Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
21.02.2008

ОБЗОР ПРЕССЫ №266 «Московский Комсомолец» - «Высшее образование станет подушевым» «Российская газета» - «Бесплатный диплом - по конкурсу» «Новые Известия» - «Прогулять физру» «Известия» - «Зачем школяру психолог?»

Ведущая рубрики – Анна Петрова
 
Минобрнауки готовит перевод высшего образования на нормативно-подушевое финансирование, сообщает газета «Московский Комсомолец».  Под выполнение этой задачи государство увеличило финансирование каждого бюджетного места в вузе до 78 тыс. рублей в год (еще в 2004 году эта сумма составляла 21 тыс. рублей). Между тем высшая школа по-прежнему не соответствует ни современным критериям качества образования, ни потребности экономики в специалистах. Подробнее – в статье «Высшее образование станет подушевым», опубликованной в номере от 18 февраля.
 
По официальным данным, в 2007 году до трети вузов получили замечания Рособрнадзора по качеству образования. Особую же головную боль, по словам главы ведомства Виктора Болотова, доставляют властям представительства и филиалы вузов. Только за 2007 год они получили более 800 предписаний проверяющих, а еще 50 своих филиалов ввиду крайне низкого уровня предоставляемых ими образовательных услуг, вузы были вынуждены закрыть самостоятельно. Не удивительно, что уровень вузовской подготовки категорически не устраивает работодателей: «Руководства предприятий, особенно высокотехнологичных, в один голос утверждают: их единственной проблемой является не отсутствие средств, а кадры. Все сейчас упирается в них», – сообщил членам коллегии Минобрнауки Сергей Иванов. При этом, по его словам, высшая школа еще и не может соотносить свою работу с потребностями экономики. А потому продолжает штамповать с гарантией не востребованных выпускников. Особенно много «лишних» среди гуманитариев – экономистов, юристов и педагогов, признал Фурсенко. Их перепроизводство столь велико, что потребность страны в них, по оценке Минобрнауки, проявится не раньше 2015 года. А потому прием на бюджетные места педагогических, экономических и юридических вузов должен быть сокращен уже сейчас – так, набор будущих педагогов  в 2008 году сократится на 5-7%, уточнил Фурсенко. 
 
Зато страна остро нуждается в специалистах-технарях, которых готовят недостаточно. И в том числе – в высококвалифицированных инженерах, рассказал Иванов (среди наиболее перспективных в Минобрнауки называют такие отрасли, как строительство и приборостроение, а также здравоохранение). Чтобы восстановить нарушенный баланс, правительство начинает перераспределение бюджетных мест между гуманитарными и техническими направлениями подготовки, естественно, в пользу последних. При этом общие расходы на систему высшего образования в правительстве сокращать не будут, а даже увеличат, пообещал Иванов.  Впрочем, некоторые потери, как выяснилось, вузовское сообщество все же понесет: его жизнь с гарантированным сметным финансированием уходит в прошлое. Правительство, дал понять Иванов, будет всячески поддерживать распределение дополнительных бюджетных средств между вузами на конкурсной основе. Что же касается базового финансирования, то распределять поровну вскоре прекратят и его: вслед за школами система профобразования – начального, среднего и высшего – также переходит на нормативно-подушевое финансирование по схеме «деньги следуют за учеником». 
 
Уже к 2010 году, рассказал Андрей Фурсенко, появятся нормативы финансирования по-новому, а затем начнется и его внедрение. По словам министра, правда, «речь о закрытии вузов не идет»: лучшие вузы всего лишь «будут получать больше, а тем, кто не может реализовать свой потенциал, придется либо перестраивать работу, либо создавать новые профили», – заверил он. На практике, однако, может получиться по-другому. Даже по официальной статистике, в результате перехода на ту же систему, среднее образование уже лишилась порядка 2 тыс. школ, и этот процесс продолжается. Как рассказала министр образования Калининградской области  Наталья Шерри, лишь за 2007 год, не выдержав конкуренции, в регионе закрылись 20 школ, а  еще 23 понизили статус до филиалов.  Скорее всего, та же судьба ждет и вузы. Причем одновременно начнет сокращаться и численность их клиентов. С переходом единого государственного экзамена (ЕГЭ) в штатный режим  в 2009 году Минобрнауки собирается ввести для абитуриентов нижние ограничения на количество баллов, набранных при сдаче ЕГЭ. Не набравшие минимума (судя по всему, получившие «двойку»), «не будут учиться в вузах ни на бюджетных, ни платных местах», – предупредил Фурсенко.
 
