Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
11.10.2007

Б. А. Ланин: «Главное — оставлять время на мечты!»

  Современное образование не стоит на месте, а современная школа может себе позволить не только традиционный учебник. Появляются электронные версии УМК, аудиокниги, видеофильмы для уроков и даже учебники с выходом в интернет. О последнем и пойдёт наш разговор на страницах НООС. Автор такого необычного издания — заведующий лабораторией литературного образования ИСМО РАО, профессор, доктор филологических наук Борис Александрович Ланин, недавно он посетил наш город с семинаром для преподавателей литературы.
 
Встреча с учителями Новосибирской области проходила в Областном центре информационных технологий. Речь шла не только об учебных пособиях, но и о литературе вообще. Литературное образование продолжается всю жизнь, считает Ланин, один из определяющих принципов его работы — развить у школьников способности эстетического восприятия и оценки явлений художественной литературы.
В перерыве нам удалось пообщаться с Борисом Александровичем и задать несколько вопросов.
 
— Расскажите, пожалуйста, о вашем учебнике. В чём его основные особенности?
— Мы в лаборатории литературного образования ИСМО РАО, создали учебник нового типа.
Он впервые отличается от всех остальных тем, что опирается на интернет. Любой учитель, любой ученик может связаться с автором учебника и в течение 24-х часов получить личную консультацию. Помимо этого, в нашу программу мы поместили ряд очень важных изменений, связанных с возрастными и психологическими особенностями детей. Мы стараемся их разгрузить, пытаемся не обучить их всему на свете и всему, что создано, а просто дать определённое направление для самостоятельного читательского развития. В этом главная особенность.
 
— Как пришла идея создания такого учебника? 
— Я был учителем всегда, преподаю уже 24 года. И если честно, то я никогда не был доволен существующими учебниками и решил, что нужно изменить подход к методике преподавания  литературы. Как-то так получилось, что я близко общался с Беленьким Г. И., это патриарх российской методики преподавания, человек очень образованный и, думаю, просто редчайший знаток русской литературы. Ни с кем не было так интересно разговаривать о литературе, как с ним, но мы никогда не соглашались. Поэтому мне было очень важно отталкиваться от его методики. Кроме того, я много езжу, работаю заграницей, во многих странах и университетах.
 
— Насколько отличается методика преподавания в других странах от нашей?
— На 100%. Там программа минимальная — им нужно изучить 8 книг за все время обучения (12 лет). Так там устроена школа. Так устроен мир. Невозможно заставить ребёнка прочитать все. Но наши считают, что возможно.
 
— А как вы считаете, сколько книг должен прочитать ребёнок, например, в 5-м классе?
— Он определяет сам. У нас есть определённое количество — 14 произведений, которые заявлены в школьной программе. Это маленькие рассказики, стихотворения, есть и объёмные произведения. Главное, чтобы всё это было посильно, чтобы у ребёнка оставалось время на мечты, на нормальное общение со сверстниками и на обсуждение прочитанного. Да и просто на блуждание по Интернету. Но это не слепые блуждания, потому что мы даём нужные адреса — это и детские сетевые библиотеки, и биографии авторов, и собрания сочинений, и даже сказки, которые можно слушать на MP3-плеере.
 
— Вы не раз упоминали мечты в своей лекции, а о чем вы сами мечтали в детстве?
— В детстве я жил в Баку и мечтал быть чемпионом мира по шахматам. Мы с Каспаровым почти ровесники, играли за одну сборную, но в каком-то году я понял, что он будет чемпионом мира, и мне пришлось просто сменить вид спорта.
 
— У вас есть любимые писатели?
— Самые любимые — те, о которых я пишу. Синдром отличника заключается в том, что они внушают себе, что им всё интересно. И когда я о ком-то пишу, я просто внушаю себе, что мне это интересно. Но есть авторы, о которых я пишу постоянно, это Войнович, Горенштейн, и ещё я всё время пишу об антиутопиях.
 
— Расскажите ещё об учебнике: как давно он вышел и где проходил апробацию?
— Он вышел в прошлом году, апробацию проходил практически во всех российских регионах — в Москве, в Петербурге, Подольске, Астрахани, Саратове, Владикавказе. У нас очень много пилотных классов. (В Новосибирской области учебник по литературе для 5-го класса проходит апробацию с этого учебного года в трёх общеобразовательных учреждениях. — Прим. автора)
 
 
— Когда вы приезжаете с семинарами в другие города, с какими вопросами обращаются к вам учителя? Есть ли у них какие-то проблемы в преподавании по этому учебнику?
— Учителя часто жалуются на то, что они отрезаны от Интернета, а также на то, что негде покупать книги, или дорого. Но, учитывая соотношение цены и качества, эта стоимость оправдана.
 
К новому учебному году выйдет книга для учителя, а сейчас все вопросы можно задавать на сайте, через который осуществляется методическая поддержка.
 
 
Уважаемые читатели, ниже вы можете ознакомиться с отзывом о работе Б. А. Ланина «Методика преподавания и изучения литературы», а также посетить сайт издательства Вентана-Граф, где представлены книги этого автора.
 
 
Этот и другие УМК вы всегда можете приобрести в Региональном информационном центре учебного книгоиздания по адресу: г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 24/1. РИЦУК принимает заказы на поставку учебно-методической литературы, энциклопедий, наглядных пособий для учебных заведений. Для оптовых покупателей действует система скидок.
 
Телефоны для справок: (383) 343-54-33, 343-03-90.
 
 
 

Назад