Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
14.12.2007

Главное в здоровье школьников— профилактика

На региональном форуме работников образования и здравоохранения «Образование и здоровье учащихся» участники обсуждали вопросы предупреждения заболеваний, факторы, влияющие на здоровье, особенности программ профилактики. С докладами о сохранении здоровья школьников выступили представители образовательных и медицинских структур.
 
Ректор Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Василий Яковлевич Синенко:
«Серьёзный фактор, влияющий на здоровье детей — дискоординация в обучении, когда у учителей разные требования по поводу чего-то одного. Можно возразить: педагог должен проявлять творчество, учителя все разные, и требования различны. Всё это так, но есть общеучебные умения и навыки. При разных требований нагрузка у детей возрастает почти в четыре раза!
 
Второй фактор — вербальная громоздкость. В 80% случаев язык учебников и учителей на уроках не соответствует возрастным и физиологическим особенностям детей. Это значит, что учитель на уроке говорит так, как написан учебник, а автор, который его составлял, мало стоял за учительским столом, и дети в итоге ничего не понимают. С ними нужно общаться совершенно на другом языке.
 
Объёмные перегрузки идут как из школы, так и извне, инициаторами их являются и родители. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок стал по меньшей мере Альбертом Эйнштейном. В итоге у них перегрузки. Возьмите старшеклассников, которые должны просидеть в школе шесть часов как минимум, далее факультативные занятия, и подготовительные курсы. В итоге у них недостаточно времени даже на сон.
 
Доминирование пассивно-авторитарных форм обучения — это психофизиологические перегрузки. Пассивен учащийся, авторитарен учитель, ребёнок эмоционально перегружен. Чего стоит фраза учителя «Так, сегодня к доске пойдёт…» Каждый раз у детей повышается давление. Кроме того, пассивно-авторитарные формы обучения однообразны. За время обучения в школе ребёнок посещает десять тысяч уроков, и почти все они однообразны — вот то, что разлагает здоровье детей.
 
Сказывается и несоответствие темпа обучения  психолого-педагогическим особенностям каждого ребёнка. Урок рассчитан на усреднённого ученика, и темп урока тоже. В итоге кому-то не интересно, потому что он быстро усваивает, а кто-то наоборот, не успевает.
 
Часто встречается отсутствие ведения логики изучаемого предмета. Курс обучения построен так, как  захотел автор учебника, педагоги учат строго по параграфам. Отсутствие видения логики ведет к схоластике, к зазубриванию, непониманию предмета. Безусловно, выделены общие подходы к изучению естественных наук, математики. Учитель должен приобщить детей к этому.
 
Вредны однообразные организационные формы обучения — доказано, даже если это будут хорошие активные формы, но они однообразны, дети устают. Формы всегда должны быть разнообразными».
 
Главный педиатр Новосибирской области Галина Федоровна Миронова:
«По данным за последние шесть лет общая заболеваемость детей увеличивается каждый год на 4-5%, причём заболеваемость в городе Новосибирске выше, чем в районах области. Общая заболеваемость подростков несколько ниже, но она также продолжает увеличиваться с 2005 года на 4-5% в год. Очень хорошо это видно на состоянии детей с пониженной остротой зрения. Ребёнок приходит в школу с более высокой остротой зрения, и к 15 годам она постоянно снижается, и только в подростковом возрасте несколько ситуация улучшается. Тоже самое относится к нарушению осанки. Повышение заболеваемости идёт за счёт болезней костно-мышечной системы, болезней кожи и подкожно-жировой клетчатки, болезней эндокринной системе, крови и кроветворных органов, мочеполовой системы, болезней органов пищеварения. Болезни костно-мышечной системы, первичная заболеваемость, у нас начинают снижаться, и это очень радует. Нужно изменить программу физического воспитания детей, сделать у маленьких детей физкультурные паузы. Мы должны говорить не о том, как лечить болезнь, мы должны искать методы профилактического оздоровления».
 
Директор Областного медицинского информационно-аналитического центра, доктор медицинских наук, главный специалист по медицинской профилактики области Джурабаева Мавлюда Кахрамановна:
«Идёт активное сокращение экономически активного населения, в связи со старением населения возникает дефицит рабочих сил, увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население. В связи с этим повысится нагрузка на систему здравоохранения, обострится ситуация с выплатой пенсий и социальных пособий. Сокращение численности и потенциала здоровья детей-подростков в итоге может привести к возникновению проблем формирования трудовых ресурсов нашей страны, которые будут способны воспроизвести и развивать материальный и интеллектуальный потенциал России. Уровень приоритетных патологий у детей имеет тенденцию к росту, создаются целые регистры детей-инвалидов.
 
Для преодоления медико-педагогического кризиса одним из первоочередных направлений должны быть первичная медицинская профилактика, здоровый образ жизни, санитарная культура населения, что и обозначено в основных задачах национального приоритетного проекта «Здоровье». В программе модернизации, а именно в рамках приоритетного национального проекта «Образование» проблемы сохранения и укрепления здоровья должны входить в число первичных практических задач базового общего образования. Особое внимание стоит уделять формированию здоровья, которое закладывается в детские, школьные годы».
 
Руководитель Департамента здравоохранения Новосибирской области Никита Львович Тов:
«Сложным является вопрос со статусом врачей, работающих в школе, с сохранением для них надбавок. Хочется задать, наверное, риторический вопрос: есть ли такая страна, где есть медицинская система, работающая в сфере образования, которую можно было бы взять за основу? Если есть, скажите, мы будем искать средства для её воспроизведения.
 
Сегодня нужна эффективная схема медицинского обслуживания школьников, но мы пока к этому не готовы. Для этого нужна соответствующая нормативная база, которая бы чётко определяла уровень ответственности: муниципальный, областной,  федеральный. В законах должно быть  прописано, кто за что отвечает, какие имеет финансовые обязательства. Если мы не сделаем нормативную базу, мы по-прежнему ничего не сдвинем с места. Сложно представить, как ввести эту ставку медицинского работника в школу. Прежде всего, как заплатить те самые надбавки, которые получают педиатры на участках. Ни один педиатр не пойдёт сегодня в школу, даже если она будет полнокомплектной, дадут полную ставку и даже сохранят категорию. Нужны какие-то другие источники финансирования, которые пока не обозначены. Я могу догадаться, как это можно сделать в большом городе типа Новосибирска и даже в городе типа Бердска, но плохо представляю, как это сделать в школе, где учатся двадцать человек, и даже сто двадцать — где взять кадры, как им заплатить. Поэтому требуется чёткая нормативная база на уровне федеральных законов или хотя бы законов области.
 
Хотелось бы развести два понятия «уровень жизни» и «качество жизни», которые сегодня употреблялись. Иногда мы их путаем. Уровень жизни — то, что мы каким-то инструментом измеряем извне: сколько ботинок сносил, костюмов купил, потребил калорий, сколько яхт приходится на одну семью. При этом человек может быть вполне несчастен, потому что у него яхта 120 метров, а сосед купил 140 метров. При этом качество жизни, внутреннее ощущение, у него может быть хуже, чем у того, кто просто поиграл в футбол, пришёл, вымылся под теплым душем и сел читать «Три мушкетера». Для этого существуют совсем другие измерительные шкалы. Мы должны заниматься внутренней оценкой, — какие у школьника отношения с родителями, с одноклассниками, и так вплоть до питания, и использовать эти результаты в своей работе».
 
 

Назад