******************************
 
Сергей Иванов опроверг слухи о том, что учеба в вузах будет целиком за деньги, сообщает «Российская газета» от 16 февраля в заметке «Бесплатный диплом - по конкурсу».
 
«Бюджетное финансирование высшего образования никто сокращать не планирует. Оно будет только увеличиваться», - заявил первый вице-премьер Сергей Иванов, опровергая слухи о якобы грядущей коммерциализации российских вузов. Выступая на коллегии министерства образования и науки, Сергей Иванов четко обозначил ситуацию с образовательными приоритетами. В первую очередь стране нужны инженеры. Однако массовая переориентация вузов на выпуск технарей не требуется - таких учебных заведений в России хватает. Но без просчитанной и экономически обоснованной системы подготовки специалистов не обойтись. Как и без серьезного повышения качества самого образования. «Мы занимаем первое место в мире по количеству студентов, - напомнил первый вице-премьер. - Число абитуриентов превысило количество школьных выпускников. Однако это тот случай, когда количество не всегда переходит в качество».
 
С высшим образованием у нас действительно творится что-то непонятное. В стране, как грибы после дождя, расплодились институты и университеты "широкого профиля". Технические вузы параллельно с инженерами выпускают юристов и менеджеров. Причем и те, и другие зачастую отказываются ехать в глубинку и работать по специальности. В итоге бюджетные средства на обучение студентов расходуются неэффективно, а промышленность тем временем задыхается от недостатка квалифицированных кадров.
Сергей Иванов вспомнил о встречах с руководителями крупных предприятий на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. Те откровенно говорили первому вице-премьеру, что головную боль сегодня им доставляет не отсутствие средств и высокотехнологичного оборудования, а дефицит опытных рабочих, инженеров и менеджеров. И это при том, что предприятия готовы платить лучшим специалистам зарплату в 80-90 тысяч рублей. На Западе рабочие давно освоили современные электронные станки, а наши по старинке орудуют разводным ключом да кувалдой. Понятное дело, что с таким "инструментарием" и с такими знаниями высокотехнологичный товар не выпустишь. Как результат, наша доля на мировом рынке наукоемкой продукции составляет всего 0,3 процента. В США этот показатель достигает 36 процентов, в Японии - 30, в Германии - 16.
 
Россию отчасти выручает научно-технический задел, созданный в прошлые годы в авиастроении, ядерной энергетике, энергетическом машиностроении и космической сфере. Вот почему Сергей Иванов сосредоточился на задачах, которые помогут руководителям высшей школы и науки реализовать требование президента: обеспечить инновационное развитие страны на основе нашего решающего конкурентного преимущества - человеческого потенциала. Готовить квалифицированных и способных творчески мыслить специалистов, по мнению Иванова, надо в вузах, получающих бюджетное финансирование на конкурсной основе. Это же касается и финансирования приоритетных научных проектов. На такой подход уже сориентированы все институты, университеты и академии страны. Первый вице-премьер подтвердил, что государственные деньги в первую очередь адресуют инженерным вузам, выпускающим специалистов для высокотехнологичных сфер экономики.
 
*******************************
 
Почему школьники любят и ненавидят уроки физкультуры? Этим вопросом задалась газета «Новые Известия», и опубликовала 18 февраля статью под названием «Прогулять физру».
 
Уроки физкультуры школе нужны как воздух, пусть и не все школьники их любят. К таким выводам пришли специалисты фонда «Общественное мнение» (ФОМ). Как считают эксперты, незаинтересованность детей в занятиях физкультурой – следствие, а не причина. Условия для проведения уроков физкультуры в большинстве школ далеки от идеала: некачественный инвентарь, нехватка помещений для занятий, да и квалифицированные педагоги встречаются не везде. К этому прибавляются слишком жесткие нормативы, которые под силу не каждому школьнику. Многие стремятся прогулять физру всеми правдами и неправдами из боязни быть высмеянными своими товарищами. Практически все (97%) участники опроса ФОМ убеждены, что уроки физкультуры современной школе нужны. Причем для всех классов – с первого по одиннадцатый (об этом заявили 89% респондентов). Три четверти россиян считают, что дети бегают стометровку и ходят на лыжах с удовольствием. Однако 11% сообщили, что их ребенок воспринимает уроки физкультуры как тяжелую обязанность. Особенно принудительные прыжки и отжимания не нравятся девочкам.

