Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
28.05.2008

ОБЗОР ПРЕССЫ №280 «Аргументы и Факты» - «Кто выучит на патриота? Проблемы и достижения негосударственных вузов» «Новая газета» - «Сдавайся, кто может» «Новые Известия» - «Этот класс не для вас» «Труд» - "Для чего я летом это читал, если сейчас я ничего не помню?!"

Ведущая рубрики – Анна Петрова
 
Будущее России сегодня ходит в школы, готовится поступать в вузы и уже получает дипломы. Но кто сможет подготовить не только профессионалов, но и ответственных и порядочных специалистов? Столкнутся ли на этой почве государственные и негосударственные учебные заведения? Именно это стало темой публикации по итогам «круглого стола» в газете «Аргументы и Факты» от 28 мая. Мнения участников обсуждения опубликованы в статье под заголовком «Кто выучит на патриота? Проблемы и достижения негосударственных вузов».
 
Отличаются ли подходы государства к образовательным организациям разных форм собственности? Все мы родились в СССР, и «негосударственное» многие понимают как «антигосударственное». А ведь в начале 90-х благодаря частному образованию фактически был сохранён научно-педагогический потенциал советской школы. Сегодня в законе об образовании говорится, что независимо от формы собственности аккредитованные вузы имеют право на бюджетное финансирование. Но много вы знаете частных вузов, которые его получают? «Негосударственная система образования гибкая и адаптируемая к изменениям рынка. Кстати, по сравнению с перестроечным периодом число вузов в России увеличилось в 2,5 раза, студентов - в 3 раза, а профессорско-преподавательский состав возрос только на 25%. Какое уж тут качество образования? Поэтому скоро мы выясним, кто же неспособен пойти к новым вершинам негосударственного образования. Слабые уйдут, но сильные останутся и приумножат свои возможности.

Самая острая проблема - содержание образования. Психофизиологические возможности ученика просто не дают ему охватить весь объём, он в постоянном стрессе. Количество профильных предметов увеличивается, а содержательная часть становится чрезмерно сложной. В СССР матанализ относился к высшему образованию, сейчас он входит в школьную программу. Зачем это нужно тем, кто выбирает гуманитарную профессию? Сейчас эти жёсткие ситуации способны разрешить только негосударственные образовательные учреждения.
 
Если Россия - в рыночной экономике, то в сфере образования не может не быть рынка. Но у людей мышление традиционное. Раз образование негосударственное - значит, что-то не то. Сегодня государственные образовательные учреждения - их уже 55% - становятся платными и недешёвыми. Но есть одна особенность. Вам платят деньги за качественное образование, а это - личная собственность, которую можно продать на рынке, получить высокооплачиваемую работу. Следовательно, если я плачу деньги за образование негосударственному учреждению, то не буду просить зачёт за 300 долларов. Но и в государственном, и в частном секторе есть «виртуозы», которые откачивают деньги в обмен на диплом. Они вам сильно подпортили репутацию! Но у государства много рычагов воздействия и на тех и на других: оно аттестует, аккредитует, даёт лицензии, оно, в конце концов, контролирует. Но это должно работать равно на обе системы: государственную и негосударственную. А этого сегодня нет.
 
Точка зрения работодателя, который остро нуждается в грамотных специалистах: «Наша компания производит молочные продукты. И нам всё равно, из какого вуза взять человека. Наши коллеги в финансовом секторе сталкиваются с проблемами выпускников: им приходится дополнительно переучивать вчерашних студентов «под себя», потому что реальная жизнь требует несколько иных знаний, чем те, которые дают в институте. А мы просто задыхаемся от нехватки выпускников, которые нужны для наших предприятий. Никто не готовит тех самых операторов, наладчиков станков розлива. Профессионально-технического образования нет, может быть, негосударственному сектору занять эту нишу?»

