Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
12.07.2007

ОБЗОР ПРЕССЫ №238 «Вечерний Новосибирск» - «Пластиковая улыбка для средней школы» «Новые Известия» - «Эксперимент на детях» «Парламентская газета» - «Диплом в рассрочку» «Российская газета» - Верхняя Волга» - «Первоклассная проблема»

Ведущая рубрики – Анна Петрова
 
Новосибирские школы активно готовятся к новому сезону — из городского бюджета на их ремонт выделено около 400 миллионов рублей, сообщает газета «Вечерний Новосибирск» от 5 июля в заметке «Пластиковая улыбка для средней школы».
 
Такой суммы наше городское управление образования прежде никогда не видело. Сейчас в 286-ти образовательных учреждениях кипят ремонтные работы: в двадцати школах идет полная замена кровли, в остальных строители штукатурят, клеят, красят и шпаклюют. Не оставлены без внимания и дома детского творчества: один только Центр досуга имени Ефремова «слопал» сто миллионов рублей — по словам специалистов управления образования, там идет даже не капитальный ремонт, а настоящая перестройка.
По скорости ремонтных работ сегодня на первом месте Кировский район — там уже практически готова четырехэтажная пристройка к 49-й школе, обзавелась новыми ограждениями 192-я и закончены малярно-отделочные работы в 170-й. А в 176-й школе идет глобальное «остекление» — все морально устаревшие обычные окна заменяются на пластиковые. Весь этот комфорт обошелся школе почти в три миллиона рублей, потому что какой-то талантливый архитектор, спроектировавший это здание в далеком 1962 году, слепил его из бетона и стекла.
 
«Мы до сих пор гадаем: кому пришло в голову целые стены нашей школы «лепить» из стекла, — улыбается директор школы Марина Корнева. — У нас же окна идут сплошным поясом»… Мало того, что окна по школе идут огромным стеклянным поясом, так их деревянный «костяк» давно сгнил и пришел в негодность — того и гляди, вывалится наружу вместе со стеклом. И тепло эти окна уже не держали — ребятишки, несмотря на теплую зиму, в классах мерзли. Поэтому Марина Петровна еще в прошлом году «пробивала» эту пластиковую тему в районном отделе образования. В этом году и директору, и ребятишкам повезло. «Нам выделили, как и обещали, три миллиона рублей, — не скрывает своей радости директор. — Мы сразу подписали договор с одной городской фирмой, они нам прислали рабочих, и за две недели уже практически заменены все окна на втором и третьем этажах». Сейчас два жизнерадостных «стекольщика» орудуют перфоратором в кабинетах музыки на первом этаже — работа идет ходко, и к концу этой недели первый этаж «улыбнется» ослепительной пластиковой улыбкой.
 
***********************************
 
Из-за сбоя в системе ЕГЭ сотни выпускников школ могут не поступить в вузы – считает газета «Новые Известия» от 5 июля. Об этом – статья под названием «Эксперимент на детях». С опозданием в две недели выпускники школ наконец-то получили 5 июля сертификаты о сдаче ЕГЭ. По крайней мере это клятвенно обещал глава Рособрнадзора Виктор Болотов, поясняя, что задержка произошла по вине региональных типографий. Между тем значительная часть вузов закончила прием документов еще 30 июня.

Так что сотни российских абитуриентов не смогли поступить в высшие учебные заведения на основании результатов Единого госэкзамена. Это уже далеко не первый скандал, который разгорается вокруг ЕГЭ в этом году. Неадекватность заданий, возможность купить ответы на вопросы за несколько часов до экзамена, ошибки, заложенные в проверочных компьютерных программах, – все это позволяет говорить о том, что Россия по-прежнему не готова к массовому переходу на западную систему тестирования. В самый разгар вступительных экзаменов абитуриенты фактически находятся в подвешенном состоянии. Несмотря на то что последний школьный экзамен был сдан еще 22 июня, сотни выпускников по всей стране до сих пор не получили сертификатов о сдаче ЕГЭ. Особенно сложная ситуация сложилась в Москве, Московской области, Екатеринбурге, Свердловской и Новосибирской областях. «В ряде школ Центрального административного округа Москвы документ о сдаче не получили до 100% выпускников, – рассказал президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Хотя выдать их на руки должны были хотя бы 25 июня, как в прошлом году».

