Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
27.02.2008

Учебник, соответствующий возрасту и принципам

Информационно-методический семинар для учителей биологии состоялся в ОблЦИТ в рамках проекта Министерства образования и науки РФ и Национального фонда подготовки кадров «Информатизация системы образования», «Внедрение модели системы межшкольных методических центров для поддержки информатизации общего образования». Темой встречи стал учебно-методический комплект профессора Д. И. Трайтака «Биология. 6-11 классы». Семинар провела Нататья Дмитриевна Андреева, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой методики обучения биологии и экологии Российского государственного педагогического университета имени Герцена, г. Санкт-Петербург.
 
Наталья Дмитриевна привезла в Новосибирск методическое мультимедийное пособие для учителей, работающих по данному УМК, и рассказала о его особенностях:
 
— Я представляю линию школьных учебников по биологии, которая выходит в издательстве «Мнемозина». В составе авторского коллектива много учёных и педагогов, возглавлял его Дмитрий Илларионович Трайтак. Программы и учебники полностью соответствуют стандарту общего образования, разработаны они на основе идей биологического образования. Это идеи клеточного строения, связи строения и функции, связи организма и среды, обмены веществ и энергии. К авторской линии учебников разработаны программы основного образования по биологии и программы для старшей школы, а именно — базовый и профильный курсы по биологии.
 
Комплект учебников включает в себя учебник для 5-го класса — «Природоведение», автор — Алла Евгеньевна Андреева. Данный курс базируется на знаниях, получаемых учащимися в начальной школе из курсов «Природоведение» и «Окружающий мир», и представляет собой следующий этап ознакомления с окружающим миром и многообразием природных явлений. «Окружающий мир» охватывает круг вопросов, связанных с изучением строения Солнечной системы, Земли и её биосферы, а также знакомит учащихся с многообразием тел, веществ и явлений природы, даёт начальные пропедевтические знания о мире. Он позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход к ученикам, работать индивидуально. Обширный методический аппарат включает вопросы и задания разного уровня сложности. В конце каждого параграфа приведены вопросы для самопроверки, творческие или практические задания. Неотъемлемой частью учебника является приложение «Школа здоровья», где содержатся необходимые сведения о здоровье и безопасности жизни человека. В УМК входят учебник, рабочая тетрадь, методические рекомендации и тематическое планирование (пособие для учителя).
 
Курс «Биология» в 6-м классе, раздел «Растения, бактерии, грибы, лишайники» представлен альтернативными учебниками Д. И. Трайтака и Р. Н. Хрыповой. Они рассчитаны на 1 и на 2 часа. Это даёт право учителю выбирать учебник, который соответствует учебному плану, по которому работает школа.
 
 
7-й класс представлен учебником «Биология. Животные», авторы — Д. И. Трайтак и С. В. Суматохин. Учебник имеет методическое обеспечение, рассчитан на 2 часа в неделю, его преимуществом является структурированное изложение содержания и комплексные иллюстрации. Здесь чётко обозначены связи морфологических и анатомических понятий с физиологическими и экологическими.
 
Следующий учебник «Человек и здоровье» — для 8-го класса, авторы — В. С. Рохлов и С. Б. Трофимов. Учебник имеет структуру, отличную от других, содержит много интересных фактов, и, опять же, что типично для издательства «Мнемозина» — информативные иллюстрации, которые позволяют демонстрировать не только учебный материал, но и контролировать изученное, а также систематизировать и обобщать знания школьников.
 
Принципиально новым является учебник «Основы общей биологии», авторы — Т. М. Ефимова и другие. Учебник 9-го класса, который посвящен основам общей биологии, он рассчитан на 2 часа в неделю, и полностью соответствует и стандарту, и возрастным особенностям школьников 9-го класса. В учебнике изложен лабораторный практикум.
 
 
Базовый курс общей биологии для старшей школы написан мною, и рассчитан на 1 час в неделю. Он включает необходимую научную информацию, которая касается всех уровней организации живой природы. Идея, заложенная в содержание — живые системы — открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы.
 
Профильный учебник общей биологии находится сейчас на доработке. Он рассчитан на 3 часа в неделю, также разработан мною, и основная идея, заложенная в содержание этого учебника — «Биология — наука о живой природе». Структуру каждого параграфа, каждой учебной темы раскрывают атрибуты науки. Это объект — предмет биологической науки, это методы науки, основной терминологический аппарат, законы, закономерности, теории. Профильный курс содействует не только формированию и развитию биологических методологических знаний по биологии, но и направлен на профориентацию школьников для дальнейшего выбора профессионального образования.
 
 
Все учебники данной линии уже обеспечены методическим сопровождением, все они имеют рабочую тетрадь, методическое пособие для учителя, многие учебники имеют сборник заданий и методическое пособие для учителя и учебное пособие для ученика Элективные курсы разработаны для профильного курса общей биологии. Перечень этих программ и отдельные программы уже готовятся к изданию.
На мой взгляд — специалиста, занимающегося методикой преподавания биологии — эта линия не просто соответствует стандарту, она хорошо адаптирована к возрастным особенностям школьников, соответствует принципу научности, наглядности и доступности обучения. Мне кажется, это удачная линия учебников, которая должна широко войти в российскую школу.
 
Уважаемые читатели, этот и другие УМК вы всегда можете приобрести в Региональном информационном центре учебного книгоиздания по адресу: г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 24/1. РИЦУК принимает заказы на поставку учебно-методической литературы, энциклопедий, наглядных пособий для учебных заведений. Для оптовых покупателей действует система скидок.
Телефоны для справок: (383) 343-54-33, 343-03-90.
 

Назад