Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
03.12.2007

Выступление губернатора Новосибирской области Виктора Александровича Толоконского на заседании совета по реализации приоритетных национальных проектов на территории области «Об основных результатах приоритетного национального проекта «Образование» и задачах развития образования в Новосибирской области».

  
— Спасибо всем, кто принял участие в обсуждении докладов. Я думаю, что выскажу общее мнение всех присутствующих и членов совета, что, безусловно, те программы, которые были приняты, реализованы в федеральном проекте, приняты областными и муниципальными органами власти, позволили нам за несколько последних лет существенно укрепить материальную базу общеобразовательной школы, повысить престиж работы учителя, создать дополнительные возможности для творческого, профессионального роста педагогов. И конечно, сегодня школа обладает качественно иными возможностями, чем еще буквально несколько лет назад. Я не буду повторять, сколько вложено средств, сколько куплено оборудования, компьютерной техники, но, согласитесь, школа стала другой по самым разным критериям, и возможности сегодня для повышения качества образования стали более  благоприятными. Я всегда подчеркиваю, что эти изменения проходили одновременно с повышением творческой активности педагогов. Творческий потенциал педагогов не просто позволял, а требовал адекватных управленческих решений от государственной власти в сфере управления образованием. Мы должны были создать более адекватные, бюджетные и организационные условия для работы школ.
 
Я понимаю, как непросто переходить на новую систему оплату труда. Я очень благодарен руководителям ведущих школ, руководителям районных, городских органов управления образованием, департаменту образования, ученым педагогического университета, института повышения квалификации, очень многим специалистам, которые участвовали в обсуждениях, готовили методические материалы. Но при всей большой работе, которую сделали эксперты, мы во многих аспектах организационных, бюджетных, и самое главное, психологических ещё к этой системе не готовы, не адаптировались. На самом деле принципиально, что школа, имея определённые государственные стандарты по госзаказу, получает самостоятельный бюджет. То, что мы называем подушевым финансированием — это формирование бюджета, это ваш финансовый потенциал, который вы должны эффективно, зная государственные требования и стандарты, распределить на достижение наилучшего конечного результата. Ряд вопросов сегодня обозначался именно с учётом неполного понимая, что это ваш бюджет, что вы формируете зарплату, формируете правила  направления средств на учебные и иные цели; что управляющий совет является тем высшим коллегиальным органом, который подкрепляет, дополняет полномочия директора и позволяет ему принимать более эффективные административные решения. Поэтому, если делать общий вывод, за очень большими качественными изменениями, за выполнением всех тех больших программ дополнительного финансирования школ, мы  должны понимать, что период адаптации к новым организационно-управленческим принципам, новым системам финансирования, бюджетирования, ещё только начинается.
 
Второе, что хотел подчеркнуть — в таком принципиально новом подходе к управлению, бюджетированию нельзя ставить цель и стараться незамедлительно, мгновенно получить результат. Я не возражаю, что уже сейчас мы анализируем, насколько растёт зарплата, но поверьте, это ещё не результат. Я думаю, вы ещё будете много принимать мер усовершенствования этого процесса, потому что на самом деле вы сегодня, распределяя и основную, и стимулирующую часть зарплаты, начинаете более точно качественно стимулировать работу педагогов. Я прошу департамент образования, районные, городские органы управления образованием, директоров учреждений спланировать системную, эффективную работу по внедрению методического обеспечения этого процесса —  как оценивать качество, как его стимулировать, как правильно оценивать те или иные элементы работы учителя.
 
Я предложил бы рассмотреть как идею, пригласить директоров, других специалистов, чтобы район организованно приехать и спланировать работу по разным методикам, за день они могли бы получить информацию. И наоборот, я просил бы новосибирские школы, районные органы управления образованием побывать в Бердске, Кольцово,  Искитимском районе, где эффективно это делают и есть отличия от новосибирского опыта, посмотреть, как это делается в Краснообске, там есть очень хороший пример — гимназия № 1. Заниматься этим надо более логично,  более точно, но с пониманием, что самое было бы неправильное, если бы я вновь сейчас вернулся к администрированию. Ищите, пробуйте, не одно образовательное учреждение не может потерять финансирование, это базовый принцип. Даже если кто-то не до конца разобрался — разберёмся.
 