Рособрнадзор, между тем, быстренько нашел виновных. На официальном сайте «надзорников» можно увидеть сообщение, что «для большинства субъектов РФ свидетельства по ЕГЭ были распечатаны и направлены в регионы в период с 25 по 29 июня 2007 года». По словам экспертов, причина ошибки кроется в том, что в этом году обязанность по распечатке сертификатов была возложена на коммерческие структуры, которым вся необходимая информация была предоставлена еще в период с 23 по 28 июня. В прошлом же году распечаткой сертификатов занимались государственные типографии, поэтому и свидетельства были выданы вовремя. «Ряд коммерческих компаний находится в регионах, – объяснил Сергей Комков. – Однако никому ничего не известно об их мощностях, в каких объемах они печатают документы, перед кем отчитываются и кому подчиняются». Чиновники от образования попытались исправить ситуацию: в вузы поступили новые рекомендации по приему абитуриентов. По этому документу будущим студентам предлагается вписать заработанные баллы за ЕГЭ в соответствующие графы в заявлении о приеме самостоятельно. То есть фактически комиссиям предлагают верить экс-школьникам на слово. По идее данные абитуриентов должны проверяться в Федеральной базе данных. Но гарантии, что за некую сумму про проверку не «забудут», нет.

Вчера глава Рособрнадзора Виктор Болотов поспешил «успокоить» абитуриентов, их родителей и руководство вузов. По его словам, бланки сертификатов будут выданы уже сегодня, пятого июля. Увы, значительная часть вузов закончила прием вступительных документов уже 30 июня, не пожелав принимать абитуриентов со справками. «Я подал документы в Московский государственный институт культуры и искусств, – рассказал москвич Евгений Васильев. – Но там отказались принимать справку из школы о баллах за ЕГЭ. Сказали, что нужен подлинник. А откуда я его возьму, если директриса разводит руками: бланки еще не пришли». «Отказали «невезучим» выпускникам приемные комиссии Московского областного классического университета, Московского архитектурного университета и ряд факультетов МГТУ им. Баумана. До 2009 года требовать подлинники сертификатов вузы права не имеют», – заявил Сергей Комков.

Остальные вузы отнеслись к сложившейся ситуации с пониманием. «В конце июня, после выдачи аттестатов, почти ни у кого не было сертификатов, – рассказали в приемной комиссии ГУ ВШЭ. – Но сейчас уже многие ребята стали подвозить их. Кто-то приносит справки из школ, но некоторым отказываются их выдавать. Таким ребятам мы идем навстречу: по номеру паспорта проверяем результаты экзаменов в базе». «Если абитуриент пока не получил сертификат ЕГЭ, то ему разрешается принести справку из школы или даже результаты из Интернета, заверенные в школе или в учебном центре, где он писал экзамен, – рассказали в приемной комиссии РГГУ. – В крайнем случае ему разрешается даже принести незаверенную распечатку результатов, все равно эти данные проверяются по Федеральной базе. Если сертификаты не появятся вплоть до зачисления, то зачислять абитуриентов будем все равно: они ведь не виноваты в этой ошибке».

Это далеко не первый настораживающий экспертов момент. Проблема осложняется еще и тем, что прием документов в самые престижные столичные вузы заканчивается довольно рано: у выпускника есть лишь несколько дней, чтобы сдать все необходимое в потенциальную альма матер. И наиболее принципиальным абитуриентам останется либо поступать в менее «придирчивые» университеты в конце лета, либо пополнить ряды Вооруженных сил РФ. Очередной сбой в системе ЕГЭ вызвал новый виток дискуссии о состоятельности российской тестовой системы. В состоятельности ЕГЭ сомневаются многие. Кто-то, как ректор МГУ Виктор Садовничий, считает, что тестирование – не самый лучший способ оценивать знания подростка. «Я по-прежнему считаю, что безальтернативное введение Единого госэкзамена только навредит нашему образованию, – рассказал Виктор Садовничий. – Нельзя судить о знаниях человека лишь по одному однажды сданному тесту, пусть и очень сложному. Наряду с ЕГЭ должны быть олимпиады, творческие конкурсы, должны быть совершенно иные формы поиска и отбора талантливых людей».

