Продолжением первого дня конференции стало посещение участниками расширенного
межшкольного методического центра на базе Областного центра образования «Тулинский»,
где с докладами о ходе выполнения проектов ИСО выступили представители Ивановской,
Саратовской и Новосибирской областей.
Предлагаем вашему вниманию фрагменты их выступлений.
«Проект ИСО в Ивановской области», А. А. Назаров, заместитель директора ООО «Ф-Центр».
— Одной из серьезных проблем в школах Ивановской области является отсутствие
на местах грамотных специалистов, способных обслуживать компьютерную технику и
поддерживать ее в рабочем состоянии.

Существенными препятствиями для удачной реализации проекта являются: нежелание
некоторых руководителей образовательных учреждений менять устоявшуюся систему
работы, загруженность персонала, перекладывание обязанностей по ведению базы данных
на учителя информатики. Комплекс мер по мотивации персонала образовательного учреждения
к работе с программным обеспечением будет предполагать не только материальное
стимулирование и административные меры, но и грамотное распределение обязанностей
персонала образовательных учреждений по заполнению баз данных.
Отсутствие на рабочих местах преподавателей-предметников компьютеров затрудняет
использование программного обеспечения в части контроля уровня обучения и успеваемости
учащихся. Использование КПК в повседневной деятельности преподавателя-предметника
позволит сделать еще один к шаг на пути к полнофункциональному использованию программного
обеспечения автоматизации деятельности образовательного учреждения «1С:ХроноГраф
Школа 2.5».
«О ходе выполнения проекта НФПК «Внедрение современных информационных и коммуникационных
технологий в практику управления образовательным процессом» в Саратовской области»,
Г. А. Сумина, руководитель работ в Саратовской области.
— Работать по проекту мы начали всего год назад. Было принято решение обучить
в первую очередь директоров, завучей, секретарей и технических специалистов. Для
последних была разработана отдельная программа, которая даже и не входит в рамки
проекта. На втором этапе мы начали обучать классных руководителей и учителей-предметников.
В городе и области 41 муниципалитет. 7 из них, с которыми мы начали работать,
практически не были к этому готовы. И поэтому в рамках проекта, в первую очередь,
была разработана схема обеспечения их средствами программными и технологическими.
 У нас есть центр информационно-образовательных технологий, который ведет как
дистанционное обучение, так и очное. Разработано 16 курсов по информационным технологиям,
по истории культуры и искусствоведению, потому что центр направлен на это. Плюс
мы тесно сотрудничаем с компанией Microsoft, у нас открыта IT-Академия. И сейчас
у нас огромное количество заявок, которые поступают от школ, желающих обучиться
на месте, никуда не выезжая. Этот проект подтолкнул к тому, что появились желающие
обучаться не только в этом проекте, но и с вузом, областью, другими регионами,
потому что параллельно у нас идет еще один проект НФПК — «Интернет-поддержка профессионального
развития педагогов». Оказалось, что эти проекты неразрывно связаны между собой:
обучаясь заочно, очень многие хотят учиться и очно.
Вся работа по нашему проекту отражается на сайте.
Новосибирский РКЦ
«Системный подход к повышению квалификации работников образования при реализации
проекта ИСО в Новосибирской области», Н. А Ким, заместитель руководителя РКЦ по
учебно-методической работе.
— Процессы, которые протекали у нас в области, были направлены на построение
единого образовательного информационного пространства. Проекты ИСО вклинились
в этот процесс и очень помогли качественно продвинуться на шаг вперед.
На сегодняшний день мы выполнили все условия по квоте за 3 проекта ИСО.
Базовый курс был выдан не только Областным центром информационных технологий,
в этом участвовали и Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки
работников образования, и Городской центр информатизации «Эгида». Много было вопросов
с созданием дистанционного обучения.
Процесс повышения квалификации в рамках проекта ИСО рассматривается нами как
целостное множество элементов в совокупности и связями между ними.
Системно нам пришлось подходить ко всему: начиная от выбора учебных площадок
и заканчивая планированием учебного процесса. Нам повезло, что три проекта стартовали
не одновременно.

Сначала мы взяли площадки, которые были готовы воспринимать все 3 проекта сразу,
и также стали подключать и районы, в которых была необходимость в освоении компьютерных
технологий. На второй лот — «Внедрение современных информационных и коммуникационных
технологий в практику управления образовательным учреждением» — мы могли взять
только тех, кто был готов его воспринимать, ими стали участники первого проекта
— «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование
у них базовой педагогической ИКТ-компетентности». Самым большим и масштабным стал
проект «Создание системы межшкольных методических центров».
Большая работа была проделана по созданию системы дистанционного обучения. Когда
мы начинали работу по проектам, данной СДО у нас не было.
Если суммировать цифру, то квота получится больше: по проекту нужно было запустить
25 ММЦ, мы запустили 35.
Координирующей организацией является одна организация — ОблЦИТ, и в этом большой
плюс. Именно это позволило нам гибко и системно организовывать те процессы, которые
шли по 3-м квотам.
«Система дистанционного обучения (СДО). Опыт использования», Л. Г. Макаревич,
заместитель руководителя РКЦ по дистанционному обучению.
— История развития дистанционного образования на базе Новосибирского Областного
Центра Информационных Технологий начинается в 2006 году.
В результате рассмотрения и анализа различных систем дистанционного обучения
был сделан выбор в пользу СДО Moodle. Сайт для поддержки дистанционного обучения на базе Moodle был создан и запущен в
октябре 2007 года.
 Для организации СДО были проведены следующие мероприятия: подготовка тьюторов,
разработка методических пособий по курсам, взаимное рецензирование и тестирование
курсов с целью проверки содержания курсов и определения временных затрат, разработка
нормативной документации по СДО, рассмотрение вопросов о временных затратах преподавателей
и слушателей и оплаты труда преподавателей.
Для набора слушателей для дистанционного обучения были разработаны квоты по районам
области с указанием количества работников образования и сроков обучения.
Мы предоставили возможность подачи индивидуальных заявок через интернет от работников
образования Новосибирской области. Полученные заявки были обработаны, сформированы
группы на обучение, и был запущен процесс обучения по 16-ти предварительно разработанным
курсам.
Наиболее востребованными оказались курсы, связанные с изучением программных продуктов,
предназначенных для разработки методических и дидактических материалов (Hot Potatoes,
Конструктор тестов, Producer, Конструктор школьных сайтов).
Кроме того, многие работники образования, чувствуя свою не очень хорошую степень
владения компьютером, выбрали курсы, связанные с углубленным изучением основных
ИК-технологий (Интернет в деятельности учителя, Расширенные возможности Word).
Для организации обратной связи со слушателями в каждом курсе были добавлены опросы,
а также возможность высказывания своего мнения об изучаемом курсе.

Также на сервере ОблЦИТ был организован живой журнал, в котором слушатели могут высказать свое мнение о дистанционном обучении.
В большинстве отзывов отмечается необходимость развития дистанционного обучения,
удобство в использовании, полезность, возможность применять результаты обучения
сразу же в учебном процессе, желание обучаться далее в такой же форме. Высказываются
и пожелания для создания большего числа курсов. Отмечаются и недостатки, связанные,
в основном, со сложностью для некоторых слушателей. Есть даже стихотворные отзывы
о курсах. В презентации приводятся ссылки на выпускные работы слушателей, выполненные
при обучении по разным курсам, а также видеоролики с высказываниями работников
образования о дистанционном обучении.
После завершения выступлений состоялось знакомство с Областным центром образования
«Тулинский». Гостям и участникам были предложены экскурсия по центру и выставка
стендов ММЦ.
|