Со следующей задачей я обращаюсь, прежде всего, к своим коллегам, членам совета администрации области. Нужно понимать, что для дальнейшего развития этого процесса нам предстоит существенно увеличить бюджетное финансирование сферы образования. Норматива, который мы сейчас сформировали и внесли в закон области на утверждение, не достаточно. Я думаю, что это задача 2008 года, может быть не  самого начала, а в ходе исполнения бюджета, когда мы найдем дополнительные резервы,  но коэффициент нужно повышать — это совершенно обязательная задача, я хотел бы, чтобы все коллеги понимали, что в этом залог эффективности нашей дальнейшей работы.
 
Был ряд вопросов от участников видеоконференции по переходу на нормативно-подушевое финансирование дошкольных образовательных учреждений. В принципе, я готов на это пойти, такое поручение в решении совета будет записано. Единственное,  просил бы экспертное сообщество посмотреть разные модели, подходы. Я считал, что в отличие от системы общего образования система дошкольного образования должна иметь разнообразные, более гибкие формы управления и бюджетирования. Я посчитал, что там должно появиться много желающих создать автономное некоммерческое учреждение, получить госзаказ,   который уже сформирован по сумме, сегодня мы финансируем одного ребенка по сумме порядка 60 тысяч рублей в год, и подготовленный норматив скорректировать, установить по закреплённому бюджету норматив на одного ребенка.
 
Мы уже приняли решение, что не будем разделять детские дошкольные учреждения на муниципальные, немуниципальные, частные, мы готовы платить за каждого ребенка, живущего на территории области. Но система должна быть более гибкая, с возможностью дополнительного финансирования, при гарантированном финансировании со стороны бюджета. Но если специалисты решат, что система должна быть такая же жесткая, как в общеобразовательной школе, мы быстро перейдем, уже в первой половине 2008 года на такое финансирование на одного ребёнка.
 
С учреждениями дополнительного образования сложнее. Мы не имеем сегодня готового решения, но в поручении будет записано, подготовьте состав специальной рабочей группы. Давайте посмотрим, почему здесь нормативное финансирование не самый очевидный путь решения. Во-первых, согласитесь, у учреждения дополнительного образования нет твердого государственного заказа, в другом случае — подвижный контингент. Во-вторых, в отличие от общего стандарта школ у  учреждений дополнительного образования совершенно разные затраты. Поэтому я бы просил здесь основательно, системно, концептуально к этому подойти. Но при этом сразу хочу подчеркнуть, финансирование учреждений дополнительного образования в местном бюджете должно возрасти, и я прошу вас, не допустить нигде снижения финансирования дополнительного образования.
 
У нас есть элементы дополнительного образования в общеобразовательной школе, особенно в сельской местности, составьте соглашение и дайте дополнительные средства. 
 
Я поставил задачу, у совета это записано, чтобы мы отработали с советом муниципальных образований типовое соглашение с  органами власти муниципальных районов и городских округов по принципам и размерам финансирования образовательных учреждений по статьям, не входящим в учебный компонент. При этом хотелось бы, чтобы это соглашение тоже стимулировало школы к максимальной оптимизации, чтобы все эти резервы и сэкономленные ресурсы образовательное учреждение получало на своё дальнейшее развитие. Я хочу этим соглашением просить муниципальные власти, а мы для этого формируем фонд софинансирования социальных расходов, чтобы были увеличены средства в 2008 году  и последующие годы на ремонты школ.
 
Хочется до нового года принять решения, внести какие-то изменения в законы в Областной совет, простимулировать целевое финансирование из областного бюджета, усилие муниципальных властей по открытию дополнительных мест в детских дошкольных учреждениях. Такие возможности в большинстве районов есть. Потребность в детских садах — показатель позитивного развития, не только того, что детей рождается больше, но и того, что развивается наша экономика.
 
В заключение хочу получить поддержку членов совета и присутствующих и поручить департаменту образования подготовить специальное решение о дополнительных мерах по повышению качества образования в общеобразовательных школах, и рассмотреть  этот документ на  общественном совете, прежде чем вынести его на совет администрации.
 

Назад