Родители абитуриентов сориентированы чётко - «Я плачу деньги и хочу знать, кем будет мой ребёнок и какую зарплату он будет получать!» Нашего выпускника к работе на конкретном рабочем месте надо готовить не только в самом вузе. И мы это делаем начиная с третьего курса: производственная практика, стажировки, иногда даже без оплаты, просто для того, чтобы человек почувствовал, для чего он учится. Но и образовательные программы нужно дорабатывать, и для этого нам необходимо участие бизнеса. Надо работать и сообща решать общие задачи. Участники «круглого стола» единодушно признались: обучение самым востребованным профессиям - лишь часть задачи. Из «поколения перестройки», появившегося на обломках старой страны, они очень хотят вырастить патриотов новой.
 
*************************
 
Двоечника, купившего беспроводной наушник, обезвредит преподаватель вуза, раскошелившегося на «глушилку», считает «Новая газета» и публикует в номере от 26 мая статью с названием «Сдавайся, кто может».
 
 
ЕГЭ, придуманный, чтобы исключить личностный фактор ради объективности в оценке знаний ученика, привел к абсурдным последствиям: сегодня интернет забит предложением электронных шпаргалок — развился целый рынок новых потребительских товаров. Поработали и серьезные фирмы (Nokia предлагает Bluetooth весом 9 грамм), и Кулибины века электроники. Например, студенты факультета прикладной математики Новосибирского государственного технического университета создали программу, которая легко переводит учебники в нужный для телефонного браузера вид. На входе файлы форматов doc, txt, rtf , а на выходе — html. Несколькими курсами уже проверено. В интернете же выложены шпаргалки по курсам «Уравнения математической физики», «Операционные системы и сетевые технологии» и т.д. — один клик на телефоне, и вместо текста, который читает студент, высвечивается текущее время.
 
Другая заинтересованная сторона — те, кто принимает экзамены, — пытается отвечать на вызовы, создавая «чистые зоны», устанавливая дорогую технику, которая не позволяет в аудитории воспользоваться электронными устройствами. В печати были сообщения, что МГУ потратил на глушилки 2 млн долларов.
В здании Омского технического государственного университета тоже установлены глушилки радиосигналов. В советское время этот аппарат использовался против вражеских радиоголосов. Зато пейджинговая компания в Улан-Удэ предлагает получать ответы на экзаменационные билеты прямо на пейджер. Услуга — 300 рублей. Объем этой шпаргалки: 30 ответов (по 640 символов в каждом).
Иногда в борьбу экзаменаторов с экзаменуемыми вмешиваются и высшие силы. Студент физфака Воронежского университета сконструировал устройство сначала для себя, потом стал сдавать напрокат, а потом выполнил на продажу. При передаче второго радиомикрофона его задержали сотрудники ФСБ. Был обыск и изъятие всей аппаратуры. Эксперт ФСБ оценил эти поделки как средство для шпионажа: статья 138, часть 3 УК «Незаконное производство, сбыт специального технического средства, предназначенного для негласного получения информации».
 
Помните классический эпизод из «Операции Ы», где студент изобрел радиопередатчик для связи с товарищами во время экзаменов? Он вынужден был маскировать микрофон цветочком в петлице, а наушники — повязкой вокруг головы, но одно точно: если бы такое устройство было действительно выполнено в те годы, когда даже бытовые приемники были размером с небольшой кейс, то студента стоило бы представить к Красному диплому. А сейчас и изобретать ничего не надо: например, отечественное ООО «В…К» выпускает восхитительное устройство, представляющее собой по сути обычную беспроводную гарнитуру к мобильному телефону. Соль заключается в микронаушнике, который вставляется в ухо так, что он совершенно незаметен снаружи. Чувствительный микрофон с bluetooth-передатчиком при этом надевается на шею как кулон и прячется под одеждой, сообщая «группе поддержки» все, что происходит вокруг пользователя. Разумеется, в пределах досягаемости должен быть включенный мобильный телефон, но совершенно необязательно — в кармане студента: можно оставить его в сумке, у товарища за дверью или даже спокойно сдать, лишь бы мобильник оказался не далее, чем за 10 метров от гарнитуры. Устройство недешевое — комплект в разных вариантах стоит от почти 6 до 11 с лишним тыс. руб., но чем не пожертвуешь ради заветной отметки в зачетной книжке. Вообще-то эти типично шпионские устройства годятся далеко не только на экзаменах, особенно они удобны, например, в кабинете чиновника или члена приемной комиссии при вымогательстве взятки. Только не стоит забывать: то же самое ООО выпускает и обнаруживатель подобных штучек под названием Bug Detector. Экзаменаторам, видимо, остается обзавестись таким детектором: не проверять же, насколько качественно студенты моют уши перед сдачей.
 
