Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
08.04.2008

ОБЗОР ПРЕССЫ №273 «Вечерний Новосибирск» - «Каждый желающий имеет право стать студентом» «Московский Комсомолец»  - «Православие в коротких штанишках» «Комсомольская Правда» - «Готовим малыша к школе» «Новая газета» - «Финиш»

Ведущая рубрики – Анна Петрова
 
С 2009 года в России вводится система безальтернативных единых госэкзаменов. Это значит, что все выпускники школ будут сдавать все предметы исключительно в форме тестов, а приемные комиссии вузов станут работать только с документами и никаких своих вступительных испытаний проводить не будут. Так называемой «второй волны», во время которой пытаются поступить те, у кого нет сертификатов ЕГЭ, уже в этом году в некоторых российских вузах не будет. В связи с этим у абитуриентов возникают естественные опасения: как быть тем, кто закончил школу несколько лет назад и не сдавал тесты, или тем, кто окончил 11 классов не очень хорошо, но потом «одумался», занимался самостоятельно и все-таки решил поступать? Разъяснения дает газета «Вечерний Новосибирск» от 3 апреля в статье «Каждый желающий имеет право стать студентом».
 
Как рассказал «Вечернему Новосибирску» председатель Совета ректоров новосибирских вузов, ректор НГТУ Николай Пустовой, в этом году, пока закон об обязательном ЕГЭ не вступил в действие, у вузов есть простор для маневра: «Сейчас в школе обязательными для сдачи в форме ЕГЭ являются только два экзамена — русский язык и математика. Сертификаты ЕГЭ по этим предметам принимают все вузы. Но в вузах есть и другие профильные предметы. В нашем университете, например, на большинстве факультетов — это физика. И мы должны в той или иной форме принять вступительные экзамены по физике у абитуриентов, не имеющих сертификата ЕГЭ на этот предмет. Ведь сегодня нежелание сдавать тесты в школе не лишает выпускника права поступать в вуз». Что касается новосибирских вузов, то нынче «вторая волна» еще будет. Причем на базе НГТУ, например, тесты будут сдавать и абитуриенты других вузов.
Сертификаты ЕГЭ, выданные в этом году, будут действовать во время нынешней и следующей абитуриентской кампании. В этот период времени ничего пересдать или исправить нельзя.
 
Но по прошествии двух лет человек, недовольный тем, как его знания оценили в школе, может снова сдать тесты. Только для этого нужно будет не позднее 15 апреля обратиться в отдел образования своего района и написать заявление соответствующего содержания. После чего великовозрастному «ученику» позволят протестироваться вместе со школьниками и получить новый сертификат, легитимный в приемных комиссиях вузов. Хотя законодательно эта норма будет закреплена только в следующем году.
Теоретически вместе с введением обязательного ЕГЭ должны вступить в силу ГИФО — государственные именные финансовые обязательства. По замыслу авторов этого нововведения, наличие в вузе студентов — обладателей отличных сертификатов ЕГЭ — подразумевает определенную бюджетную поддержку данного вуза. Однако, по мнению новосибирского ректорского сообщества, реальное внедрение ГИФО — еще очень отдаленная перспектива.
 
Что касается контрактного образования, на которое, как на спасательный плот, уповают сейчас не очень успешные ученики и их родители, готовые оплачивать обучение своих нерадивых чад, то, по мнению Николая Пустового, его доля в государственных вузах будет постепенно сокращаться пропорционально возрастающему числу госзаказов и научных грантов: «Высшая школа невозможна без науки. Поэтому любой профессор или доцент откажется от слабых студентов, если только ему дадут возможность зарабатывать деньги путем осуществления исследований и разработок». Тем не менее ректоры надеются, что экономические и юридические факультеты, столь нелюбимые сегодня государством, все же не начнут закрываться волюнтаристическим порядком. Равно, как специальности, связанные с бизнесом и менеджментом, на которые по-прежнему высокие конкурсы. Разумеется, бюджетная поддержка будет направлена на технические и инженерные специальности, в которых на данный момент нуждается экономика. Но за свои деньги человек все-таки должен иметь право выбрать то образование, которое он хочет.
 
