Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
10.12.2007

Резолюция р

ПРОЕКТ
 
(г. Новосибирск,  11 – 12 декабря 2007г.)
 
В современных условиях реализации комплексного проекта модернизации образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в Новосибирской области  особое значение приобретает задача формирования и укрепления  здоровья школьников.
 
По данным официальной статистической отчетности распространенность патологии и заболеваемость среди детей ежегодно увеличивается на 4-5%. Преимущественный рост за последнее десятилетие болезней костно-мышечной системы, органов пищеварения, системы кровообращения, эндокринной системы и расстройств питания определил произошедшее изменение структуры выявляемой у детей патологии. 
 
За последние 6 лет общая заболеваемость детей по Новосибирской области увеличилась на 17,8%, в том числе в г.Новосибирске – на 5,6%; в районах области – на 26,3%.
 
Негативное влияние на здоровье детей многофакторно. Среди основных – экологические, санитарно-гигиенические, материально-бытовые, социально-коммуникативные, образовательные и медицинские факторы.
 
Результаты исследований свидетельствуют о том, что определенный рост распространенности функциональных нарушений, хронических заболеваний, отклонений в физическом развитии, частоты острой и обострения хронической патологии у детей происходит в период получения систематического образования – при обучении в дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях общего среднего, начального и среднего профессионального образования.
 
Научные исследования свидетельствуют о том, что успешность обучения в школах в настоящее время достигается ценой интенсификации умственной деятельности детей и подростков, обусловленной повышенным объемом учебной нагрузки в условиях дефицита учебного времени. Для учащихся большинства учебных заведений, и особенно для школ с углубленным содержанием обучения, характерны постоянное психоэмоциональное напряжение, сокращение продолжительности сна, длительное пребывание в сидячей позе, снижение двигательной  активности и времени пребывания на свежем воздухе. В последнее время сформировались и дополнительные факторы – интенсификация обучения, связанная с использованием технических средств обучения (видеотехники, персональных компьютеров и др.).
 
Наконец, существенный вклад в нарушение здоровья учащихся вносят несовершенные технологии обучения и воспитания, при которых доминируют пассивно-авторитарные формы работы с учащимися (дети пассивны, а учитель – авторитарен), искаженные отношения между отдельными учащимися и между учащимися и учителями.
 
Комплексное воздействие неблагоприятных факторов учебного процесса приводит к ухудшению адаптационных резервов нервной, эндокринной, иммунной и других систем растущего организма, формированию функциональных расстройств и хронической патологии. Безусловно, негативное влияние оказало существенное ухудшение качества питания учащихся в общеобразовательных учреждениях, особенно учеников средней и старшей школы, а также сокращение спортивно-массовой работы.
 
В связи с реализацией  плана основных мероприятий по выполнению решения V съезда работников образования Новосибирской области «Здоровье детей и молодежи в образовании Новосибирской области» (23-24 августа 2005 года), Приоритетных Национальных проектов «Образование» и «Здоровье» и   инициативой Новосибирского областного отделения Российского детского фонда департаментом образования были проведены системные мероприятия, направленные на внедрение инновационных программ, обеспечивающих формирование и развитие здоровья школьников, способствующих изменению общественного сознания и духовно-нравственного мировоззрения: ежегодные конкурсы «Начальная школа – территория здоровья», «Итоговое родительское собрание в начальной школе», курсы повышения квалификации учителей и педагогов дополнительного образования по формированию и развитию здоровья школьников, проектированию деятельности, направленной на оздоровление, раскрепощение и развитие детей в образовательных учреждениях.  С целью укрепления межведомственного взаимодействия систем Образования, Здравоохранения, социальной защиты, общественных организаций и депутатского корпуса Новосибирской области по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей был создан координационный совет «Образование и Здоровье», действующий  при Департаменте образования Новосибирской области.
 
Несмотря на значительные усилия органов здравоохранения и образования по охране здоровья детей и подростков проблемная ситуация с физическим и психическим здоровьем детей и подростков принципиально не решена. Происходит разрушение здоровья ребенка, что проявляется в низком уровне духовно-нравственного развития, качества образования как взаимосвязанной системы знаний, являющейся базой для успешного самоопределения в жизни.
 