*************************
 
Каждый третий ребенок не хочет учиться в одном классе с детьми-инвалидами. Таковы результаты социологического опроса, проведенного в школах Петрозаводска. Главная причина – опасение, что одноклассникам с ограниченными возможностями учителя будут ставить завышенные оценки. Эксперты считают, что в среднем по России этот показатель еще выше. Правда, эксперимент по совместному обучению показал, что больше всего дети-инвалиды страдают из-за конфликтов с педагогами, по их мнению, чересчур требовательными. Если же учителя, наоборот, оказывают такому ребенку большее внимание, в школу поступает шквал жалоб от родителей здоровых детей. О проблеме – газета «Новые Известия» от 28 мая в статье «Этот класс не для вас».
 
По данным столичного Департамента образования, в Москве насчитывается более 21 тыс. детей-инвалидов школьного возраста. При этом лишь 72% из них учатся, в том числе и дистанционно. Во многом так получается из-за того, что ребята не имеют возможности ходить в школу рядом с домом. Уже шесть лет в городе проходит эксперимент по совместному обучению здоровых ребят и детей-инвалидов – тому, что называется инклюзивным образованием. В нем принимают участие десять школ. Тем не менее считать эксперимент удачным пока нельзя. «Московские школьники не готовы учиться вместе с детьми-инвалидами, – заявила недавно глава департамента Ольга Ларионова. – Это главное препятствие на пути развития инклюзивного образования».

Не рады необычным одноклассникам и в регионах. Об этом красноречиво свидетельствуют результаты социологического опроса петрозаводских школьников, проведенного Карельской государственной библиотекой для слепых. Каждый третий респондент заявил, что не хочет учиться в одном классе с инвалидами. При этом 18% считают, что дети с ограниченными возможностями не смогут приспособиться к сложной школьной программе. 10% утверждают, что таким ребятам преподаватели будут делать поблажки. 3,3% испытывают к маленьким инвалидам личную неприязнь. Вместе с тем, 62% младших школьников и 73% школьниц хотели бы дружить со сверстниками с ограниченными возможностями. Но 15% мальчиков и 10% девочек не хотели бы, чтобы об этой дружбе узнали посторонние.

Эксперты объясняют такую статистику тем, что в школах не воспитывается терпимость. «Данные по Петрозаводску даже ниже, чем в целом по России, – рассказал президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Можно сказать, что с детьми-инвалидами не хотят учиться более половины детей. И чем крупнее город, тем нетерпимее ребята. Тем не менее проблем в инклюзивном образовании немало. Прежде чем отдать в обычный класс ребенка-инвалида, надо провести большую подготовительную работу со школьниками, педагогами и родителями. Учителя должны пройти своего рода курс повышения квалификации, где их коллеги, имеющие опыт работы с инвалидами, и врачи-специалисты объяснят, как следует общаться с ребенком». По словам г-на Комкова, именно так происходит в западных странах, где инвалиды учатся в обычных школах.

