Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
27.12.2007

Стать успешным может каждый!

Встреча учителей истории с кандидатом исторических наук, руководителем направления «История и обществознание»в образовательной системе «Школа 2100» Дмитрием Даимовичем Даниловым состоялась в Областном центре информационных технологий в рамках семинаров издательства «Баласс». Предлагаем вашему вниманию фрагменты выступления Дмитрия Даимовича.
 
Цель — функционально-грамотная личность.
— Я представляю большой коллектив авторов, которые объединились в образовательную систему для того, чтобы решить проблемы в российском образовании. Мы находимся на этапе перестройки, смены целей, изменений средств, который идёт с начала 90-х годов. В это время начала формироваться наша образовательная система. Нам удалось достичь целей, о которых писал академик Алексей Алексеевич Леонтьев: создать развивающую образовательную систему, но такую, чтобы она могла иметь возможность реализоваться в массовой школе. Не только для отобранных детей, не только в элитарных школах, но и чтобы это работало и в сельской школе, и даже в малокомплектной, и в классах с трудными детьми.
 
Наша позиция заключается в принципе педагогики здравого смысла, который сформулировал Алексей Алексеевич: развивать нужно всех ребят, просто стартовые возможности у всех разные. А найти себя в этой жизни, стать интересным успешным человеком может каждый.
Как известно, любая система — это сочетание элементов. Если эта система образовательная, то в ней должны быть ответы на вопросы: зачем учить (цели), чему учить (содержание) и как учить (технология).
 
Наша цель — функционально-грамотная личность. Есть научное определение, смысл его заключается в том, кто такая эта личность. Личность — это человек, который умеет решать самые разные задачи, возникающие в его жизни, оставаясь при этом человеком. Другой элемент — это как учить, то есть технология. Иногда авторов учебников воспринимают как создателей определённых книг. Для нас учебник — это не самое важное. Важно не что мы написали, а как мы предлагаем его использовать на уроке. От действий учителя в значительно большей степени зависит результат, чем от того, что написано в книжке. Поэтому технология — это то, как предлагается по-новому в новых условиях организовать образовательный процесс. Потому что, если мы зададим вопрос человеку, который учился в обыкновенной советской школе, — в чём основная задача школы? — он ответит: передать знания. А когда спрашиваешь современных людей, что бы они хотели, чтобы умели их дети, они начинают называть всё что угодно, только не набор знаний. Говорят о том, что нужно, чтобы он умел общаться, чтобы он умел решать задачи, которые возникают в жизни, чтобы он умел сам добывать знания, чтобы он был целеустремлённым и так далее. Соответственно, это и доказывает, что изменилась цель образования, это и записано в государственных стандартах.
Таким образом, цели, которые ставятся в образовательной системе «Школа 2100» отображаются в средствах, которые мы предлагаем использовать. Это набор приёмов, способов, методов действий, которые мы рекомендуем учителю, но по-новому: не рассказывать всё в готовом виде, а предложить ребятам самим ставить цель деятельности на уроке и добывать знания самостоятельно.
 
 
 Принципиальное отличие наших авторов заключается в том, что все эти книги создаёт один авторский коллектив. Он очень большой, но его структура, его особенность строения позволяет делать это сообща. За каждую линию отвечает конкретный человек — координатор направления. Мы отвечаем за то, чтобы все книги, начиная с дошкольной подготовки и до конца школы, были выстроены единой линией развития и решали общие линии задач. Зачем этот предмет ученику? Что он может ему дать в жизни, какие виды задач он поможет ему решать? Главная цель изучения предмета — это не передать какой-то объём знаний, а через это содержание научить решать возникающие в жизни задачи. Математика нужна для того, чтобы производить вычисления в конкретных жизненных ситуациях. Литература — для того, чтобы читать и получать удовольствие от искусства слова. Русский язык — для того, чтобы правильно общаться, правильно излагать свои мысли, как в устной, так и в письменной речи, и понимать других. Ну а история, например, для того, чтобы стать гражданином, уметь занимать свою позицию и отвечать за этот выбор, а не перекладывать на другую голову. Кроме того, изучая историю предков, можно научиться действовать в современной жизни.
 
Я проиллюстрирую то, что сказал, на примере двух учебников по своей линии — история и обществознание, от начальной школы к средней.
 
Учебник для 3-го класса: река времени российской истории
Третий класс. С учебной книги «Моё отечество», которая реализует курс «Окружающий мир», начинается системное знакомство ребят с историей и обществознанием в рамках нашей образовательной системы. Здесь впервые школьникам предлагается осмыслить, что такое общество, страна, её прошлое и настоящее, и что их с ней связывает. И первая цель, задача, которую мы решаем — как сделать, чтобы многообразие фактов, явлений, которые составляют общественную жизнь и прошлое нашей страны, могло составить единую понятную всем ученикам картину.
 
 
Показать эту картину мы решили в виде такой иллюстрации: река времени российской истории с IX до XXI века. У реки времени есть прямые участки и крутые повороты, когда воды реки разбиваются о некие скалы. Скалы — это образ поворотного события. А прямой отрезок — это когда жизнь наших предков, культура, которую они создавали, правила, по которым они жили, строилась на одних основаниях. И, соответственно, общий взгляд на всю родную историю — это смена, череда эпох. Это может осмыслить даже ученик в 3-м классе.
 
