эту часть экспертизы отвечает Российская Академия наук. То есть имеется в виду, что учебник не должен отражать вчерашний день науки. Он должен нести в себе то новое, что было накоплено в научной сфере, что обнаружено в новых источниках информации.
 
Но, конечно, эта задача не из простых. Мы не можем здесь, скажем так, опережать науку или по примеру телевидения, радио, печати оперативно черпать информацию из появившихся источников и давать какие-то оценки событиям и фактам, когда в науке и обществе ещё нет устоявшегося представления, например, о том, каким было это событие, какие побудительные причины лежали в основе того или иного политического решения, какие оно вызвало последствия. Особенно это касается современной истории. Поэтому в учебниках авторы, конечно, используют новые данные из исторических хроник, но только проверенные и неоднократно подтверждённые.
 
Примерно также авторы поступают, когда ссылаются на какие-то современные археологические открытия, в том числе и на открытия последних лет. Археология одна из тех наук, которая постоянно обогащается новыми сведениями. То есть каждый год делается какое-то открытие, которое не всем известно, но на самом деле оно производит фурор в исторической науке. Это относится, например, к истории первобытного общества, когда сегодня заполняются те лакуны, те белые пятна, которые мешали взглянуть на проблему эволюции как на единый, не противоречивый, закономерный процесс. Проблема, например недостающего звена в человеческой цепи. Её продолжают остро обсуждать, о ней спорят, но постепенно эта дискуссия близится к завершению потому, что переходные формы находятся и всё такое прочее.
 
В учебниках истории, которые сегодня я представляю, об этих новых археологических открытиях говорится очень интересно. Я думаю потому, что в числе авторов учебников есть и археологи. Им хорошо известны результаты всех известных раскопок за последние годы.

Что касается письменных источников, то в этих учебниках не используются какие-то принципиально новые виды. Но авторы постарались включить в текст как можно больше источников личного происхождения. Предыдущие учебники чаще всего изобиловали источниками государственного происхождения: актами, договорами, различными другими официальными документами. В то же время мемуары, фольклор или ещё какие-то произведения оставались вне поля зрения авторов учебников истории. И поэтому, учащиеся, к сожалению, не могли получить живое, доверительное, личностное свидетельство о прошлом. А ведь для понимания исторического события чрезвычайно важно узнать свидетельства очевидца, тем более, человека не обременённого ни властью, ни положением, ни, так скажем, корпоративными обязательствами, но, тем не менее, жившего в тех исторических реалиях, пережившего все те события. Теперь голос таких людей можно услышать со страниц учебников. И этот материал, безусловно, способен вызвать живейший интерес, эмоциональный отклик у педагогов и учеников.
 
— Так что это за учебники истории, которые издательский центр «Вентана-Граф» предполагает выпустить в свет?
Вот в данном случае я привёз с собой макет трёх первых учебников, которые мы выпускаем в этом году. Не далее как в июне они выходят из типографии. Это, во-первых, учебник истории —  «Точка введения», где излагаются самые элементарные основы курса истории. Далее идёт история древнего мира для пятых классов. Авторы: Андриевская, Белкин, Ванина. И одновременно с этим — история России с древнейших времён до середины девятнадцатого века. Этот учебник для десятых классов. Его вторы: Журавлёва, Пашкова, Кузин.
Издательский центр запустил в работу эту линию учебников, во-первых, отдавая дань моде, поскольку учебники истории всегда были в моде и, во-вторых, чувствуя в себе силы издать их на высоком уровне. Тут надо отдать должное смелости и профессиональной уверенности сотрудников издательства потому, что выпустить в свет учебники истории или обществознания считается работой чрезвычайно сложной, по причине, как вы сами понимаете, тех обширных задач, которые при этом приходится решать.
 
Именно поэтому мы обратились с просьбой поучаствовать в этой сложной творческой работе к авторам из Санкт-Петербурга. Кстати, Российская Академия образования рекомендовала нам этих авторов, но у издательства тоже было твердое убеждение, что город Санкт-Петербург, его научные силы в состоянии оптимально успешно решить те серьёзнейшие задачи, которые мы передними ставим. Поэтому все учебники, а это единая предметная линия с пятого по одиннадцатый класс, пишется ведущими учёными и методистами Санкт-Петербурга. Среди них шесть докторов наук, четырнадцать кандидатов наук и два академика. То есть, авторский коллектив очень и очень сильный.
 
