Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
12.12.2007

Инвестиции в здоровье

- У всех на слуху понятие о том, что нет ни чего важнее, чем инвестиции в человека, в его здоровье. С такими инвестициями, наша страна и сегодня опаздывает. Вкладывать мы их начинаем, примерно, со школы и то не совсем то, что надо. Утробный период жизни ребенка и его дошкольное время зачастую вне должного внимания и общества. А сегодня в результате больная мать рожает больных детей. Мы сосредотачиваем дорогостоящие ресурсы на аппаратуре по доращиванию  пятисот и семисотграммовых детей. С точки зрения политики – это не тот курс. Здравоохранительную политику в России нужно подчинить тому, чтобы у нас рождались только здоровые дети. Несмотря на то, что федеральные ведомства всё больше поворачиваются к нуждам школы, расхождение оценки ситуации в современном образовании между федеральным министерством, учительской и родительской общественностью преодолевается медленно. Плохо, что школьные достижения показывают федеральному правительству на местах в розовом цвете. Создается впечатление, что наверху не знают, что степень износа основных фондов в системе образования страны превышает 30%, а ветхие школы составляют 34%. Другая, более важная сторона дела, заключается в том, что школа нуждается не в каких-то частичных улучшениях, а в изменении концепции образования, коренном повороте всего учебно-воспитательного процесса в сторону природосообразности обучающихся.
 
Почти все знают, что здоровье детей ухудшается, но до сих пор в стране нет той степени общественно-государственной тревоги, какой это обстоятельство давно заслуживает. Статистика нездоровья детей заставляет на первое место, без всяких оговорок, в обязательном порядке выдвинуть задачу укрепления физического, психического, интеллектуального и нравственного здоровья. Что же происходит у нас в образовательной среде? Введение ЕГЭ, школьных стандартов, всеобуча сверху без достаточной опоры на общественное мнение -- это только одна сторона. Возьму только последнюю из проблем школьного всеобуча. Верные, социально-ориентированные идеи президента России о всеобщем образовании в законе выхолощены. Условия для всеобщего образования такой закон не создает. По мысли разработчиков закон должен был уменьшить учебные нагрузки, а на деле, он просто растягивает по времени устаревшее содержание школьного образования.
 
Нельзя законодательно замыкать обязательное общее образование только на школу. Есть ПТУ, экстернаты и т.п. Иначе мы можем превратить школу в опасный социальный отстойник из 20-тилетних недорослей. Ведь при нынешней ситуации в образовании, 20-тилетние будут выходить из школы лишенные трудовых навыков и базового профобразования. Я не утрирую, когда говорю о том, что школа может стать и роддомом, и исправительной колонией. Содержание под одной крышей малолетних детей и 20-тилетних переростков может породить взрыв дедовщины, который и не снился даже в армии. Ведь уже треть молодых людей в возрасте от 18 до 20 лет имеют семьи и детей. Что им делать в общеобразовательной школе?
 
Попытки федерального министерства реформировать образование буквально делаются на ощупь. Во-первых, введение стратегии РФ в области развития образования на период до 2008 года, предшкольные ступени, в рамках которых должны готовиться к школе дети в возрасте 5-6 лет вместо блага нередко приносят немалый педагогический вред. Поспешное обучение, которое идет впереди природного развития ребенка и не подчиняется законам детства, почти всегда в ущерб здоровью. Лозунг «Чем раньше, тем лучше» дает отсрочку и отрицательный результат. Это уже доказано.
 
Во-вторых, подчёркиваю это еще раз, сегодня речь нужно вести не о каких-то отдельных организационно-технологических улучшениях в школе, типа компьютеризации, подключение к Интернету, совершенствования питания, медобслуживания, а о возврате учителя к живому ребенку через коренной поворот педагогического процесса в сторону соответствия его природе и интересам. Чужеродное преподавание все чаще ведет к стрессу и другим школьным факторам риска, ухудшающим состояние физического, психического, интеллектуального, нравственного здоровья. Целью здоровье сберегающей педагогики является не наращивание объема медицинской помощи детям, а создание условий для того, чтобы учебный процесс нейтрализовал врожденные и не вызывал новые школьные болезни учащихся.
 