Для чего нужно государство? Дети отвечают очень просто, рассмотрев картинки учебника истории, — для того, чтобы в обществе был порядок. Без него жить очень сложно в обществе. Это понимание сути явления составляет основу обществоведческой картины мира, которая может выстраиваться в начальной школе, а дальше — насыщаться в школе средней. Дальше тот же самый объём материала изучается подробнее, в разных классах — часть в 6-м, часть в 7-м. А в начальной школе мы имеем уникальную возможность показать им это в целостной картине. Как бы создать каркас того дома, который они потом начнут заполнять кирпичиками своих знаний, умений и возможностей.
 
Таким образом, я хотел проиллюстрировать построение содержания — от простого к сложному. Наращиваемость этого содержания. Использование принципа минимакса, когда мы предъявляем много информации, а спрашиваем минимум, который необходим всем.
 
А особенность того, как выстроить урок по-новому, я хотел бы проиллюстрировать с помощью учебника 5-го класса.
 
Задача автора — изложить палитру мнений
Мы предлагаем пересмотреть то, как строится урок по истории в традиционной школе.
Раньше учитель рассказывал детям, а они его слушали. Если учитель рассказывает хорошо, то слушать очень его интересно и увлекательно. Ну а если у него это не очень удаётся? Ребята не очень его слушают.
 
Пересказ параграфа — это пересказ чужих мыслей. Нам кажется, что подобный метод устарел. Современные дети, да и современное общество не нуждаются в повторении чужих мыслей, сегодня каждому необходимо учиться занимать свою позицию, формулировать собственное мнение и уметь соотносить его с мнением других. Договариваться с другими, чтобы сделать что-то сообща. А учиться этому можно, в том числе, и на уроках истории. Однако в этом случае построить их нужно совершенно по-другому.
 
 
Вместо того чтобы объявить тему и сказать «сегодня мы будем изучать только вот это, теперь слушайте меня, я вам расскажу», мы предлагаем вместе с учениками определять цель нашей деятельности. Каким образом? В конце или начале каждого параграфа (это зависит от учебника), приводится материал, который помечен специальным значком — «Для создания проблемной ситуации». Он представляет собой диалог или текст, в котором просто излагаются две разные точки зрения. Или два мнения, которые не совпадают друг с другом. Или два факта, которые противоречат друг другу. Задача этого текста — создать у учеников ситуацию удивления. Но чтобы было непонятно, почему одно не совпадает с другим. Из этой ситуации удивления и будет рождаться тот вопрос, который они сами зададут. Этот вопрос и станет темой, и целью заменить объявление темы учителем. И значительно интересней заниматься вопросом, который ты сформулировал сам, а не тем, который тебе назвал учитель.
Таким образом, главное отличие наших учебников от традиционных — в понимании, для чего нужен учебник.
 
У нас авторам запрещено в учебниках напрямую давать готовые ответы. Но зато в тексте есть вся необходимая информация для того, чтобы ребята, собрав её и проанализировав, смогли на своём уровне возможностей получить собственный продукт — вывод или оценку. Решить продуктивное задание. И, соответственно, в учебниках по истории нет авторских оценок. Авторам запрещено излагать собственную оценку того или иного события, героя, персонажа, которую, как почему-то считается, автор учебника должен делать. Не должен! Его задача — изложить разную палитру мнений, которые когда-либо высказывали об этом человеке. Разные факты, которые характеризуют его деятельность. Или события с ним связанные. И задать вопрос: а ты, ученик, как будешь к нему относиться? Объясни своё мнение? Ну, вот например, Пётр I, — он плохой или хороший? Кто докажет? Красивый город Петербург, но ведь построен-то он на костях. Поэтому есть в жизни вопросы, на которые нет одного правильного ответа. И учиться самому находить ответы необходимо в школе. В этом заключается главная, ключевая особенность нашего учебника.
 
Есть и другие. Например, иллюстрации носят у нас характер не просто сопровождающего материала, они могут просто заменять текст, поскольку это равноправный способ подачи информации.
 
Мы стараемся через книги создать такой инструмент, который позволит организовать урок и работу учеников по-новому. Так, чтобы они сами добывали знания и учились действовать самостоятельно. Наращивая своё мнение от класса к классу.
 
Уважаемые читатели, семинары издательства «Баласс» продолжатся в следующем году.
 
20-22 февраля 2008 г. состоятся 3-хдневные курсы по теме: «Содержание и особенности работы по пособиям и учебникам «Моя математика» для дошкольников (авторы Корепанова М.В., Козлова С.А., Пронина О.В.) и начальной школы (Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.). Решение проблемы преемственности (дошкольное образование-начальная школа)». Занятия проводит автор пособий и учебников Козлова Светлана Александровна
Состав аудитории — дошкольные педагоги, учителя начальных классов, методисты.
 
20-21февраля  – аудитория начальной школы
 
22 февраля – дошкольные педагоги.
 
Этот и другие УМК вы всегда можете приобрести в Региональном информационном центре учебного книгоиздания по адресу: г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 24/1. РИЦУК принимает заказы на поставку учебно-методической литературы, энциклопедий, наглядных пособий для учебных заведений. Для оптовых покупателей действует система скидок.
Телефоны для справок: (383) 343-54-33, 343-03-90.
 
 

Назад