*****************************
 
В ближайшее время централизованного введения в школьные программы Основ православной культуры (ОПК) не будет, дал понять  директор департамента государственной политики Минобрнауки Исаак Калина. Как выяснилось на заседании круглого стола по этой проблеме, министерство и Русская православная церковь (РПЦ) не могут договориться о статусе этого предмета. А не договорившись между собой, по словам Калины, «выходить к детям опасно».  О проблеме – статья «Православие в коротких штанишках», опубликованная в газете «Московский Комсомолец» от 22 марта.
 
Как оказалось, духовные и светские власти не могут договориться даже по основополагающим вопросам. И прежде всего – о «добровольности» изучения предмета. Формально этого принципа не отвергает ни одна из сторон, но в РПЦ, по словам проректора Высших богословских курсов, иеромонаха Киприана считают, что ОПК в составе блока «Духовно-нравственного воспитания» «должны преподаваться не факультативно, а войти в обязательную программу». Этот предмет, по его словам, «будут изучать желающие воспитываться на основе православия, прочие верующие – курсы по их религиям, а неверующие – основы нравственности и этики». Калина, говоря, что «выбор останется за родителями и учениками», имеет в виду факультатив. А разработчики образовательного стандарта и сам выбор считают необязательным. Нет договоренности по формату предмета. РПЦ настаивает на двух часах в неделю все 11 лет обучения в школе – с 1-го по 11-й класс. У исполнительной власти эти масштабы «вызывают большие вопросы».
 
Проблема же «№ 1», по словам Калины, – вопрос об учителе, «который придет к ребятам с этим курсом». Формально считается, что это будет не священник. Но в РПЦ, подчеркнул член объединенной рабочей группы протоиерей Борис Даниленко, убеждены, что «о каждой конфессии должен говорить человек, который понимает религию изнутри, а не снаружи». Причем преподаватели ОПК должны будут еще и получать аттестацию РПЦ: «На этом мы будем настаивать», – предупредил он. Калина же  полагает, что преподавание основ сразу нескольких конфессиональных культур, не считая основ атеистической нравственности, может вести один учитель – в Минобрнауки прекрасно понимают, что с переходом на новую систему финансирования школа совершенно не заинтересована в раздувании штатов.
 
Полного единства государство и РПЦ достигли только в одном: совместными усилиями они похоронили идею преподавания «духовного» в школе посредством Истории мировых религий. Церковь всегда не одобряла этот предмет как «религиоведение, пребывающее над схваткой».  А вот государство за последний год существенно пересмотрело свои позиции. На первый план явственно вышла идея консолидации общества на основе патриотизма. А потому космополитические религии мира уступили место истории религий России. Основную роль в патриотическом воспитании государство отводит школе, и эти намерения столь серьезны, что под них полностью меняется образовательный стандарт. Власти не скрывают: главное в нем – «не предметный подход, а формирование личности и российской идентичности – именно этот принцип положен в основу формирования стандартов для всех школьных предметов», – подчеркнул на круглом столе руководитель рабочей группы по стандартам Александр Кондаков.
 
Политической идеологии, пригодной для взращивания патриотизма, в России сейчас нет, и заменить ее государство пытается религией. Главным же проводником в молодежную среду идеологии патриотизма в сочетании с «духовностью» и «морально-нравственным воспитанием в духе традиционных российских ценностей» станет крупнейшая Церковь России – РПЦ. В обмен власть обещает впустить ее в светскую школу и, возможно, отдать ей на откуп не только единственный блок предметов, который, как предполагается, будет сопровождать ребенка с 1-го по 11-й класс, но фактически и контроль за морально-нравственной атмосферой в школе. Каждая из сторон ведет собственную игру, пытаясь максимально использовать другую в своих интересах. Между тем данные последних опросов Российской академии образования свидетельствуют: лишь 34% граждан России считают себя россиянами, а более 60% отождествляют себя лишь с той или иной этнической или социальной группой. Лишь 48% считают Россию многонациональным государством с равенством прав для всех национальностей и конфессий, в то время как 47% убеждены, что Россия – страна русских, либо что русские являются предпочтительной нацией. Поможет ли избранная тактика преодолеть эти тенденции – большой вопрос.
 
