Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
28.08.2003

Обзор прессы №65 от 28.08.03

Обзор прессы №65

Ведущая рубрики - Анна Петрова

Первого сентября первый раз за школьные парты новосибирских школ сядут 11 тысяч 225 мальчиков и девочек. Благодаря демографическому спаду и отмене Министерством образования строгого территориального принципа формирования первых классов, родители и дети могут выбирать: пойти им в школу по месту жительства или предпочесть учебное заведение подальше, но попрестижнее. Ситуацию с набором первоклассников в Новосибирске комментирует газета "Вечерний Новосибирск" от 19 августа.

Больше всего первоклассников будет в Ленинском районе - 2097. На втором месте Кировский - 1443, на третьем Октябрьский - 1335. Как рассказала начальник отдела общеобразовательных и дошкольных учреждений управления образования мэрии Наталья Копаева, в соответствии с рекомендательным письмом Министерства образования от 21 марта 2003 года, в первые классы принимаются дети в возрасте от шести с половиной до восьми лет. Отложить поступление в школу на еще более поздний срок может медико-педагогическая комиссия, если ребенок перенес серьезное заболевание, ослаблен и ему требуется время, чтобы догнать сверстников в физическом развитии. Ускорить наступление школьного возраста, как бы ни настаивали на этом родители и каким бы вундеркиндом ни был ребенок, нельзя. В редких случаях педагогическая комиссия может пойти навстречу, если ребенку на первое сентября исполнилось не шесть лет и шесть месяцев, а, допустим, шесть лет и четыре месяца, никак не меньше.

Некоторые школы, несмотря на предписания Минобраза, тестируют детей, предупреждают родителей, что в школе большая учебная нагрузка, большие денежные расходы, и если родитель не желает платить за полный пакет предлагаемых учебным заведением дополнительных образовательных услуг, то лучше поискать другое место учебы. Наталья Копаева обращает внимание родителей на то, что подобные действия незаконны. В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, которые будут действовать с 1 сентября 2003 года, нагрузка на учащихся первых классов не должна превышать 20 часов, а обучение должно вестись только в первую смену и только при пятидневной рабочей неделе. Никто не запрещает первокласснику в свободное от основной учебы время добровольно заниматься иностранным языком или изучать компьютер. Но точно так же никто не может принудить изучать то, что необязательно, и тем более выгнать ребенка из школы за то, что его родители не хотят пользоваться дополнительными услугами. Взносы на охрану, уборщицу, буфетчицу и материально-техническое развитие школы - тоже дело сугубо добровольное. Администрация школы не может предлагать родителям, которые не в состоянии делать пожертвования, поискать для ребенка другое учебное заведение.

Поступить в школу не по прописке можно. Но только при условии, что все дети с микроучастка будут приняты и при этом еще останутся места. Платить за учебу в первом классе, подчеркнула Наталья Николаевна, никто не должен, вне зависимости от того, ходит ребенок в школу по месту жительства или нет. Позвонив в несколько школ и представившись родительницей первоклассника, журналист "ВН" узнала: отдав ребенка на учебу, придется заплатить 600 рублей вступительного взноса, а потом ежемесячно выкладывать десятку на уборщицу, десятку на охрану и пятьдесят рублей на развитие материально-технической базы. Это если школьник будет учиться по обычной программе. Нарушают, однако.


Школьная форма, и вообще, повседневная одежда ребенка в школе - не обязательно "белый верх - черный низ". Советы родителям в газете "Комсомольская Правда" от 19 августа дает детский стилист Алексей Карауков.

Помните сказку Носова "Приключения Незнайки и его друзей"? Так вот, один из друзей - Пончик - носил костюм с 17 карманами. Куртка состояла из 10 карманов: два на груди, два на животе, два по бокам, три внутри и один потайной карман на спине. На брюках было два кармана спереди, два кармана сзади, два по бокам и один внизу на колене. Сумеете повторить этот невероятный костюм - считайте, что шагаете с модой в ногу. Причем карманы и молнии-застежки стильно смотрятся не только на куртках и штанах, но также на юбках, платьях и жакетах.