Главная причина, почему дети посещают зал для занятий физкультурой без удовольствия в том, что у них отсутствует интерес к спорту. Да и откуда взяться интересу, если в стране, как считают 46% респондентов, уделяется недостаточно внимания популяризации спорта. «У нас так и не сделан поворот в сторону здорового образа жизни. Многие родители предпочитают дать ребенку освобождение от физкультуры, чтобы он занялся языками или музыкой. Редко можно встретить семью, на выходные выбирающуюся в лес покататься на лыжах, – рассказала сопредседатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова. – К этому прибавляется и слабое оснащение спортивных залов, и нехватка учителей, особенно молодых. Пожилой физрук не может мотивировать необходимость заниматься спортом так, как молодой».

По мнению экспертов, физруков у нас готовят по устаревшим нормам. «Вместо педагогов у нас готовят тренеров, – рассказал президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Надо, чтобы они проводили занятия в игровой форме, а не требовали обязательного выполнения нормативов». Такое отношение к уровню физической подготовки детей, конечно, похвально, но только если не перегибать палку. «У нас к урокам физкультуры отношение настороженное, – рассказала ученица 11-го класса школы № 1 города Сергиев Посад Дарья Алексеева. – На это есть причины. Наш физрук бил детей за то, что они не выполняли нормативы. Конечно, его уволили, но осадочек, как говорится, остался». Действительно, отношение детей к урокам физкультуры во многом зависит от учителя. Педагог, высмеявший «слабака» перед всем классом, способен внушить тому пожизненное отвращение к любым видам физической активности. Именно боязнь быть высмеянным одноклассниками очень часто вызывает неприязнь к предмету. «Физическая подготовка современных детей оставляет желать лучшего. Когда школьники с трудом выполняют нормативы, вполне логично, что они испытывают неловкость оттого, что им приходится делать это прилюдно», – пояснила психолог Татьяна Муха. Вред от слишком жестких, единых для всех нормативов становится особенно заметным в подростковом возрасте. «Кто-то растет не по дням, а по часам, и в норматив укладывается за половину отведенного времени, – пояснил Сергей Комков. – У кого-то гормональный взрыв еще впереди, а требуют с него как со взрослого. Нам нужны не унифицированные нормативы, учитывающие индивидуальные особенности детского организма, начиная от возраста и заканчивая типом телосложения».
 
***********************
 
Если родителям ребенка-школьника классный руководитель рекомендует пообщаться со школьным психологом, редкие мама и папа не испугаются или не расстроятся. Что не так с моим ребенком? Может, он психически нездоров? Этими вопросами они будут изводить себя, и хорошо еще, если только себя. А что на самом деле психолог делает в наших школах? Рассказывает газета «Известия» от 19 февраля в статье «Зачем школяру психолог?».
 
Психологи пришли в наши школы в середине 1980-х. Это была давно ожидаемая реформа в русле идей гуманизации образования и педагогики сотрудничества. Казалось, на смену командному, заформализованному стилю школьного воспитания наконец придет доброжелательная, творческая, психологически комфортная атмосфера. «Удалось это лишь отчасти, - считает профессор Московского городского психолого-педагогического университета, руководитель центра психологического сопровождения образования "Точка пси" Марина Битянова. - Организовать подготовку психологов в педвузах сумели, а вот подготовить школы к их приходу так и не получилось. Директора школ, учителя и родители нередко не понимают, что именно должен делать психолог в школе, неохотно сотрудничают с ним. Поэтому молодые специалисты с дипломом здесь, как правило, не задерживаются». Сегодня в российском образовании работает около 90 тысяч психологов. Но большинство из них - бывшие педагоги, библиотекари, пионервожатые и т.п., прошедшие краткосрочную переподготовку. И хотя многие из них относятся к своим новым обязанностям с душой, охотно и много учатся, в том числе и за свой счет, но специальных знаний им подчас не хватает.
 
