Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
21.12.2007

«Школа 2100»: преемственность на сотню лет

В Областном центре информационных технологий прошёл семинар «Содержание и технология работы по учебникам естествознания образовательной системы «Школа 2100» в начальной и основной школе. Решение проблемы преемственности на разных ступенях обучения». О работе на семинаре и о комплектах, которые выпускает издательство «Баласс», специально для НООС рассказал автор, вице-президент образовательной системы «Школа 2100», член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, кандидат биологических наук Александр Александрович Вахрушев.
 
— В чем отличие вашей образовательной системы от других?
— В российском образовании есть несколько целостных образовательных систем, которые признаны и педагогическим сообществом, и государством. Это известная всем система Давыдова, Занкова, традиционная система, и образовательная система «Школа 2100». Наша специфика — это создание развивающего образования для массовой школы. Комплекты в начальной школе должны иметь схожие, но не тождественные цели, содержание и технологии, связанные с комплектами средней ступени. Для этого нужна целостная система, которая занималась бы не только созданием учебников, но и разработкой технологий, подготовкой учителей по этой технологии. Наше ноу-хау — создание единого авторского коллектива. У нас построена систематическая работа: есть кураторы направлений, которые несколько раз в неделю собираются и обсуждают возникающие проблемы при написании учебников, есть авторские коллективы, где также идут обсуждения. Например, я присутствую в качестве автора и в дошкольных пособиях, и в пособиях для средней школы, но моя  главная роль как координатора — решение преемственности.
 
— Вы не первый раз приезжаете с семинарами в Новосибирске. В чем особенность этого визита?
— Приезжая в Новосибирск, мы проводим серии семинаров для учителей, которые работают по нашей системе. Система занимает второе место по распространённости в начальной школе в области. Что касается основной школы, наши дети только в переходят в неё из начальной. Цель этого приезда — познакомить учителей средней школы с продолжением нашей системы, с её спецификой, и с предложить работать по ней и в основной школе, поскольку нам удалось решить проблему преемственности путем создания едиными авторскими коллективами серии учебников от начальной до старшей школы. На этом семинаре, поскольку я биолог, я представлял учебники начальной школы и учебники по биологии.
 
— Какие выводы о педагогах  вы делаете, посещая регионы?
— Самое любопытное состоит в том, что самые лучшие учителя не в Москве. Я говорю это совершенно искренне, причём могу обосновать экономические причины. Дело в том, что в Москве слишком велик соблазн поменять сферу деятельности, и многие учителя, в том числе неплохие, на эти соблазны идут. Здесь хорошие учителя остались в школе, поэтому и их доля в регионах гораздо выше. Как правило, конкурс «Учитель года», другие профессиональные конкурсы разного уровня выигрывают не москвичи. И это не случайно.
На самом деле в регионах мы находим своих соавторов, например, у меня в естественнонаучной группе есть несколько коллег из Нижнего Новгорода. Авторов методических пособий мы обычно находим в регионах, потому что хорошие методички пишут действующие учителя, с большой практикой.
 
— Что главное в вашей системе, что бы вы хотели донести до педагогов?
— Сейчас нас в наибольшей степени беспокоит идея, что когда город крупный, то внутри школы должна быть единая образовательная среда, а для этого нужно, чтобы она выбирала некую образовательную систему целиком. В этом случае получается эффективное взаимодействие, обсуждения, взаимопомощь. Хорошо бы делать школы, целиком работающие по этой системе, которые использовали бы не только наш потенциал учебников, но и потенциал воспитательной, внеклассной работы, проектной деятельности. Хороший пример работы — школа №4 г. Ликино-Дулёво Московской области. На последний наш семинар в этой школе было приглашено сто пятьдесят человек гостей, семинар длился 4,5 часа. Из них четыре часа учителей в школе не было. Гостей принимали только ученики, они ходили по секциям, показывали, какой у них спорт, искусство, даже вели уроки. За полчаса до подведения итогов пришли учителя, за десять минут — директор. Такие результаты получаются при системной работе. Вообще у нас очень специфическое отношение к ученикам и учителю в классе. Мы относимся к ним, как к своим коллегам. Наши дети вообще особенные: они традиционно в ответ на написанную на доске тему поднимают руки, и на удивленный вопрос учителя «Что вы хотите?» отвечают «Мы хотим порассуждать на эту тему». Для педагогов средней школы, если они не знакомы с системой работы, это всегда удивительно.
 

Назад