Играют в войнушку только мальчишки, а вот носить одежду, стилизованную под военную форму, любят и мальчики, и девочки. Конечно, изящества и нежности слабому полу цвет хаки не доставляет, но зато пятна болотного цвета хорошо оттеняют загорелую кожу. Вот только камуфляж не поможет спрятаться от зоркого взгляда учителя. Идти к доске все равно придется. Писк моды - теплые, уютные вязаные вещи. Особенно актуальны шарфики, капюшоны и ворсистые свитеры с витым орнаментом крупной вязки. Будет здорово смотреться на девчонках. А главное, зимой тепло!

Многие школы сделали своей формой джинсовые костюмчики. Дети обожают джинсы - в них не жарко, они не стесняют движений и не "кусаются", как шерсть. Да и родителям заботы меньше - джинсовую ткань можно стирать хоть каждый день, она очень прочная и почти не мнется. Лет с 10 - 11 ребята начинают быстро расти, так что форма, купленная к 1 сентября размер в размер, уже весной съежится, обнажая кисти и щиколотки. Так что не стесняйтесь покупать пиджаки, брюки и юбки на размер, а то и на два побольше. Кожа детей чувствительна к красителям и химическим веществам. Так что школьная одежда должна состоять их натуральных тканей - хлопка, шелка, шерсти. Они свободно пропускают воздух и обеспечивают своевременное удаление пота. Блузки, рубашки не должны мешать ребятам прыгать, бегать, махать руками и даже стоять на голове. Проверьте, чтобы руки вашего ребенка легко поднимались вверх и при этом в подмышках не образовывались складки. Когда школьник несколько часов подряд сидит за партой, узкие штаны сдавливают его в области паха и отток крови нарушается.

Когда покупаете ботиночки или сандалии, обратите внимание на то, чтобы подошва у них была гибкой и мягкой. Жесткая подошва приводит к быстрой усталости, способствует плоскостопию. Обязательно проверьте, крепко ли держатся узлы на шнурках. Скользкие синтетические или шелковые шнурки постоянно развязываются. Сейчас под стельки подкладывают валик из поролона. Он быстро приминается. Так что лучше стельки покупать отдельно от обуви. Желательно - профилактические. Учтите: кожаная стелька - не лучший вариант, она скользкая. Нога проскальзывает и напрягается. Стелька должна быть шероховатой и впитывать пот.


Только после трагедий в Якутии и Дагестане, когда во время пожара в поселковой школе Вилюйского улуса и махачкалинском интернате для глухих погибли в общей сложности 50 учеников, чиновники самого высокого уровня заговорили об усилении мер по профилактике пожарной безопасности во всех учебных заведениях. Сначала председатель правительства Михаил Касьянов приказал срочно проверить системы жизнеобеспечения российских школ, особенно состояние отопительной системы и электросетей (предположительно из-за коротких замыканий в электропроводке и произошли те страшные события). Потом Президент Владимир Путин попросил главу МЧС Сергея Шойгу уделить особое внимание противопожарной безопасности в учебных заведениях. Рассказывает "Парламентская газета" от 19 августа.

В результате проведенных инспекций в апреле этого года (сразу же после пожаров в Якутии и Дагестане) были выявлены вопиющие факты нарушения правил пожарной безопасности, а пребывание в зданиях большинства школ сочли опасным для жизни. И все-таки учебные заведения не были закрыты: близился конец учебного года и все мероприятия по исправлению ситуации планировались на время летних каникул. Шойгу категорически заявил: 1 сентября не откроется ни одна школа, где будут выявлены какие-либо нарушения пожарной безопасности. Его поддержал и министр образования Владимир Филиппов. До начала первой школьной четверти остались считанные дни. Подошло время проверок. Изо всех уголков страны стали поступать неутешительные сведения: в большинстве российских школ отсутствуют элементарная пожарная сигнализация и огнетушители.

В Тверской области в ходе технологических обследований только 57 образовательных учреждений из 1084 были признаны органами пожарного надзора готовыми к началу учебного года. В Бурятии вообще всего лишь одна школа соответствует нормам противопожарной безопасности, а в Верхнетоемском районе Архангельской области - нет ни одной. Чуть ли не во всех школах Пермской области на дверях запасных выходов висят замки, а планы эвакуации отсутствуют. Более 16 тысяч нарушений выявило управление государственной противопожарной службы Новосибирска в ходе проверок школ. Только пять городских учебных заведений отвечают всем требованиям. 29 директоров школ подверглись административным наказаниям в виде штрафов.