Заслушав и обсудив  доклады представителей здравоохранения, образования, общественных организаций по проблеме выполнения образованием и здравоохранением базовых положений Конституции и Федеральных Законов РФ по обеспечению высокого  качества развития и охране здоровья детей и подростков, организованных в образовательных учреждениях
 
Мы -  участники форума, «Образование и здоровое развитие учащихся», в числе которых педагоги, врачи, родители, представители общественных организаций, ученые, депутаты, осознавая, что:
-       развитие конкретного региона, в том числе и Новосибирской области, может эффективно осуществляться лишь при создании условий для полной реализации потенциала подрастающего поколения;
-       эффективное взаимодействие исполнительных органов власти, органов местного самоуправления и общественности, направленное на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях,  является приоритетным условием для повышения качества образования и гармоничного развития подрастающего поколения;
-       главное направление укрепления здоровья учащихся  - это профилактика «школьных заболеваний», основанная на модернизации системы образования и  использовании современных дидактических технологий обучения, сохраняяющих здоровье детей и подростков.
-       для более эффективной  деятельности в сфере формирования здорового и гармоничного развития обучающихся необходимо организовать анализ и выявление причин сложившейся неблагополучной обстановки по состоянию здоровья.

исходя из того, что:

-       отсутствует единый подход к комплексной оценке здоровья школьников  и деятельности образовательных учреждений по формированию и развитию здоровья школьников на региональном уровне;
-       в разрабатываемых профильными департаментами документах по - прежнему преобладает автономный, ведомственный подход;
-       в образовательных учреждениях качество питания школьников не соответствует  физиологическим нормам потребления витаминов, минералов и других необходимых веществ;
-       объем физической (двигательной) активности школьников Новосибирской области составляет менее 20% от рекомендуемой  (соответствующей биологической потребности ребенка);
-       формализованный подход к организации медицинских профилактических осмотров учащихся;
-       в связи с переходом на новую систему оплаты труда (нормативно-подушевое финансирование) ослабляется  система медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса (сокращаются штатные единицы медработников, психологов, логопедов, социальных педагогов).
 
Обращаемся к представителям законодательной, исполнительной власти и общественным организациям Новосибирской области со следующими предложениями:
 
·           считать главным критерием успеха деятельности образовательного учреждения и педагога развитие нравственного, творческого и физического здоровья детей в образовательном процессе;
·           обеспечить эффективное использование финансовых средств, предусмотренных комплексным проектом модернизации системы образования Новосибирской области, направленной на реализацию целевых программных комплексов, обеспечивающих создание образовательной среды, не оказывающей отрицательного влияния на здоровье ребенка в школе;
·           принять меры по повышению социального статуса учителя, содействовать сохранению и укреплению здоровья педагогов;
·           разработать региональный стандарт качества образовательной деятельности  с учетом  динамической системы оценки здоровья ребенка;
·           способствовать организации и проведению образовательных конкурсов, научно-практических просветительских конференций по вопросам здоровья, для педагогических работников обучающихся, их родителей и общественности;
·           принять положение о порядке и условиях предоставления государственной поддержки областным государственным и муниципальным образовательным учреждениям, активно внедряющим инновационные программы, направленные на формирование и развитие здоровья детей;
·           принять положение об экспертной оценке всех инновационных программ с точки зрения обеспечения безопасности, и сохранения здоровья ребенка;
·           создать условия для организации физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы в школе с учетом обобщенных результатов комплексной оценки здоровья детей;
·           обеспечить медицинский контроль за организацией физического воспитания в учебном процессе, содействовать организации мероприятий, направленных на развитие физической (двигательной) активности учащихся образовательных учреждений;
·           разработать и реализовать  программу здорового питания школьников Новосибирской области,  содействовать развитию региональной системы мониторинга качества и медико-биологической ценности пищевых продуктов, как части национальной системы мониторинга качества пищевой продукции, предусмотренной соответствующими решениями Научного Совета по медицинским проблемам питания РАМН и Минздравсоцразвития РФ;
·           содействовать развитию семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с целью сохранения здоровья и обеспечения условий их благополучной социализации;
·           решить вопрос о системе подготовки школьных врачей-педиатров и школьных средних медицинских работников, с учетом сохранения врачебного стажа при работе в образовательном учреждении;
·            восстановить в образовательных учреждениях систему наставничества с целью сохранения в образовании молодых кадров, на уровне муниципалитетов разработать и внедрить программы сопровождения профессиональной адаптации молодых специалистов;
·           проводить ежегодные (региональные, областные, школьные…) медико-педагогические собрания, посвященные подведению итогов воспитания и развития детей в образовательных учреждениях;
·           учитывать ежегодные данные физического развития ребенка в рамках учебного процесса;
·           сформировать интегральную систему регулярной оценки здоровья и развития ребенка в школе, объединяющую оценки учителей и медицинских работников;
·           учитывать усилия педагога по созданию условий для сохранения и развития здоровья детей при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.

Назад