Кого-то беспокоит возможность легко купить готовые ответы. В том, что это реально, смогли убедиться посетители Интернета перед экзаменом по русскому языку в июне этого года. Участник одного из форумов Ленинградской области разместил купленные ответы за 10 часов до начала тестирования. Возмущенная группа московских школьников написала открытое письмо за отмену ЕГЭ. Реакция не заставила себя ждать. Дети и родители впали в панику, с ужасом ожидая, что из-за «ленинградского мальчика» все результаты тестов на всякий случай отменят. К счастью, этого не произошло. Пересдавать ЕГЭ заставили только самого нарушителя спокойствия. Сам или с чей-то помощью, но мальчик с заданием справился – получил четверку. Впрочем, эксперты убеждены: помимо подростка из Ленинградской области, купили ответы на ЕГЭ тысячи российских выпускников. Торговля уже поставлена на поток.

Педагоги отмечают, что массовое введение системы ЕГЭ произошло слишком рано. Механизм тестирования, да и сами задания еще откровенно сырые. «В вариантах встречаются некорректные вопросы, бывает, что в компьютер вводится неправильный ответ, и соответственно, снижаются баллы за правильные, – рассказал учитель русского языка и автор письма за отмену ЕГЭ Сергей Райский. – Некоторые вопросы не по школьной программе и даже не по тому предмету, который сдают. Критерии оценки творческой части «С» неоправданны. Из 15 вариантов ЕГЭ по русскому языку только три составлены без единой ошибки. В остальных вариантах – от одной ошибки до трех. К тому же во всех 15 вариантах встречаются совершенно одинаковые три задания. Это иначе как халтурой составителей не назовешь». Огромные суммы, которые были вложены в организацию ЕГЭ, и настойчивость, с которой экзамен позиционировался как «беспристрастный», «дающий возможность поступить школьникам из регионов» и «неподкупный», сделали крайними ни в чем не повинных подростков. «Мы еще не готовы к массовому введению ЕГЭ, – рассказал председатель комиссии по образованию Мосгордумы Евгений Бунимович. – На начальных этапах всегда возникают подобные проблемы, и решить их при наших возможностях пока нельзя. Невозможно, когда половина населения за принятие ЕГЭ, другая половина – против, когда вузы отказываются принимать эти результаты, когда даже компьютер не может нормально посчитать правильные ответы, когда везде ошибки. Нужно переделывать все – от вопросов в самих тестах до процедуры выдачи сертификатов». Впрочем, страдания «подвешенных» абитуриентов будут хоть частично возмещены. «Со вчерашнего дня задержкой выдачи сертификатов занимаются в Генеральной прокуратуре, – рассказал Сергей Комков. – Уже сейчас иски на Рособрнадзор собираются подать многие родители».
 
****************************************
 
Платное образование в России становится обычным явлением, уже сегодня за свой счёт учится больше половины студентов. Но пока абитуриентам, которые не прошли по конкурсу на бюджетные места, ничего и не остается, как трясти кошелёк родителей. По замыслу законодателей, помочь ребятам получить диплом вуза должны образовательные кредиты. О том, что сулит абитуриентам такое кредитование, разговор с заместителем председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Валентиной Ивановой на страницах «Парламентской газеты» от 10 июля в материале «Диплом в рассрочку».
 
В первоначальной концепции законопроекта предполагалось, что выдаваемый кредит будет иметь ограничение — 25 тысяч долларов. Но обучение в таких вузах, как МГУ, МГИМО, стоит больше. Ограничение предлагается ввести на уровне 5 тысяч долларов в год на студента — это 2,5 тысячи за семестр. Точка отсчета поставлена верно: вузы не должны завышать стоимость обучения. Сегодня государство платит вузу за каждого студента в среднем 40 тысяч рублей в год. Поэтому кредитная сумма в 2,5 тысячи долларов за семестр — вполне реальная сумма. В МГУ обучение стоит действительно дороже, а вот для учебы в Тимирязевской академии может хватить кредита и в тысячу долларов за год обучения. Появляется возможность перераспределения средств. Поэтому нам так важен эксперимент: нужно отработать все нюансы в сфере расчетов.

Сегодня речь идет о том, что у нас будет двухуровневая система высшего образования: сперва — диплом бакалавра, потом — магистратура. Кредиты будут выдаваться под каждый уровень отдельно или сразу на весь срок обучения в вузе?  Конечно, образовательные кредиты можно будет получать и на бакалавриат, и на магистратуру — это предусмотрено законодательными нормами. Хотя банкам и предприятиям выгодно, чтобы кредитование шло только на магистерскую программу: она короче — всего два года, и на нее идет человек, у которого уже есть определенный багаж и взглядов, и позиций, и знаний. Кстати, фирма, которая студента направляет в магистратуру, может сама погасить за него образовательный кредит. Хоть гарантом выступает государство, но возвращать кредит предстоит либо фирме, куда пойдет работать выпускник после вуза, либо самому выпускнику.

