Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
29.08.2003

Обзор прессы №66 от 29.08.03

Обзор прессы №66

Ведущая рубрики - Анна Петрова

«Советская Сибирь»

Работу районных августовских педсоветов, которые традиционно предваряют в Новосибирске новый учебный год, открыла общегородская конференция работников образования, сообщает газета «Советская Сибирь» от 26 августа.

Центральной темой конференции на этот раз стала модернизация муниципальной системы образования. По заявлению мэра Владимира Городецкого, она является одной из важнейших составляющих инфраструктуры Новосибирска, во многом определяет его сегодняшнее лицо и будущий потенциал. Модернизация системы образования должна войти в стратегический план устойчивого развития города как приоритетное направление. А конференция призвана стать одним из этапов включения новосибирских учреждений образования в этот процесс.

Как отметил в своем докладе мэр, в последние годы в сфере образования удалось приступить к решению многих назревших проблем. Снята острота в вопросе обеспечения школьников учебниками. Благодаря участию в федеральной программе вскоре будет улучшена ситуация со спортивным инвентарем в спортзалах. Компьютеризация новосибирских школ на сегодня опережает средние российские показатели. Не первый год в городе действует программа строительства пристроек к школам и капитального ремонта обветшавших зданий. Так, только в текущем году программой охвачено 152 объекта. Исполняя свое обещание, городская власть увеличила размер надтарифного фонда для учителей и полностью сохранила систему доплат и льгот. Продвигается программа льготного обеспечения жильем работников бюджетной сферы, в том числе учителей. Сдача дома на Горской намечена на декабрь.

Среди положительных тенденций можно отметить рост престижности образования, возвращение ориентации на воспитательный аспект учебного процесса. А рост вариативности в системе образования, появление альтернативных негосударственных учреждений, со своими программами и видением образовательного процесса, не только не привели к потере качества обучения, но, напротив, обогатили возможности выбора. Но, к сожалению, картина в сфере образования не стала от этого безоблачной. Приходится признать, что до сих пор продолжается отток высококвалифицированных кадров, в школах не хватает преподавателей-мужчин, программа по многим предметам перегружена, а это ухудшает ее усвоение.

Поэтому участники конференции обсудили и одобрили основные направления совершенствования системы образования нашего города. В их числе — социальная и правовая защита несовершеннолетних, укрепление здоровья учащихся и создание безопасного образовательного пространства, внедрение информационных технологий, укрепление материально-технической базы, адаптация учреждений образования к новым экономическим условиям и привлечение внебюджетных средств, а также совершенствование системы управления образованием. Следующим шагом должна стать доработка заявленной концепции и утверждение ее на сессии городского Совета в конце этого года.


«Независимая газета»

Новый механизм финансирования высшего образования должен работать на престиж "отличника", считает «Независимая газета» от 27 августа и Григорий Артемович Балыхин - 1-й заместитель министра образования РФ, автор опубликованной в этом номере статьи о проблемах образования.

Основные споры идут сегодня вокруг экономической составляющей модернизации нашего образования. Попробуем обсудить эту тему исходя из результатов эксперимента по введению системы государственных именных финансовых обязательств (ГИФО), опираясь на конкретные цифры и факты, а не только на предположения и планы. Начнем с того, что с 2002 года в Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия) и Чувашской Республике проводится эксперимент по финансированию вузов с использованием ГИФО.

На практике механизм ГИФО выглядит следующим образом. По итогам сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ) выпускник школы получает документ - государственное именное финансовое обязательство одной из пяти категорий, денежное обеспечение которых в 2002 году составило от 1200 до 14500 руб. В дальнейшем этот документ дает возможность вузу получать финансирование на обучение на конкретного студента в соответствующем объеме. Поскольку количество баллов, полученных на экзамене и "размер" ГИФО напрямую связаны, вузу выгодно брать лучших абитуриентов, потому что именно за ними в вуз "приходят" деньги. В результате размеры финансирования определяются реальным объемом и качеством работы вуза, а не "контрольными цифрами".

Введение ГИФО позволяет достичь нескольких целей первостепенной важности. Во-первых, повысится доступность высшего образования за счет более гибкой системы оплаты обучения в вузах. Лучшие студенты по-прежнему будут обучаться только за бюджетные средства (их доля должна составлять не менее 50% от общего объема приема в вуз, в том числе не менее 25% - по каждой специальности). Остальные получают возможность доплачивать из своего кармана только разность между установленной вузом стоимостью обучения и номиналом своего ГИФО, а не полную стоимость, как им приходится это делать сейчас.