Дети, как известно, все разные. Как, впрочем, и родители. Одни стремятся максимально сократить общение со школой, отправляя ребенка в "свободное плавание"; другие занимают позицию "кролика перед удавом", выполняя все требования педагогов, даже явно нелепые; третьи настроены агрессивно и все принимают в штыки. Но сегодня мы все как никогда заинтересованы в сотрудничестве, чтобы школьное образование было максимально эффективным. И школьный психолог это сотрудничество способен наладить.
Если у ребенка возникли трудности в обучении, общении с одноклассниками, педагогами, психолог может понаблюдать за ребенком, внести какие-то изменения в педагогические подходы к нему, провести консилиум, дать важный совет родителям. Но это далеко не все. Задача школьных психологов - психологическое сопровождение образования. Хороший психолог проводит диагностику развития детей в начале и в конце учебного года, чтобы понять, насколько успешно они учатся, чего достигли, а в чем не преуспели. Вместе с учителями он в состоянии предупредить известные кризисы при переходе детей из начальной ступени в 5-й класс, а затем и многие сложности переходного возраста. Он помогает педагогам спланировать воспитательную работу, выстроить систему взаимодействия с родителями. Он может заранее увидеть назревающие конфликты и помочь разрешить их наилучшим образом. Там, где директора школ и педагоги понимают его роль, потенциал психолога используют к общей пользе и удовольствию.
 
«Некоторых детей с психологическими особенностями наши коллеги практически "на руках" несут все годы обучения, - рассказал "Известиям" директор лицея N 3 города Троицка Московской области Николай Кучер. - Поэтому если психологу надо поработать с каким-то классом, мы жертвуем ради этого уроком».
«Потребовалось время, чтобы убедить родителей: консультации психолога нередко необходимы, - рассказывает директор московской гимназии N 45 Михаил Шнейдер. - Был случай: отец ученика был недоволен тем, что ему рассказали о проблемах мальчика наши психологи, заявил, что переведет сына в другую школу. В частном порядке пригласил других специалистов. Судя по всему, они сказали ему то же самое. И он вернул ребенка к нам».
 
Диагностика не входит в круг полномочий школьного психолога, даже если он врач по образованию. Он может лишь направить ребенка с родителями на консультацию в городской или районный психолого-медико-социальный центр или на психолого-медико-педагогическую комиссию, которые работают при органах образования. Тем не менее сейчас многие школьные психологи увлекаются диагностикой, ставя модные диагнозы: аутизм, психическая травма или синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Родители должны знать, что подобные слова может произнести только врач, и только после тщательного медицинского обследования. Главная задача школьного психолога - помочь ребенку преодолеть трудности обучения, главный принцип - "не навреди". Он не должен заниматься семейной терапией - это не его сфера действий, но всегда должен подчеркивать приоритет семьи в деле воспитания. «Хороший психолог никогда не скажет родителям: "вы должны", - считает профессор Марина Битянова. - Он подчеркивает необходимость объединить усилия в интересах ребенка, он говорит: "Мы с вами вместе сможем..." А если в семье складывается кризисная ситуация, он первым заметит это по поведению и облику ребенка и поможет ему преодолеть трудное время - вместе с педагогами создаст так называемый "охраняющий режим" вокруг него».
 
Хороший школьный психолог должен обладать тремя важными качествами. Первое - высокая степень независимости. В некоторых регионах их ставки даже вывели из штатного расписания школ, чтобы обеспечить эту независимость. Тем не менее психолог должен быть настроен на цели и задачи, которые ставит перед собой конкретная школа. Второе - доброжелательность. Умение наладить контакт с детьми и родителями, а также с коллегами - залог эффективной работы. Попытки инспектировать чужую работу, указывать на психологические ошибки учителей и родителей порождают враждебность и непонимание.
Третье - ценностное приятие других людей. "Мы с вами - разные, но мы всегда можем понять и принять друг друга" - это правило позволяет предлагать свою помощь и свой взгляд на проблему. К числу наиболее распространенных ошибок психологов относятся увлечение диагностикой и разговоры на слишком специальном "птичьем" языке: "фрустрированные переживания", "малый объем внимания" и т.п. Хороший специалист умеет изложить самую сложную тему просто и понятно.
 

Назад