Психологи отмечают: настороженное отношение детей к ровесникам с ограниченными возможностями связано с влиянием взрослых. «После того, как в Москве стартовал эксперимент по совместному обучению, к психологам стало поступать множество обращений от родителей детей-инвалидов, – рассказала психолог центра «Образование в развитии» Татьяна Муха. – Им формально ставили высокие оценки, но не вызывали к доске и старались реже проверять домашнее задание. Многие дети на грани того, чтобы уйти из школы. Ребенок, которого игнорируют и сверстники, и учителя, страдает гораздо больше, чем тот, над кем издеваются». В ряде случаев ребенку удается найти общий язык с педагогами и одноклассниками, но возникают конфликты с их родителями. «Ребенок-инвалид требует к себе гораздо больше внимания, и если он его получает, возникают подозрения, что он пробился в любимчики, – пояснил уполномоченный по правам ребенка в Москве Алексей Головань. – Это проблема нашего менталитета. Впрочем, нужно помнить, что нельзя вдаваться в крайности. В обычной школе тоже могут учиться не все дети. К примеру, ребят с психическими расстройствами нужно учить только на дому или в спецшколах. Дети с такими диагнозами будут чувствовать себя в школе некомфортно, да и одноклассникам они могут доставить неприятности».
Г-н Головань отметил, что следующий год не случайно будет назван «Годом равных возможностей»: в Москве продолжится курс на совместное обучение. Все больше школ принимают детей-инвалидов и в регионах. Не первый год они учатся вместе со здоровыми детьми в Самарской и Кировской областях, Ханты-Мансийском автономном округе. И рассаживать ребят по разным классам пока нигде не собираются.
 
***********************
 
"Для чего я летом это читал, если сейчас я ничего не помню?!" - возмущался 13-летний мальчишка в начале учебного года. И действительно, если прочитать 20 книг без интереса, а потому, что это задание такое, толку будет мало. Нужно ли заниматься летом? Ответ на этот вопрос всегда индивидуален. Понаблюдайте за ребенком, постарайтесь его понять. В любом случае стоит развивать интерес, самостоятельность и ответственность, а в результате - и к следующему учебному году подготовиться, и каникулы не испортить. Советы дает газета «Труд» от 22 мая.
 
Кому-то в каникулы лучше просто отдохнуть, а кому-то желательно подтянуться и непонятный материал разобрать, чтобы повысить самооценку. Ведь отстающим быть так неприятно! Можно поработать и с тем, кто по каким-то причинам много пропустил. Конечно, и сами занятия, и форма их проведения зависят от особенностей и желаний вашего сына или дочки. Представьте, как тяжело работать в отпуске. А детям тем более сложно, ведь им не ясно, зачем все это нужно. Они живут понятиями "хочу" и "могу". "Именно с этих понятий и стоит начинать занятия с ребенком, - советует Людмила Аншакова, психолог МА "Здоровое поколение". - Жесткое "надо" вызывает внутренний конфликт. Эта категория формируется постепенно, вместе с "могу" - посмотри, как хорошо у тебя получается, а ведь ты можешь писать еще лучше, главное - захотеть этому научиться". Чередуйте труд и отдых. Не забывайте, что у ребенка каникулы. Чтобы это подчеркнуть, можно воспользоваться принципом "наоборот" - в школе неделю учились, 2 дня отдыхали, а сейчас - неделю отдыхаем, 2 дня работаем. Или договориться о занятиях 2 раза в неделю, или по 30 минут в день. Но самое главное - не делайте из ребенка отличника, ведь он - неповторимая личность со своими особенностями и интересами, и ему совсем не обязательно все предметы любить одинаково.
 
Если детям и в школе заниматься не хочется, то уж во время каникул - тем более. Родителям прежде всего стоит разобраться, почему это происходит. Об основных причинах, из-за которых теряется интерес к учебе, рассказывает Людмила Аншакова: "Наиболее частый вариант, когда желание заниматься у человека есть, а навыков учебной деятельности нет. Его нужно обучить. Разбирайте задания вместе. Первоклассникам полезно совместное творчество с родителями - каждый пишет в своей тетради. А потом смотрим, у кого как получилось. Для таких ребят, отстающих в обучении, летние занятия не помешают. Только время ограничено. Для младших школьников - не больше часа. А тем, кто окончил 5-8-й классы, можно поработать 1,5-2 часа в день. Другая причина - навыки есть, а желания учиться нет. Нужно развивать интерес. Летом это делать вполне уместно. Главное - на ребенка не давить. Можно заинтересовать его поощрениями: подтянешь математику - я куплю то, что ты хотел. Только не делайте этого постоянно.
Наиболее сложная ситуация, когда учиться и не умеют, и не хотят. Нужно и навыки развивать, и интерес. Обсудите также возможность обращения к психологу". Только не обвиняйте и не упрекайте ребенка или подростка. Объясните: если самому подтянуться не получается, нужно принять помощь профессионала.
 