Процесс взаимного выбора (вузом - абитуриента, абитуриентом - вуза) оздоровит систему высшего образования, поскольку резко снизит привлекательность поступления в низкокачественные частные вузы или на многочисленные факультеты экономики, права и менеджмента, непрофильные для своих вузов, которые дают, по сути, псевдообразование. Тем самым финансирование на основе ГИФО повышает эффективность использования бюджетных средств, которые в большем объеме направляются в лучшие вузы, гарантирующие качество подготовки студентов, стимулирует конкуренцию вузов и факультетов и обеспечивает большую экономическую самостоятельность вузов в использовании бюджетных средств. Важно заметить, что система ГИФО - лишь одна из составляющих бюджетного финансирования высшего образования, призванная обеспечить текущие нужды вузов, напрямую связанные с числом обучаемых студентов. Она будет дополняться гибкой системой доплат (в первую очередь в экономически проблемных регионах) и долгосрочными программами развития вузов. Оптимальным соотношением между текущим и долгосрочным финансированием мы считаем 3:2.

В первый год эксперимента на основе ГИФО в 2002 г. в вузы было принято 14 256 человек, из них на бесплатной основе - 8 407 чел. ГИФО I категории получили 8% выпускников, основная масса получила ГИФО II и III категории (соответственно 39% и 37.5%).

Главный положительный итог эксперимента - механизм ГИФО действительно способствует достижению поставленных целей и позволяет ощутимо увеличить доступность высшего образования и расширить возможности выбора образовательной стратегии для абитуриентов. Практически все студенты с ГИФО I и II категорий будут обучаться в вузах бесплатно - расходы на обучение полностью покрываются суммой, перечисляемой вузу согласно ГИФО. Эта цель достигается и для многих студентов, получивших III категорию ГИФО. Остальные же будут только доплачивать за свое обучение разницу между стоимостью обучения и величиной полученного ГИФО. Эксперимент позволил вскрыть некоторые не прогнозировавшиеся проблемы. Так, произошел перерасход бюджетных средств, в значительной степени обусловленный тем, что в 2002 г. было принято решение об установлении II категории ГИФО для всех лиц, поступающих в рамках целевого приема. На практике это привело к тому, что многие вузы резко увеличили целевой прием, обеспечив себе таким образом дополнительное финансирование, не соответствующее реальному уровню знаний студентов.

Именно поэтому в 2003 году Минобразования РФ приняло решение об установлении для "целевых" студентов категории ГИФО по результатам ЕГЭ (на общих основаниях). Вместе с тем устанавливаются повышенные величины ГИФО I, II и III категорий для студентов, обучающихся по важным для экономики региона специальностям. Это будет способствовать привлечению на эти специальности наиболее подготовленных абитуриентов. Перечень таких специальностей определяется властями региона совместно с вузами и утверждается Минобразования РФ. В 2003 г. в рамках эксперимента проводятся модельные расчеты и оценка последствий перехода к системе финансирования на основе ГИФО еще для 11 вузов Ростовской, Самарской и Челябинской областей. Выбор регионов и вузов прежде всего обусловлен их участием в эксперименте по ЕГЭ на протяжении не менее чем двух лет, а также наиболее полным перечнем предметов, которые сдаются в форме единого экзамена.


«Вечерний Новосибирск»

Всего чуть более четверти школ в Новосибирской области соответствуют существующим санитарным нормам, сообщает газета «Вечерний Новосибирск» от 27 августа.

По предварительным данным областного центра санэпиднадзора, в Новосибирской области принято 405 (27%) школ из 1497, в том числе 146 (61%) школ по городу Новосибирску (всего в Новосибирске 241 школа). Из-за отсутствия финансирования до сих пор не начат ремонт в школе N 5 Советского района Новосибирска. В Кировском районе не отремонтирована крыша в школе N 108, а в школе N 91 капитальный ремонт не проводился уже... 35 лет. В школе N 2 Тогучина не проводится капитальный ремонт крыши, хотя деньги из областного бюджета выделены. В селе Утянка Доволенского района не отремонтированы системы водоснабжения и канализации и перекрытия в компьютерном классе.


«Известия»

«Как отмечал герцог Ларошфуко, "никто не доволен своим состоянием, но каждый доволен своим умом". Будучи примененной к реформе школьного образования, эта максима дает довольно парадоксальный эффект». Над проблемой содержания образования размышляет газета «Известия» от 28 августа.

«Если прежняя советская школа никуда не годится (а иначе зачем столь неистово реформировать?), значит, никуда не годится и дававшееся в ней образование, и окончившие ту школу должны быть сплошными невеждами - не исключая и горячих реформаторов. Между тем от них никто не слышал не то что решительного "отсталый я был дурак и верил в пошлый вздор", но даже и более сдержанного указания на то, что "меня школа ничему полезному не научила, и если я сегодня не совсем дурак, то лишь благодаря самообразованию", считает газета.

