Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
03.09.2008

ОБЗОР ПРЕССЫ №292 «Московский Комсомолец» -  «В новом учебном году школьников стало меньше, а студентов – больше» «Новые Известия» - «Пусто у доски» «Труд» -  «Конкурсный перебор» «Аргументы и Факты» - «Без родительских ошибок».

Ведущая рубрики – Анна Петрова
 
Россия встречает очередной День знаний. Он отличается заметным сокращением численности учеников: последствия демографического спада продолжают выкашивать образовательное пространство страны. Особенно остро его по-прежнему ощущают школы. «В новом учебном году школьников стало меньше, а студентов – больше» - заметка с таким заголовком опубликована в газете «Московский Комсомолец» от 1 сентября.
 
Как сообщили в Минобрнауки, в 2008-2009 учебном году за школьные парты страны сядут в общей сложности 13,3 млн. ребят. Это на 400 тыс. меньше, чем в 2007 году (для сравнения в 1995-1996 учебном году в российских школах учились 22 млн. детей). При этом, как и в предыдущем году, в школы придут 1,24 млн. первоклассников – на 16 тыс. больше, чем в 2006-2007 году.  Сократилось и количество школ. Сразу 1,8 тыс. были признаны ветхими или аварийными и закрылись навсегда. Часть – прошли капремонт и открылись снова, а вместе с ними  1 сентября приняли ребят 229 новых школ. В итоге общее количество школ по России в 2008-2009 учебном году составило 59 260, включая филиалы и отделения с правами юридического лица. Это на 138 меньше, чем в предыдущем учебном году. Подавляющее большинство сохранившихся школ -- 56,7 тыс. – дневные общеобразовательные учреждения. Вечерние-экстернатный сектор среднего образования представляют около 2,5 тыс. школ. 
 
По состоянию на последние выходные перед 1 сентября, по данным региональных органов управления образованием, замечания Государственного пожарного надзора не были устранены в 36 школах (на 27 августа таких школ было 88). Еще 35 общеобразовательных учреждений были остановлены на плановый ремонт.  Заработала и система профессионального образования. Сектор высшего продолжает расширяться. В 2008-2009 году в российских вузах будут в общей сложности учиться 7,46 млн. студентов, в том числе в негосударственных ‑- 1 млн. 252 тыс. человек. Между тем, как  в прошлом учебном году в системе ВПО обучалось 7 млн. 310 тыс. человек, из них в негосударственных ‑ 1 млн. 176 тыс. студентов. В общей сложности 1 сентября открылись 1 108 вузов, примерно треть которых составляют негосударственные. 
 
Немного улучшилось и положение в начальном профобразовании. В стране открылись 3226 колледжей и ПТУ  с общим контингентом обучающихся  1 млн. 188 тыс. 700 человек (в прошлом учебном году – 1 млн. 548 тыс. 736 человек). А вот спад интереса к среднему профобразованию продолжается. В 2008-2009 году будут действовать 2739 учреждений СПО, в которых будет обучаться 2 млн. 288 тыс. человек, в том числе по очной форме ‑ 1 млн. 749 тыс. 200 человек. В прошлом учебном году студентами техникумов были 2 млн. 408 тыс. 212 человек.
 
********************************
 
Профессия школьного учителя остается в России одной из самых дефицитных, сообщает газета «Новые Известия» от 28 августа в статье «Пусто у доски». Представители Минобразования рапортуют о готовности школ к началу учебного года. Проведен ремонт в классах, созданы условия для безопасности детей, приняты новые нормативы школьного питания. Между тем, как отмечают эксперты, за этими победными реляциями прячется одна из острейших проблем образования – дефицит учителей. Несмотря на заверения министра Андрея Фурсенко о том, что в российских школах учителей даже больше, чем нужно, практически во всех регионах не хватает педагогов. Это тем более удручает, что по статистике 70% выпускников педвузов не идут работать по специальности. Их отпугивает низкая зарплата и отсутствие перспективы на будущее.

Нехватка преподавательских кадров – общемировая головная боль. По данным ЮНЕСКО, чтобы достичь всеобщего доступа к начальному образованию к 2015 году, понадобится дополнительно 18 млн. учителей. Поэтому, когда министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что в наших школах работает в полтора раза больше педагогов, чем нужно, в учительском сообществе его не поняли. Вообще у министра довольно своеобразный взгляд на ситуацию в сфере среднего образования. Так, отчитываясь в очередной раз перед депутатами Думы о том, как продвигается реформа школы, он посетовал, что опытные педагоги не уступают места молодым. «Молодежь не идет работать не только из-за низкой зарплаты, – пояснил министр, – но и из-за того, что все места заняты». Вопрос: все ли?