************************
 
Как правильно настроить ребенка на учебу – советы даёт газета «Комсомольская Правда» от 7 апреля в статье «Готовим малыша к школе».
 
Родители боятся, что их малыш пойдет в школу и будет хуже своих однокашек. И  чуть ли не с младенчества начинают пичкать ребенка знаниями. Нанимают репетиторов и даже заставляют делать домашние задания. Конечно, тогда сын или дочка будут лучшими среди первоклассников. Но в старших классах могут начаться серьезные проблемы.  Почему? А все очень просто - дошколята должны не зазубривать цифры и алфавит, а получать эти знания в игре. К примеру, если мама готовит суп и чистит морковку, то стоит позвать ребенка и попросить дать еще одну морковку из пакета со словами: «Смотри, у меня две морковки, а мне нужна третья». У ребенка это отложится в памяти намного лучше, чем обыкновенный пример. 
 
Когда ребенок сам что-то создает, рисует, конструирует, формируются очень важные  способности, которые затем лягут в «золотой фонд» зрелой личности. К таким универсальным способностям, например, относится развитие воображения, образного мышления. Более того, оказывается, что геометрия в старших классах не усваивается в отличие от алгебры, если у ребенка не развито образное мышление и воображение в раннем возрасте. Для развития воображения и образного мышления можно конструировать из бумаги. Поставить задачу сделать мост, под которым могли бы проезжать машинки, а по нему могли бы ходить пешеходы. Ребенок начнет высчитывать высоту машинки и прочность моста, еще не осознавая этого. 
 
Начинать работать с ребенком надо с 2 лет. Вместе с ним играть, читать ему на ночь, предлагать закончить тот или иной рассказ. А готовить малыша к школе можно не раньше 5 лет. Все занятия должны нравиться ребенку, ни в коем случае нельзя на него давить. Если ребенок плачет и никак не хочет работать,  нужно придумать другие задачи. Во всех старших группах детсадов есть подготовительные занятия. Обычно такой подготовки вполне хватает. В садиках дети общаются между собой, играют, спорят. Малыши привыкают к коллективу, становятся раскрепощеннее и увереннее в себе, поэтому детсадовским намного легче привыкнуть к школьным будням, чем домашним неженкам. Если же ваш ребенок все время сидел дома, а за год до школы вы решили отдать его на подготовительные курсы, то стоит предпочесть курсы при детских садах, а не при школах. Учителя не делают разграничений между школьниками и дошколятами и используют те же методы, а хорошие воспитатели стараются научить ребенка в игре.
 
Нелишними для ребенка станут кружки танцев, пения, игры на различных инструментах, ну и, конечно, спортивные. Музыка и танец раскрепощают, делают малыша более свободным, учат самовыражению. Пение ставит правильное дыхание, часто помогает исправить недостатки речи, тренирует слух. А игра на музыкальных инструментах дает чувства темпа и ритма, так важные при письме. Многие родители с самого детства отдают своих чад на курсы иностранного языка. Вот тут не всегда стоит спешить. Изучение иностранных языков в дошкольном возрасте не является обязательным. Важно хорошо овладеть родным языком, свободно пересказывать тексты, знакомые ребенку, общаться, иметь хорошее произношение. Вместе с тем, если в старшем дошкольном возрасте создаются условия для изучения иностранного языка (раньше пяти вообще нельзя), то нужно смотреть, насколько готов преподаватель работать с детьми этого возраста. И вести всю работу с позиции прежде всего приобщения через язык к культуре другого народа, а также через это обучение формировать общие языковые способности. Но если у ребенка есть задержки в развитии речи или какие-то другие задержки, то вообще этим заниматься не стоит.
 
**********************************
 
Ни школьные работники, ни родители не проверяли, выдержит ученик нагрузку на уроке физкультуры или умрет.  От 6 до 12 случаев гибели детей на уроках физкультуры в год по причине внезапной остановки сердца — это только статистика, которую фиксирует Министерство здравоохранения. Почему? Таким вопросом задается «Новая газета» от 3 апреля в статье под названием «Финиш».
 
