Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
06.07.2007

Капелька математики

В этом году в нашей области шесть детских садов стали экспериментальными площадками, где работают по новой образовательной программе «Математика для дошкольников». Автор её достаточно известный – Константин Валерьевич Шевелёв. В издательстве «Ювента» в рамках этой программы он опубликовал серию книг. Это набор рабочих тетрадей для детей пяти, шести лет: «Готовимся к школе», «Занимательная геометрия», «Занимательная математика», «Количество и счёт», «Задачки в клеточках»… Особое внимание привлекает математическая сказка для самых маленьких – «Приключения Треугоши», с помощью которой дети уже с двух лет начинают овладевать элементарными математическими знаниями. Основа занятий – игра, детские фантазии, воображение. Так обучать математике теперь свободно могут воспитатели и педагоги в детском саду «Капелька» села Криводановка. Их опыт уже распространяется в дошкольных образовательных учреждениях Новосибирской области.   
 
На очередном семинаре, проведенном в «Капельке», гости, а это были профессионалы в педагогике, люди знающие и дотошные, побывали на  занятиях во всех возрастных группах и пришли к заключению, что поучиться здесь есть чему. Но у одного дилетанта, то есть у автора этого материала сомнения были. Зачем бедных дошколят мы с пяти лет, а теперь уже и с двух грузим математикой и другими серьёзными понятиями? А где же тогда место беззаботному детству, о котором мы, взрослые так  любим вспоминать в приступе ностальгии?
 
Во-первых, возразили мне профессионалы, когда ребёнку исполняется 5 или 6 лет, в семье, как правило, возникает вопрос: «Где и как можно подготовить его к школе? И поэтому, чтобы не заниматься этим в пожарном порядке, ребятишек готовят к школе в детских садах, в дошкольных студиях при домах культуры, в центрах детского творчества. А во-вторых, в этих дошкольных учреждениях математике не обучают, в неё там играют. Так, что детство остаётся детством.
 
 
К примеру, в математической сказке «Приключения Треугоши» трёхлетний мальчик Миша придумывает и рисует сказочного героя – Треугошу. Герой этот отправляется в путешествие, где с ним случаются разные забавные истории. Дети двух, четырёх лет, слушая сказку, рассматривая красочные иллюстрации, отвечая на вопросы, подсознательно овладевают элементарными математическими знаниями.
 
 
Дети постарше узнают о таких понятиях как количество и счёт, величина, математические знаки: плюс, минус, равенство, не равенство, больше, меньше, ну и так далее. В играх учатся правильно с ними обращаться. А, кроме того, знакомятся они в детском саду и с геометрическими фигурами, и с тем, как можно ориентироваться во времени и пространстве. Короче говоря, убеждали меня профессионалы, если математику представить как океан, что впрочем, недалеко от истины, то в детском саду дети изучают капельку.
 
 
А вот что сказала в начале нашей беседы заведующая детским садом «Капелька», Любовь Васильевна Салова, кстати, педагог высшей квалификационной категории.
 
- Авторская образовательная программа «Математика для школьников» Константина Валерьевича Шевелева проходила у нас апробацию недавно, с первого февраля по тридцать первое мая. Программа новая, интересная, рассчитанная на два учебных года. Нужно заметить, что среди многих её достоинств есть и такое - она может удачно вписываться в другие программы, направленные на развитие познавательной деятельности ребёнка, на развитие его интеллекта. 
 
 Поддержку нам оказали Областной центр информационных технологий и Управление образования Новосибирского района. В эксперименте приняли участие три группы: вторая младшая группа, в ней у нас двадцать два ребёнка, старшая группа, в ней у нас столько же детей и подготовительная к школе, там у нас двадцать ребят. Мы тщательнейшим образом изучили результат и убедились, что в процессе занятий, а они, безусловно, проводились в игровой форме, у ребятишек повысился интерес к решению логических задач. Они решали эти задачи быстрее. Научились объяснять свои действия, рассуждать, доказывать, давать полные ответы. Они самостоятельно находили и исправляли свои ошибки и ошибки других детей.
 
- Любовь Васильевна, надо сказать, что не во всех детских садах, участвующих в эксперименте, результат столь явно положительный. Чем вы это объясните?
- Я могу говорить только о том, почему именно нам удалось внедрить эту новую образовательную программу. Прежде всего, это сделали наши талантливые воспитатели-педагоги: Елена Александровна Головченко, Галина Андреевна Кильневая, Зоя Андреевна Альянова, Ирина Эдуардовна Куриева…  Им ещё не надоели дети, они не устали выдумывать, экспериментировать, играть и у них есть потребность вносить в процесс обучения, в процесс воспитания что-то новое. Но опять подчёркиваю, наши воспитатели не пассивные потребители новой образовательной программы «Математика для дошкольников», они теперь соавторы. Они, развивая её, изобрели, например, лестничную педагогику…
 
- Название достаточно странное – лестничная педагогика. Что-то есть от неформального общения. Поясните.
- Настоящий педагог, воспитатель постоянно ищет новые приемы, методы, формы обучения, которые бы позволяли детям лучше понять и усвоить материал. И вот, наблюдая, сколько раз за день ребятишки в детском саду пробегают вверх и вниз по лестницам, воспитатели подумали - а почему бы не расписать стены лестничных клеток, ступени лестничных маршей занимательной информацией математического содержания? Здесь можно, как вы правильно заметили, проводить занятия в неформальной обстановке, и здесь уже потом, после занятий ребёнок вольно или невольно, скорее всего на бегу, но сыграет таки хотя бы в одну из расписанных на стене или ступенях игру-задачку. А значит, повторит то, что воспитатель объяснял. И значит, лучше поймёт, крепче запомнит.
 
- Мне это чем-то напоминает игру на асфальте в «классики». Там тоже, мимо спокойно не пройдёшь, обязательно попрыгаешь по нарисованным клеткам.
- Да, вы правы, принцип тот же. И обратите внимание вот на что. У нас в детском саду одиннадцать групп детей от трёх до семи лет. С ними занимаются в спортивном и музыкальном залах, в изостудии, в мастерских сенсорного развития, мелкой моторики, конструирования и моделирования, прикладного искусства. Действуют кружки: «Здоровые ножки», «Хочу всё знать», клуб «Неболеек». А есть ещё несколько, как мы их называем, минимузеев:  национального быта «Русская изба», игрушки, музыкальных инструментов  и даже музей космонавтики. И вот имея опыт создания на такой базе более десятка познавательных и образовательных программ для детей, мы без проблем можем освоить ещё одну или две. Что мы удачно и осуществили с авторской образовательной программой Шевелёва «Математика для дошкольников».
 
 

Назад