Перечислять далее регионы не имеет смысла. Буквально повсеместно нормы противопожарной безопасности школами не соблюдаются. Происходит это не всегда из-за халатности директоров и уж тем более не из-за чьего-то злого умысла. Причина проста и банальна - нет денег. Никакие, даже самые строгие и категоричные, выступления чиновников ситуации не исправят. Нужны конкретные суммы: на приобретение огнетушителей и новых обогревательных приборов, на отделку путей эвакуации жаропрочными материалами, на установку автоматической сигнализации, на замену старой электропроводки. В масштабах страны для этого требуются сотни миллионов рублей.

В День знаний скорее всего откроются все школы - и соответствующие противопожарным нормам, и несоответствующие (таких оказалось примерно 7 тысяч). Детей-то ведь учить надо. И, как всегда, надежда остается только на российские авось да небось: авось не загорится, небось все спасутся. А если нет?


Министерство образования впервые утвердило форму договора об оказании платных образовательных услуг в школах, сообщает "Российская газета" от 19 августа. Шаг этот, безусловно, прогрессивный. До этого любые платные услуги в школах либо вообще не фиксировались на бумаге, либо контракт на них составлялся в произвольной форме - в основном, естественно, в интересах школьной администрации.

Публикуемый в этом номере "РГ" примерный договор, то есть контракт между родителями учеников и дирекцией образовательного учреждения - серьезная заявка на то, чтобы положить конец денежному произволу в школе, поборам за так называемые дополнительные образовательные услуги. А поскольку грань между обязательным и дополнительным в школьной программе родителям неизвестна, им приходилось платить безоговорочно и за все, за что велел учитель. Документ разослан в региональные управления образования, которые обязаны довести его до сведения директоров школ. Дети и родители получают больше шансов, что их права на получение бесплатного общего образования будут соблюдаться.

Раньше у детей права-то были, но они не были зафиксированы в конкретном документе. Получалось, что ребенок по закону имеет право на бесплатное общее образование, но если учительница Марьиванна сказала, что нужно дополнительно позаниматься за деньги, то родителям приходится платить. Платное образование в России - данность, к которой мы за десять лет уже успели привыкнуть. Причем, зачастую доля платных услуг как раз в государственном секторе весьма существенна. Так, три четверти всех платных образовательных услуг предоставляют сегодня государственные вузы. Не отстают от вузов и школы. Но здесь есть тонкость. Платно можно обучать лишь тому, что выходит за пределы школьной программы. А кто из родителей с точностью знает, какие образовательные услуги выходят за пределы программы, а какие - нет? Для этого нужно было бы как минимум ознакомить каждого родителя с базовым учебным планом, что вряд ли возможно.

Вот и получается, что директора государственных и муниципальных общеобразовательных школ по своему усмотрению выводят часть обязательной программы в "дополнительные" услуги, и навязывали их ученикам, требуя за них плату с родителей. Теперь этой практике по идее должен быть положен конец. Как будет на самом деле - жизнь покажет. Заместитель начальника управления региональной образовательной политики и инспектирования Минобразования РФ Виктор Сауткин посетовал, что утвержден "директорский" вариант договора. А тот, что еще год назад министерство готовило в интересах родителей, - так и не был принят.Именно родители, с его точки зрения, должны решать, нужны те или иные дополнительные образовательные услуги их детям. Навязывать дополнительные занятия школьная администрация не имеет права. Родители и школа - равноправные партнеры, и никакого диктата школьной администрации быть не может. Виктор Сауткин пояснил, что если группа родителей захочет обучать детей конному спорту, то директор, прислушавшись к их просьбам, должен найти руководителя кружка. Но обязать его к этому никто не может.

Единственное, в чем может помочь новый документ родителям, - это настаивать на соблюдении своих прав и требовать заключения хотя бы договора, в котором, кстати, есть даже пункт о недопустимости применения "психологического насилия" по отношению к школьникам. Если вы заключите такой договор, а учительница будет давить на ребенка, то можно оспаривать его права в суде. Вот только дойдут ли наши родители до судебных инстанций или предпочтут не выносить сор из школьной избы?

Назад