Предполагается, что кредит должен быть погашен в течение нескольких лет? Пять лет студент может спокойно учиться. Потом год работать. И только с шестого года ему дается еще пять лет на то, чтобы погасить кредит. Но чтобы вернуть эти деньги, как подсчитали экономисты, выпускник должен будет зарабатывать не менее 700 долларов в месяц. Реально ли, особенно в регионах, молодому специалисту без опыта работы получить такие деньги? Вопросы возврата кредита и обеспечения соответствующей зарплаты молодому специалисту — это пока камень преткновения в системе образовательных кредитов. Этот кредит призван облегчить жизнь семьи. Конечно, 700 долларов — это лишь расчет необходимой в среднем заработной платы, с которой оптимально гасить этот кредит. Ведь для обучения в региональных вузах потребуется, например, значительно меньшая сумма. Но тут есть над чем еще думать: ведь погашение кредита может действительно лечь непосильным грузом на молодого специалиста, который делает лишь первые шаги в карьере, а ему еще предстоит решать вопрос жилья, а то и содержания ребенка.
 
Для тех, кто собирается обучаться в вузе, предполагается два вида кредита: базовый, который непосредственно идет на оплату образования, и сопутствующий — призванный покрыть студенту социальные расходы, но его размер не должен превышать годового прожиточного минимума. Но достойные ли будут тогда условия существования у студентов? Нам нужна точка отсчета. Вот социальная стипендия сегодня 600 рублей, даже вместе с академической стипендией студент в итоге может получить не больше полутора тысяч рублей. А тут все-таки предлагается идти от прожиточного минимума: это более двух тысяч рублей на руки. Есть разница? К тому же прожиточный минимум все-таки растет. Наш комитет сегодня ищет пути увеличения стипендии. А повысив ее, мы дадим и новую основу для отсчета сопутствующего кредита. Повышение стипендии пройдет уже в сентябре.

Но министру финансов, например, не очень нравится предлагаемый механизм кредитования в сфере образования. Есть мнение, что вбрасывание денег на рынок образовательных услуг приведет к инфляции.
Тут самое главное — возможность возврата кредита предприятиями, фирмами, куда пойдет работать наш будущий специалист. Это очень важно. Это не приведет к появлению дополнительных свободных денег на рынке и не увеличит покупательский спрос, так что никакой инфляции от этого не предвидится. Но это усилит гарантию возврата кредита, да и студенту легче осознавать, что возврат кредита ляжет не на его плечи. И карьеру свою студент, за которого заплатит организация, будет уже связывать с этой фирмой.
 
Если количество бюджетных мест в вузах будет сохранено, то студенты предпочтут не идти в кредитно-образовательную кабалу. Это может повлечь сокращение бесплатных мест в вузах? В Федеральном законе «Об образовании» есть норматив, который, кстати, был принят еще в советские времена — он регулирует число бюджетных мест в высшей школе: 170 на 10 тысяч населения. А сегодня у нас 206 бюджетных мест на 10 тысяч населения. Мы по количеству мест в вузах даже превзошли советский период. Видимое сокращение мест во многих вузах сегодня связано с тем, что из-за переизбытка определенных специалистов закрывают непрофильные специальности в вузах: ведь юристов и экономистов ради повышения конкурса готовят сейчас все кому не лень. У нас есть данные по западным странам. В некоторые годы невозврат кредита у них составлял от 30 до 60 процентов. Колоссальные суммы. Но сейчас при налаживании контроля невозврат составляет всего 15 процентов. Это и есть тот процент, на который мы рассчитываем.
 
**********************************
 
 
Родителям шестилетних малышей настоятельно "рекомендуют" вести детей в школу – сообщает «Российская газета» - Верхняя Волга» от 4 июля в статье «Первоклассная проблема».
 
