Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
15.10.2007

По большому счёту

В областном центре информационных технологий прошёл семинар для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений по теме «Содержание курса математики для начальной школы и особенности работы по учебно-методическому комплекту «Классическая начальная школа». В семинаре участвовала доктор педагогических наук и автор нового УМК Эльвира Ивановна Александрова. Она представила четыре учебника из восьми книг, столько же рабочих тетрадей для учащихся с первого по четвертый классы, а также несколько методических пособий для учителей.  Весь этот учебно-методический комплект выпущен издательством «Дрофа» и по большому счёту он открывает новые методы преподавания математики в начальных классах. Автор пытается учесть все особенности психологии, как ученика, так и учителя.
В ходе семинара мы сделали несколько фотоснимков и записали интервью с Эльвирой Ивановной Александровой. Эти материалы мы и предлагаем вам.
 
- Эльвира Ивановна, каковы особенности вашего УМК по сравнению с уже существующими?
- Я выделяю три критерия, по которым учитель может оценивать и отбирать подходящие ему учебники. Во-первых, нужно смотреть на то, какова теоретическая основа базового понятия, будь это математика, русский язык или любой другой предмет не важно. Важно посмотреть какова теоретическая основа. В математике есть два подхода: либо число рассматривается как результат счета, либо как результат действия измерения, на основе понятия величины.
 
Учителю привычнее работать с числом, как результатом счёта. Я же, как и ряд моих коллег, ввожу, число как результат практического действия измерения на основе величины и этим оба комплекта учебников отличаются от уже существующих. Почему такой подход? Очень важно, чтобы в начальной школе закладывались основы, которые не нужно будет разрушать при обучении математике в 5-м классе. Если в 5-м классе речь пойдет о дробях, а введение дробей всегда рассматривается на основе понятия величины. Для того чтобы не было логического разрыва для ребенка, мы с первого класса вводим понятие величины, на основе которого выстраивается понятие числа.
 
Второе принципиальное отличие, и только в моём учебнике - это логика построения самого курса математики. Например, для учителя привычнее, когда ребёнок сначала изучает таблицу сложения, а потом учится складывать многозначные числа, сначала изучает таблицу умножения, а потом учится умножать многозначные числа. В этом случае, и такое вполне понятно, ребёнок не понимает, зачем ему нужно знать таблицу сложения или таблицу умножения, потому что он не представляет, чему его будут учить дальше.
 
Изменив логику построения курса, я предлагаю ребёнку понять, как устроено число в пределах четырёх разрядов, объясняю общий принцип любого арифметического действия, в частности сложения, это принцип по разрядности выполнения. На этой основе ребёнок понимает - чтобы складывать любые многозначные числа достаточно знать суммы однозначных чисел, то есть, знать таблицу сложения. Тогда мы и приступаем к таблицам сложения.
 
В-третьих, что очень важно при такой изменённой логике, нужно опираться не на механическую память, не на зазубривание, а на смысловую память детей. Очень важно, что бы ребёнок понимал, почему таблицы строятся именно так, а не иначе. Каждая таблица имеет свою неповторимую особенность и доставляет детям удовольствие отыскивать в ней эту особенность, закономерности, а это, в свою очередь, способствует более интенсивному и непроизвольному запоминанию, что тоже очень важно для маленького ребёнка, у которого произвольная память еще не развита.
 
Кроме обычных стандартных упражнений, которые в любом учебнике есть и должны быть, в моём учебнике введены новые типы заданий, которые в других учебниках не встречались. Эти задания строятся с учетом шестнадцати уровней владения детьми тем или иным понятием. Таким образом, в моём классе есть место и самому слабому, и одаренному ребенку. И для одних, и для других есть специальные задания. Я вывожу детей на другой уровень, на уровень придумывания задания с, так называемыми, «ловушками».
 
- Что входит в состав вашего учебно-методического комплекса?
- В комплект по каждому классу обязательно входит учебник в двух книгах, рабочая тетрадь в приложение к учебнику, где ребёнок может разрезать, раскрашивать, сочинять и вписывать свои задания. В рабочих тетрадях, например, вы найдете заготовку для составления справочника ошибок, который дети составляют сами и который в дальнейшем помогает избежать уже допущенных ранее ошибок.
 
Сейчас уже ведётся работа над электронным приложением к учебникам. Для первого класса уже есть игры. Их можно использовать для дошкольников и как приложение к учебнику для домашней игры. Сейчас готовятся для вторых, третьих и четвёртых классов сопровождающие электронные издания, которые помогут детям и в контроле собственных действий, и в усвоении того материала, который может быть «западал» у ребенка, да и просто для повышения интереса, тем более, что сегодня все дети знакомы с компьютером.
 
В методическом пособии для учителей я подробно излагаю не только методическую сторону ведения тех или иных понятий, но и возможные варианты проведения урока, объясняю, зачем я даю такие задания и как работать с тем или иным заданием, как организовать контроль и оценку подобных заданий.
 
- Обеспечивает ли ваш учебник преемственность по отношению к основной школе?
- Как известно в седьмом классе математика заканчивается, и начинаются два новых предмета алгебра и геометрия. Понимая, что для завершения учебной деятельности нужны еще два года, я продолжила новые учебники для пятых и шестых классов. Причем, я их сделала в такой форме, что бы ими могли воспользоваться не только ученики, обучающиеся в начальной школе по варианту «Классическая начальная школа», но и ученики классов, работающих по системе Эльконина – Давыдова, а так же и по другим программам. Это стало возможным потому, что я придумала универсальную форму, которая позволит ребенку войти в ту логику, на которой построены все учебники начальной школы. Мне кажется, это будет интересно, удобно и они понравятся учителям.
 
- В каких регионах прошла апробация вашего учебника?
- Практически все регионы охвачены уже апробацией. А начали мы с Московского региона. Я боюсь показаться не скромной, но скажу что, по большому счёту апробация этих учебников, в принципе, не была нужна. Я на протяжение уже более 30 лет занималась психологией обучения младших школьников. Понимая особенности психологии учеников и учителей, с которыми я тоже работаю, я могу сказать, что в учебниках нет такого материала, который был бы недоступен учителям или ученикам. Представляя новые школьные учебники, мы должны не забывать и об учителе, потому, что научные исследования и практика показали - ребенок обучаем всему, чему мы его будем учить. Основные трудности, как правило, связаны с изменением психологии учителя. С новыми учебниками приходят новые формы организации детей, новые средства обучения, новые способы обучения. Учитель не всегда способен гибко перестроиться, глубоко осмыслить новое содержание, новую логику, новые виды заданий, новые виды организации детей. Но мы работаем, то есть общаемся с учителями, делимся опытом. Одна из эффективных форм работы, когда можно зайти в класс и всем приехавшим на семинар учителям на конкретном примере показать, как теория реально воплощается на практике. А нам это дает новый импульс для новых идей.
 
 
Уважаемые читатели, этот и другие УМК вы всегда можете приобрести в Региональном информационном центре учебного книгоиздания по адресу: г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 24/1. РИЦУК принимает заказы на поставку учебно-методической литературы, энциклопедий, наглядных пособий для учебных заведений. Для оптовых покупателей действует система скидок.
Телефоны для справок: (383) 343-54-33, 343-03-90.
 

Назад