Почему для Тимура Фазлутдинова, ученика 9-го «Д» класса лицея № 83 Уфы, два разминочных круга на лыжах стали роковыми, как говорят его родители, — непонятно, они не знали ни о каких его хронических заболеваниях, он не стоял на учете у кардиолога. По словам родителей, он не страдал хроническими заболеваниями, никогда не жаловался на плохое самочувствие, а одноклассники рассказывают, что он не жаловался на плохое самочувствие еще за несколько минут до трагедии. Тимур на лыжи встал не впервые:  с 1-го класса занимался биатлоном, два года назад бросил. Говорить о какой-то сверхнагрузке не приходится: вполне традиционные школьные занятия, обычные дети, о здоровье которых ничего тревожного ни учителя, ни родители не знали.
 
«В том-то и дело, что не знали, — комментирует директор Института возрастной физиологии, профессор, академик РАО Марьяна Безруких. — Было время, когда все сдавали комплекс ГТО — готов к труду и обороне. Тогда, 30 лет назад, институту была дана государственная тема: проверить, посильны ли нагрузки комплекса. Я хорошо помню, как вместе с ребятами в Измайлове на спортплощадке бегала полосу препятствий с кардиографом на боку. Брали кровь в начале и в конце дистанции, отслеживали работу сердечно-сосудистой системы, системы дыхания после каждой серии упражнений, отслеживали, в течение какого времени организм восстанавливается, достаточно ли адаптивного ресурса. Уже тогда только 30% детей, успешно пробежав, хорошо восстанавливались. Для остальных нагрузка была чрезмерной. Были подготовлены соответствующие рекомендации.
 
Если предположить, что нагрузки остались такими же (а я предполагаю, что они выросли вслед за спортивными рекордами) и здоровье ребят то же (а оно, очевидно, ухудшилось за эти 30 лет), то примерно для 70% детей мы должны давать более щадящие нагрузки. Сейчас много детей нетренированных. По нашим данным, в спортивных секциях занимаются лишь 15% школьников, а многие и зарядку не делают. Гуляют дети в среднем 20 минут в день. Старшеклассники не бывают на воздухе совсем — у них 14-часовой сидячий рабочий день в школе и дома за столом.  А на лыжню выходят все. Но если у детей нет навыка регулярных спортивных занятий, адаптивный ресурс организма очень низок. Школы в погоне за интеллектуальными достижениями забыли, что ребенок развиваться без нормально организованной двигательной активности не может.
 
Это только одна сторона вопроса. Вторая — о состоянии здоровья школьника в школе  ничего не знают. Когда в последний раз он проходил углубленное медицинское обследование? У подростка могут быть функциональные изменения сердечно-сосудистой системы. Сердце часто не справляется с нагрузками именно в период быстрого физического роста. В последнее время погодовых исследований состояния здоровья школьников не проводится, а значит, динамики мы не видим, отклонений не фиксируем.
Мы ничего не знаем не только о здоровье конкретного ребенка, но и о здоровье школьников в целом. Последние данные о состоянии здоровья детей в стране — это доклад 2004 года по итогам всероссийской диспансеризации 2002 года. После этого официальных данных нет. Когда в 2000 году началась модернизация образования, главной ее целью заявлялось сохранение и укрепление здоровья детей. Было решено, что модернизацию будет сопровождать мониторинг здоровья школьников. С 2000 по 2004 год наш институт проводил исследования в 76 регионах —  более полутора тысяч школ и более 60 тыс. детей. Смотрели все: от инфраструктуры школы до здоровьесберегающих технологий. В ходе этого обследования мы сравнивали данные медицинских школьных карт детей с опросами их же родителей. Данные разительно различаются: в школе не знают даже о тех хронических заболеваниях, которые известны мамам и папам. А это ведь означает, что ребенок занимается физкультурой в основной группе!».
 
С реструктуризацией министерства мониторинг закончился. Как изменения в образовании влияют на здоровье детей, никто не отслеживает. Что вообще происходит с их здоровьем, не знает никто. Но здоровые дети не умирают на стометровке. Причиной смерти Тимура по результатам вскрытия названа дистрофия миокарда. Это изменение, которое могло быть выявлено при любом медицинском обследовании.
 
 

Назад