Во Владимире осваивают новый способ увеличения мест в детских садах. Чтобы "разгрузить" детсадовские группы, шестилетних малышей в добровольно-принудительном порядке отправляют в школы.
Денису, старшему сыну Романа и Юлии Романовых, в январе исполнилось 6 лет. В этом году родители решили в школу его не отправлять: часто болел, да и психолог порекомендовал повременить с поступлением в первый класс. Однако их планы не встретили понимания у руководства детского дошкольного учреждения.  «В детском саду нас предупредили, что все дети, которым на 1 сентября исполнится шесть с половиной лет, должны идти в школу, - рассказала Юлия корреспонденту. - Я возразила заведующей, что никто, кроме родителей, не может решить, идти ребенку в школу в шесть или в семь лет. Она ответила: "В августе соберется комиссия и выдаст Денису направление в другой детский сад".
Возмущенные родители пообещали отстаивать свои права в суде. Скандал дошел до департамента образования области. Заместитель главы департамента Ольга Беляева дала этому случаю однозначную оценку: «Закон на стороне родителей. На основании пунктов закона "Об образовании" обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже восьми лет. По заявлению родителей или законных представителей учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в более раннем или более позднем возрасте. Решать, идти их ребенку в первый класс или не идти, могут только родители».
 
Несмотря на то, что "охват" дошкольным образованием во Владимирской области 77,7 процента (для сравнения: в ЦФО - 62,6, в России - 61,5), на 1 января этого года в очереди в детский сад стояли 8 тысяч малышей, и половина из них - во Владимире. В микрорайоне Коммунар, где живут обиженные родители, проблема с местами в детские дошкольные учреждения - одна из самых острых в областном центре. Чтобы устроить туда своих детей, мамы оформляют заявления, едва вернувшись из роддома. А в детском саду на 150 мест, который посещают сыновья Романовых, - 197 малышей, и на каждого в группах приходится меньше двух метров площади. Так что причина, по которой здесь "уговаривают" поскорее отдать ребенка в школу, понятна.  В этом году количество детсадовских мест должно увеличиться на 800, в следующем - на 1 тысячу, а к 2010 году - на 4,5 тысячи. Это, по словам Ольги Беляевой, поднимет обеспеченность в детских дошкольных учреждениях до 78,5 процента. Получается, всего лишь на один процент.
 
Однако ни масштабное строительство новых детских садов, ни возвращение старых, в которых ныне размещаются всевозможные чиновничьи и коммерческие структуры, не предусмотрены. В текущем году новый детский сад пущен только в одном населенном пункте области - в поселке Красный Маяк Ковровского района. Пока власти рассчитывают на внутренние резервы - так называемую "реструктуризацию и перепрофилирование сети": восстановление закрытых ясельных групп, переоборудование под групповые помещения театральных и музыкальных комнат, организацию групп дошкольного образования на базе сельских начальных школ, высвобождение площадей за счет создания специализированных детских садов для детей с недостатками развития. Ни о какой обязательной отправке в первый класс воспитанников с шести лет и шести месяцев на официальном уровне речи, конечно, не идет. Но для многих родителей и учителей давно не новость, что в детских садах рассчитывают на подобные резервы.
 
«Родители шестилеток говорят, что в этом году им настоятельно "рекомендуют" забирать детей в школу, - сообщила корреспонденту "РГ" завуч по начальной школе Владимирской гимназии 23 Надежда Пономаренко. - Есть и практика "перескакивания" через группы, когда ребят младшего возраста переводят в старшие группы. Недавно у нас на диагностике были дети 6 лет из детского сада, и лишь один из них оказался готов к школе. Тем, кто не прошел диагностику, пишем рекомендации - приступить к учебе через год. Но мамы и папы возмущаются: "Обратно в детский сад нас не возьмут!"  Надежда Прохорова, преподаватель истории и библиотекарь средней школы 46, куда детсадовское руководство пытается "определить" старшего сына Романовых, уже настроилась держать оборону, хотя ее внуку в мае исполнилось только пять лет. «А нам уже предлагали перевести ребенка в группу постарше. Но мы отказались, - сетует Надежда Константиновна. - Буду убеждать дочь, чтобы в школу отдала его не в 6 лет и 3 месяца, а годом позже. Откуда сегодня у детей переутомление, болезни, нервные срывы? Слишком рано приводят в школу. Программа стала сложнее. Хотя, по правде сказать, не знаешь, кого больше жалеть - ученика или учителя». В первых классах средней школы 19 Владимира шестилеток и семи - восьмилеток примерно поровну. Кто из родителей привел своих детей добровольно, а кто принудительно, тайна за семьи печатями. Ясно лишь одно: детских садов не хватает, детей деть некуда, и принимать нужно всех.

Назад