Если отбросить универсальную претензию Митрофанушки: "Зачем учить географию, когда есть извозчики?" -- останутся в основном жалобы идеологического характера. Прежние программы по истории и литературе были строго выдержаны в духе марксизма-ленинизма, а сейчас дух совершенно другой, и невозможно учить детей по вариациям на тему "Краткого курса" и "нашего счастливого детства". Но в реальности заидеологизированность прежних школьных программ несколько преувеличена. Советская школа была хороша тем, что она являлась очень сильно ухудшенным вариантом дореволюционной гимназии, причем это простая констатация факта: большая часть советских учебников 50-60-х годов представляла собой адаптированный вариант учебников дореволюционных. Речь идет не только о математике и физике, но даже о такой идеологической дисциплине, как история.

Если же отвлечься от проблемы российского XX века (каковая проблема при всей своей серьезности все же не является безусловной санкцией на то, чтобы ломать через колено всю школьную систему), то выясняется, что учебники даже и по вполне идеологическим дисциплинам прекрасно лечатся путем простейшей реставрации. За основу тогда брался добротный текст, от которого и сегодня детям одна только польза (советский и дореволюционный учебники истории средних веков совпадают целыми страницами текста, а на 80% - и картинками), а для идеологии писались вполне чужеродные исходному тексту вставки, которые поддаются безболезненному удалению и замене. С математикой и естественной историей еще проще, ибо в тех базовых областях соответствующих наук, которым учат в школе, никаких революционных изменений не произошло. Таблицу Менделеева, законы Ньютона и линнеевскую систематику никто не отменял.

Именно поэтому нет ответа на простой вопрос: "Что препятствует и дальше учить по стократ оправдавшей себя гимназическо-советской программе?". Ответ, собственно, есть: препятствует недопустимо низкий уровень финансирования школы и столь же недопустимо низкий статус учителя. Когда сословие, формирующее будущих граждан страны, находится в столь бедственном и презренном состоянии, чему могут помочь оставляющие это состояние неизменным горячечные новации Минобразования? Разве что затушевыванию исходной беды. Бережная и ограниченная реставрация старых школьных программ обошлась бы казне значительно дешевле, чем нынешняя имитация бурной деятельности, а сбереженные деньги могли бы пойти на повышение учительского статуса. Очевидно, что их все равно не хватило бы, но в этом случае Минобразования, не ославленное нынешними своими глупостями, могло бы гораздо жестче и успешнее ставить вопрос перед обществом и государством: "Стране нужны грамотные граждане или стране не нужны грамотные граждане?".


«Аргументы и факты. Здоровье»

Не у всех детей получается легко и быстро научиться читать, констатирует газета «Аргументы и факты. Здоровье» от 28 августа. Причины этого могут быть самые разные. Совсем не значит, что ребенок ленится. К тому же надо иметь в виду, что на пути обучения чтению иногда встает и проблема дислексии. Это такое нарушение, когда человек постоянно ошибается при чтении, иногда не может прочитать текст, проглатывает части слов и порой просто не понимает смысла написанного. Как следствие проблем с чтением возникают проблемы и с письмом. Причем страдают дислексией люди во всех странах мира, и довольно часто. По мировой статистике, каждый десятый человек в мире — дислектик! О том, что такое дислексия и как ее преодолевать, читателям газеты рассказывает кандидат психологических наук Любовь Мошинская.

100 лет назад, в 1896 году, английский врач Морган опубликовал статью, в которой описывал четырнадцатилетнего мальчика, который отличался от своих сверстников только одним: он не умел читать. В остальном же он ни в чем не уступал им: был ловок и сообразителен в игре, любил математику, красиво и убедительно говорил. Но вот прочитать то, что написано на бумаге, ему не удавалось. Напрашивалось предположение, что такие дети просто не видят текста. И тогда, естественно, их надо лечить у офтальмолога. Офтальмологи подсовывали детям строчки с крупным шрифтом, пытались научить их читать хотя бы таким образом. Ничего не получалось. Дальнейшие обследования подтвердили, что со зрением у таких «странных детей» вообще полный порядок. Доктор Морган предположил, что проблема-то у них как раз со слухом! То есть слышать они слышат, но «не так». Эту особенность назвали словом «дислексия». Сегодня этим термином называют различные отклонения и трудности в чтении.

Чтобы человек начал читать, его надо научить различать в слове отдельные звуки. В подавляющем большинстве случаев этот начальный этап все дети «проскакивают» быстро и легко, различая звуки в слове автоматически и соотнося их с буквами. У дислектиков же проблема состоит в том, что они не в состоянии связать звук и символ, поэтому «застревают» именно на этой начальной фазе. Количество фонем, как правило, не совпадает с количеством букв. Например, в русском языке таких неделимых далее частиц языка (фонем) 39, а букв — всего 33. Так, слово «кот» состоит из трех фонем: к, о, т. Как правило, люди это понимают. Но дислектики слышат слово «кот» как один звук!