Линия рождается вот, буквально, в этом году. Последовательность выхода учебников будет постепенной, равномерной. Начинаем мы с пятого и десятого классов. Причины ясны. Пятый класс — начало основной школы, десятый — начало старшей школы. И выход учебников будет последовательным. Здесь важно то, что не нарушается преемственная связь. Учитель завершает преподавать в классе историю древнего мира по нашим учебникам и приступает к истории средних веков тоже по нашим учебникам.
 
Учебники строятся по привычной концентрической схеме изучения истории. Концентрическая это значит, что по существующим с девяносто четвёртого года правилам история изучается как бы дважды. Она изучается в полном объёме в основной школе, то есть, ученики заканчивают в девятом классе изучение истории началом двадцать первого века и повторно на более высоком познавательном уровне история изучается в старшей школе. Хотя вопрос о том какая система: концентрическая или линейная является более удобной, выгодной, он, конечно, дискуссируется в учительских кругах и есть разные точки зрения на это. На прошедшем семинаре мы и эту проблему обсудили.
 
У вас с аудиторией, как я понял, состоялся интересный разговор?
— Да, состоялся, скажем так, конструктивный диалог по поводу наших учебников. Педагоги высказали свои положительные отзывы о них и указали на те детали, которые с их точки зрения нуждаются в той или иной доработке, совершенствовании и так далее. Это очень позитивный диалог, который, я думаю, пойдёт на пользу всем. Я со своей стороны учителям пообещал, что все их замечания передам в редакционный отдел. И вот здесь нужно заметить, на семинаре я об этом говорил, что сегодня издательства поставлены в такие условия, что удовлетворить интересы всех потребителей они не в состоянии. С одной стороны существует государственный образовательный стандарт, который должен быть реализован, и все учителя заинтересованы в том, чтобы он был реализован на все сто процентов. А с другой стороны существует, скажем так, санитарная норма на максимально приемлемый размер учебника, на его объём, который, по мнению учителей и издателей, совершенно недостаточен для того, чтобы втиснуть в него всё содержание стандарта. Я уже не говорю о том, что вообще история как наука очень сложна, противоречива и наряду с предметной стороной содержит в себе и большое количество дискуссионных вопросов, по которым нужно представить, если не все, то многие точки зрения, а это, как вы понимаете, работает на увеличение объёма учебника.
 
— А теперь тот самый, вечный вопрос — чему же учит история?
— Лучше, чем сказал в своё время Ключевский, я думаю, никто не скажет – история учит только тому, что она ничему не учит. Однако, если опустить излишнюю, в нашем случае, горькую иронию то, на мой взгляд, в сегодняшних реалиях история прежде всего, должна учить любить свою родину. В принципе эта задача перед историей стояла всегда. Но я уверен, что так остро, как сейчас, никогда. Сегодня в нашем обществе в отношении к прошлому своей страны и к себе самим преобладает нигилизм. Иногда кажется, что нам доставляет какое-то особое удовольствие ругать себя, государство, проклинать руководство, лидеров за те или иные ошибки. Заметьте, в других странах есть немало примеров, когда создаётся позитивный образ своей истории. Позитивный не значит лживый или заидеологизированный или ещё какой-либо плохой. Мне кажется, что всё равно, в любом случае должна быть взвешенная оценка своего прошлого. Нельзя ошибки ставить на первое место, а свершения на второе. Мне кажется, что наиболее правильно будет, излагая сложные проблемы прошлого, задаваться вопросом — что достигнуто в результате и какой ценой это достигнуто. И вот если мы, в данном случае, историки будем раскрывать эти две стороны исторического процесса, то есть достижение и цену, то мне кажется, что мы сможем создавать для молодых людей учебники, которые будут патриотичным. Это очень важная задача, потому, что если любовь к родине не пришла в юности, её уже трудно взрастить потом.
 
— Андрей Владимирович, вы у нас в Новосибирске впервые?
— Да, это мой первый приезд в Новосибирск, и я очень жалею, что он столь кратковременный и мне не удаётся посмотреть город, Обь, Академгородок. Вы знаете, я видел Новосибирск с воздуха, выглядит он, конечно, впечатляюще, ну а то, что мы слышим о Новосибирске в Москве, это, конечно, вызывает большие симпатии к вашему городу, к его научному потенциалу не растерянному за годы лихолетья. Я, конечно, отдаю себе отчёт в том,  что, безусловно, всех сложностей, всех трудностей сибирского города мы и представить себе не можем. Столица и провинция — это, скажем так, всегда непонимание, всегда конфликт. Но мне помогает себя здесь чувствовать не чужаком, а своим то обстоятельство, что я сам из наукограда. Я происхожу из города Снежинска. Это на севере Челябинской области.
 

Назад