Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
19.03.2008

Творческий подход в изучении истории

В Областном центре информационных технологий прошёл семинар для учителей истории общеобразовательных учреждений «Обновление содержания и методики обучения истории в основной и старшей школе» с участием автора новой линии учебников истории, кандидата педагогических наук, заведующей кафедры истории и обществоведения Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Татьяны Павловны Андреевской.
 
— Расскажите, пожалуйста, о комплекте.
— На сегодняшний день представлена линия учебников для средней школы по курсу всеобщей истории и учебники по истории России средней школы для 10 и 11 класса.
 
Учебник 5 класса состоит из двух частей. Первая часть учебника — курс, который включает в себя двенадцать параграфов по федеральному учебному плану. В данном учебнике соблюдены возрастные особенности учащихся, учтено, что для учащихся это вводный курс к систематическому курсу истории. Поэтому в нём много иллюстраций, к которым представлены вопросы и задания. Репродукции картин известных художников, фотографии,  другие виды иллюстраций позволяют наглядно изучать события и эпохи.
 
Включены такие материалы, которые помогут в дальнейшем в работе учителя – например, информация о том, как работать с исторической картой, что такое счёт лет в истории.
 
Вторая часть этого учебника — курс древнего мира. Основой этого учебника является социокультурологический подход. Авторы учебника считают, что главная цель курса — создание образного яркого представления о различных древних цивилизациях. Отсюда приоритетным явилось выстраивание материала, которое позволяет увидеть быт, обычаи древних цивилизаций. С другой стороны, важно было показать особенности развития той или иной цивилизации, поэтому в учебнике можно проследить чёткость в выстраивании его структуры. Например, везде раздел начинается с раскрытия природных условий, затем идут занятия жителей,  раскрывается общество, государство, религия.  Такой подход позволяет учащемуся увидеть, что было сходным в развитии древних цивилизаций и чем они отличались. По такому же принципу строится и учебник 6 класса «История средних веков», где тоже показывается аспекты, связанные с влиянием природы на занятия и образ жизни человека. Затрагиваются проблемы, связанные со становлением нового общества.
 
Учебники 5, 6, 7 класса построены на двух уровнях — наряду с обязательным текстом выделяется дополнительный, который расширяет информационное поле учащихся. Во всех учебниках в конце параграфов включены исторические документы. Все учебники ярко иллюстрированы, обеспечены картами. Каждый параграф учебника начинается с рубрики «Вспомните», тем самым ориентирует учителя и ученика на использование ранее изученных знаний. Внутри параграфа предусматриваются вопросы, которые позволяют учащемуся при самостоятельном чтении организовать свою работу с текстом параграфа. Все условные обозначения даны в начале параграфа. При этом следует отметить, что поскольку мы начинаем изучать историю в пятом классе, то именно в этом учебнике мы поместили памятки, которые помогут учащемуся в решении различных задач при обучении истории. Например, как составить рассказ по иллюстрации. В учебнике есть задания повышенной сложности, которые могут быть использованы учителем как индивидуальные задания.
 
В учебник 7 класса включены темы, которые ранее не изучались в школе, но с точки зрения современной академической науки являются важными с точки зрения показа тех изменений, которые происходили в  западной Европе. Так, например, в раздел «Европа к новому времени» включен параграф по истории итальянских войн, которые внесли большие изменения в международные отношения в период становления Европы.
 
— Расскажите, пожалуйста, об учебниках для старшей школы.
—Учебники по истории России 10-11 класса также построены по двухуровневому принципу. В них обязательно представлен дополнительный материал для учащихся. Учебники соответствуют федеральному учебному плану. В десятом классе в базовом курсе 42 параграфа, в одиннадцатом – 45. Но учебники могут быть использованы и шире — после параграфов представлены различные рубрики, например «Давайте обсудим», где даются разные мнения историков. Также здесь обязательно приведён исторический источник. В рубрике  «Портрет на фоне эпохи» даются портреты не только известных политических деятелей, таких как Ленин, Троцкий, но и ранее не знакомых учащимся.
 
Даются очень интересные дополнительные материалы — отрывки воспоминаний о тех или иных исторических событиях, странички из дневников членов коммунистической партии большевиков 30-х годов, справки НКВД и так далее.
 
Учебники построены таким образом, что каждая глава начинается со вступления, а затем идут главные вопросы темы. Таким образом, учащийся уже сориентирован, что он будет изучать. Эти вопросы и темы могут быть зачётными после изучения каждой главы.
 
Поскольку наши школьники ориентированы на сдачу ЕГЭ,  здесь учтён и этот аспект — и в тексте учебника, и за параграфами обязательно даются различные сведения, которые необходимы для подготовки к этому экзамену. В вопросах и заданиях предлагаются исторические ситуации. Учитывается и такая возможная форма сдачи экзамена, как эссе, поэтому учащимся  предлагается написать эссе по выбору из нескольких тем, составить свои исторические проекты. Таким образом, перед нами не только вопросы простого воспроизведения материала, но и задания, требующие творческого подхода, формирование умения давать аргументированный ответ, оценочные суждения, использовать метод сравнительного анализа.
 
 

Назад