Чтобы у ребенка возникло желание почитать, выбирайте те произведения, которые его заинтересуют. Все равно не получается? Тогда предложите читать по очереди: ты - первую главу, я - вторую. А на самом интересном месте мама или папа может и устать, и о неотложных делах вспомнить.... "При чтении вслух, - рассказывает Людмила Аншакова, - работает и зрительная память, и речь, и слуховой аппарат. В результате информация запоминается лучше. А если ребенок становится невнимательным, можно сказать, что вы его прослушали". Для более взрослых ребят нужен мягкий контроль и заинтересованность. Книга второй день открыта на той же странице? "Уличать человека не стоит, - советует Людмила Аншакова. - Лучше сказать: я в твоей книге прочла о том-то. Расскажешь потом, что дальше было? Не все, только чем закончилось".
Со школьной программой сложно? Используйте позицию "вместе": вдвоем-то осилим - я читаю, а ты план коротко составь, чтобы нам сюжет и основные идеи не забыть. А в результате и сочинение писать будет проще. Интерес - основа любых занятий, особенно в каникулы. Существует много мостиков, чтобы перейти к предметному обучению. Совместные прогулки и поездки подскажут, как много еще стоит узнать. А необычные и смешные задачи по математике помогут вспомнить забытые формулы.
 
"Детей можно заинтересовать, рассказав о своих мыслях относительно той или иной книги. Конечно, если родитель сам ее не читал, то и ребенка убедить сложно, - считает Юлия Ковальчук. - Это касается и других предметов - либо увлечь самому, либо пригласить человека, который сможет это сделать. А если выбранный вами преподаватель контакт с ребенком не наладит, ищите другого педагога. Лето - подходящий период для таких занятий. К новому учебному году у человека и уровень знаний повысится, и самооценка - он станет более компетентным. Детям важно чувствовать себя лидерами. Для этого в каникулы заниматься с преподавателем стоит, только не чаще двух раз в неделю".
 
О расписании с ребятами нужно договариваться: месяц занимаемся, два отдыхаем или занимаемся 1-2 раза в неделю. Обсудите и время занятий. "Я уважаю твой выбор" - это основная фраза, - советует Людмила Аншакова, - но комментарии родителей в данном случае уместны. Скажите вашим детям, что вы больше не будете ворчать и напоминать о задании. Дайте понять, что всегда можете и хотите им помочь. Обязательно проговорите, что на них возлагается ответственность информировать вас о том, что им нужно для работы, и о том, какие задания они уже сделали". Когда контракт заключен, условия должны четко выполняться. Ребенок отлынивает? Мягко спросите, не помочь ли ему. Если вы понимаете, что он не занимался, нужно рассказать о своих подозрениях. Только не ругайте его и не кричите. Говорите о своих чувствах: жаль, что ты не выполняешь договор, как это меня огорчает! Чувства и эмоции для детей понятнее любых объяснений.
 
Чем чаще родители делают за детей домашние задания, тем меньше дети считают эти задания своими. Трудиться нужно не вместо, а вместе. "Чтобы сформировать чувство ответственности, отнеситесь к ребенку как к взрослому человеку, - советует Юлия Ковальчук. - Придумайте для него посильные обязанности по дому. А подростку можно и на временную работу устроиться (листовки раздавать, например). И не забывайте хвалить детей за проявленную самостоятельность и ответственность. Заниматься дома, особенно с подростками, не всегда получается. Да это и не обязательно. Можно приобрести путевку в языковой или спортивный лагерь. Это хорошее сочетание дела и отдыха, возможность проявить себя". И самое главное - любое общение с ребенком должно быть позитивным! Когда сделано очень мало, если ничего не получилось, все равно хвалите его за то, что он трудился. Только в этом случае и занятия принесут пользу, и после каникул останется мажорный настрой.

Назад