Мы с председателем Совета Федерации, Мироновым, разработали проект федерального закона о внесении изменений в статью 51 закона РФ об образовании. Дополняя её нормой, в которой обязательно проводится мониторинг состояния здоровья учащихся. Закон потребует от властей и руководителей образования всех уровней ответственности за состояние здоровья школьников и воспитанников детских садов.
 
Третье. При всех шумных PR-акциях типа «Учитель года» роль личности учителя как массового интеллигента в российском обществе все-таки по-прежнему принижена. Никакие гранты не способны переломить плачевную ситуацию, сложившуюся среди стареющих педагогических кадров.
 
Четвертое. Модернизации образования, если такое слово можно употребить, все больше ориентируется на виртуальные зарубежные образцы. Молясь на виртуального бога информатизации, реформаторы превращают её в самодовлеющую ценность современной школы, и тем самым толкают детей к компьютерной зависимости, которая не только истощает детский организм, но и создает дефицит познавательной мотивации, угрожает падению престижа собственного интеллекта. Вместо обучения мы получаем его имитацию. Кто не знает, что под видом выполненных домашних заданий появляется всё больше скаченных с интернета материалов, в которые школьники даже не вчитываются. В стране только 22% школ обладают здоровье сберегающей средой. Школам нужны спортзалы, бассейны и, конечно, учителя не озабоченные материальным бытом. Вооруженные здоровье сберегающей методикой учитель, психолог, врач принесут в тысячи раз больше пользы, чем компьютер, которым может, способен и обязан овладеть ученик, но только в старших классах. Надо смелее говорить о том, что подключение школ к Интернету несет не только благо, но и опасность дебилизации. Интернет опасен последствиями психологического характера. Под воздействием электронной информации возникают такие болезни поведения современного человека как мании, фобии, неврозы и иные психосоматические расстройства здоровья, о которых молодые люди даже и не подозревают.
Еще одна сторона дела. Младшие школьники до 70%, старшие до 90% своего времени, проводят в обездвиженном состоянии, что в первую очередь ведет к угасанию организма. У нас сейчас такая ситуация, что впору вспомнить «Вставай страна огромная!». Но вставать сегодня нужно со стульев. Страну можно только отстоять. Отсидеть страну не возможно. Вот почему мы за парты-канторки с наклонной поверхностью, а не за плоские учебные столы в школах. Вот почему мы за другое школьное развивающее оборудование, которое доказало свою полезность для здоровья учащихся. Национальный союз «За здоровое развитие детей» завершает создание фильма «Движение -- жизнь», который раскроет многим глаза на современный мир. Наши МинОбрНауки и МинСоцЗдрав готовят свои национальные проекты по-прежнему порознь. А ведь только воссоединенный формат образования и здравоохранения спасет здоровье нации.
 
Образовательные и здоровьеохранительные системы должны быть включены как единое целое в стратегию безопасности страны. Автономно подготавливаемые национальные проекты, никогда не решат межведомственные задачи улучшения здоровья, а значит и качества жизни. Хорошо, что сегодня учителя и медики вместе обсуждают проблемы образования и здоровья. Хотелось бы, чтобы они так же совместно разрабатывали и реализовали планы и программы в этом направлении. Надо совместно поработать над созданием такого областного проекта, который бы связывал задачи обучения и здоровья в единое целое. Чтобы в нём восторжествовала здоровье созидающая ориентация, которая сблизит профессиональные интересы медиков и педагогов и заставит их работать рука об руку. Нужно вернуть россиянам чувство самого высокого уважения к учителю, профессия, которая в отличие от любых других профессий имеет абсолютно общественную ценность. Статус учителя – это мера самоуважения государства и общества.
 
 
 

Назад