Ученые пытались выяснить — почему же такое происходит? Подтвердились предположения, что дислексия связана с неправильной работой одной из зон коры головного мозга. Исследования с использованием сканирования мозга показали, что, когда дислектики пытаются разделить слова на звуки, активация определенных областей затылочной части мозга снижается. Но при этом активизируются некоторые области лобной части. В одном из исследований сравнивали результаты сканирования мозга шести мальчиков, страдающих дислексией, и семи здоровых мальчиков. Сканирование проводилось во время выполнения трех разных заданий: произнесение по отдельности двух музыкальных тонов, отделение осмысленных слов от квазислов (бессмыслицы) и выбор рифмующихся слогов. Различия были обнаружены только в процессе выполнения последнего задания — дислектики получили более низкие баллы, а сканирование показало, что активация передних долей мозга была повышенной. Это позволило исследователям предположить, что на анализ звуковых паттернов дислектикам приходится затрачивать гораздо больше усилий.

Благодаря всем этим исследованиям ученые сейчас гораздо лучше представляют себе, как человеческий мозг перерабатывает письменный текст. Стало понятно, что овладение навыками чтения не является таким же совершенно естественным процессом, как и способность говорить. Практически все человеческие существа овладевают речью одинаково: гуление, бормотание, использование отдельных слов, двухсловные предложения — и переход к полноценной речи. Ученые полагают, что возраст речи насчитывает примерно 100 000 лет, в то время как письмо довольно молодо — ему не более 5000 лет. Возможно, именно поэтому для овладения письменной речью ребенку приходится делать специальные усилия.

Чем раньше вы сумеете разглядеть у ребенка симптомы дислексии, тем эффективнее вы сможете помочь ему. Ученые считают, что базовые навыки чтения наилучшим образом усваиваются в возрасте от 5 до 7 лет. С детьми, которые относятся к группе риска, можно заниматься по 30 минут в день уже в детском саду. Если вы впервые спохватились, когда ребенку уже исполнилось 8–9 лет, потребуется уже два часа ежедневных специальных упражнений.

Могут ли родители сами, еще до школы, выявить у ребенка симптомы дислексии? Да! Первый и наиболее простой тест — дошкольников просят назвать звуки, соответствующие определенным буквам и буквосочетаниям. Если ребенку это сделать трудно, он много ошибается, испытывает затруднения при выполнении этого задания, его следует направить на более серьезную проверку. Шведские специалисты рекомендуют родителям насторожиться, если маленький ребенок плохо различает и воспроизводит звуки, с трудом учит стихи и никак не может научиться завязывать шнурки и застегивать пуговицы.

Можно ли помочь таким детям научиться читать? Существует программа, в рамках которой детей приучают различать ощущения, возникающие при произнесении тех или иных звуков. Согласные звуки обозначаются в соответствии с движениями, сопровождающими их произнесение. Например, [п] называется «ппаф!» — ведь для произнесения этого звука губы сначала смыкаются, а потом выдыхаемый воздух, как выстрел, размыкает их. Таким образом, дети овладевают новым способом распознавания звуков. Почему же этот метод оказывается эффективнее обычного? Одна из причин состоит в том, что он помогает дислектикам преодолеть главное препятствие — неспособность разделять слова на звуки. Они, возможно, не могут вычленить звуки в слове на слух, но очень чувствительны к отдельным движениям, которые совершает артикуляционный аппарат. Ученые пытаются выяснить, какие изменения происходят в деятельности мозга при таком обучении.

К сожалению, в настоящее время учителя недостаточно подготовлены для работы с дислектиками, и поэтому вся тяжесть борьбы с болезнью ложится на плечи родителей. Они могут сделать многое еще до того, как ребенок пойдет в школу: языковые игры развивают способность манипулировать звуками в словах. Как можно больше внимания надо уделять игре с рифмами и словами. Это, конечно, не 100%-ная гарантия успеха, но научные разработки свидетельствуют о том, что дети, которые много работают с рифмами, как правило, лучше слышат отдельные звуки языка. Когда дети начинают посещать детский сад, родители должны внимательно следить за развитием ребенка, чтобы не пропустить первые симптомы отставания, если таковые появятся. Не всегда бывает легко найти квалифицированного специалиста по этой проблеме, поэтому родителям придется активно собирать информацию, быть решительными и настойчивыми в поисках программ обучения для своего ребенка. Ваш ребенок совершенно не виноват в том, что родился таким. Предрасположенность к дислексии имеет генетические корни. Вполне вероятно, что своими затруднениями в чтении ваш ребенок «обязан» вашей прабабушке — работали гены. Ни в коем случае не обвиняйте своего ребенка в лени и тупости! Помните, что, пожалуй, больше всего дети, страдающие дислексией, нуждаются в эмоциональной поддержке. Ведь впереди у них — учеба в школе.

Назад