«По моим данным, нехватка учителей в регионах составляет около 40%, – сообщил президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков.– Говоря о переизбытке учителей, министр мог иметь в виду процесс реструктуризации. Каждый год ликвидируется около 700 учебных заведений, существует план по закрытию малокомплектных сельских школ. В прошлом году только в одной Калужской области их было закрыто двадцать». По Фурсенко выходит, что учителя из закрытых школ должны заполнять вакансии в тех, что еще работают. Однако эксперты отмечают, что на селе сейчас преподают в основном пенсионеры. Перебраться в поселок по соседству им достаточно проблематично – нет жилья, да и на кого огород с курами оставишь. Как удалось выяснить, если в Москве проблема нехватки учителей в последний год была почти решена путем повышения заработной платы, кадровый голод в регионах по-прежнему ощутим очень остро.

В Нижегородской области не хватает 724 педагога. Об этом накануне учебного года заявил министр образования и науки области. В Удмуртии за две недели до 1 сентября были не заполнены 325 вакансий. Некому преподавать информатику, химию, биологию и технологию. В школах Тюменской области не хватает предметников по физике, истории и обществознанию. В Челябинской области дефицит учителей иностранного языка. Свободны 285 ставок. Трудно найти учителей начальных классов и физкультуры. По мнению экспертов, основная причина нехватки учителей в России – низкая зарплата. Тот же Андрей Фурсенко констатировал это в одном из интервью: «Официально до 70%, а неофициально и все 90% выпускников педагогических вузов идут работать кем угодно – менеджерами, официантами, экскурсоводами, только не учителями».

«За несколько дней до начала учебного года в нашей школе остаются незаполненными вакансии четырех преподавателей английского языка, – рассказала учитель одной из школ Екатеринбурга Татьяна Вахрушева. – В отличие от Москвы, где платят надбавку за язык, и зарплата учителя иностранного языка около 30 тысяч, у нас все та же ставка 7 тысяч рублей для педагога первой категории. Сейчас не хватает историка и двух математиков. Большинство учителей предпенсионного возраста». Татьяна Вахрушева рассказывает, что когда она работала завучем, то, пытаясь зарекрутировать выпускников на работу в свою школу, пошла на педагогический факультет университета: «Они буквально смеялись мне в лицо, – вспоминает учительница.– Никто не хотел идти работать за такую нищенскую зарплату». Учителя – те, что не сбежали с корабля – время от времени пытаются роптать. Но если на самом верху раздаются заверения в том, что зарплаты будут повышены, на местах их далеко не всегда слышат.

«Так называемые ножницы в оплате труда учителей в разных регионах очень велики, – пояснил директор московского центра образования «Царицыно», член Общественной палаты Ефим Рачевский.– Самые высокие зарплаты в Москве и в Тюмени. Но есть регионы, где учителям платят мало». Иные данные у члена комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации Общественной палаты Любови Духаниной: «Мы проводили исследование и выяснили, что средняя зарплата учителей соответствует средней рыночной зарплате в экономике, – рассказала г-жа Духанина. – Во многих регионах предусмотрены системы надбавок, вводится дифференцированная оплата труда. В ряде областей зарплата зависит от квалификации педагогов». Хочешь жить – умей вертеться. «Чаще всего, чтобы выжить, учитель набирает по полторы, по две ставки, – отмечает Сергей Комков. – От этого страдает качество преподавания. Педагог работает на износ и неизбежно халтурит».

Эксперты обеспокоены тем, что в большинстве школ преподают исключительно женщины. Заниматься благородным делом за маленькие деньги с полной отдачей могут себе позволить те, у кого мужья имеют хорошо оплачиваемую работу. Среди учительниц немало пенсионерок. Работая и получая пенсию, они в состоянии обеспечить себе относительно пристойное существование. «В нашем городе очень большой дефицит педагогов-мужчин, – признался начальник управления образования города Кирова Василий Кощеев. – В основном не хватает учителей физкультуры, информатики и технологии. Многим приходится работать по совместительству сразу в нескольких школах». Эксперты отмечают: в России до революции в городских гимназиях преподавали исключительно мужчины, молоденькие выпускницы педагогических училищ ехали в сельские школы. Преобладание мужчин в учительской профессии продолжалось до войны, с которой многие из учителей не вернулись, и женщинам пришлось занять их место. Сегодня ничего не делается для того, чтобы мужчины вели те предметы, которые им сам бог велел вести.

«Нам не хватает учителей физики и информатики, – рассказала Наталья Сафонова, начальник отдела образования города Чайковский Пермского края. – Средняя зарплата учителя у нас в городе 9 тысяч рублей. Разве на эти деньги мужчины могут прокормить семью? Поэтому все они уходят в коммерческие структуры. С трудом удается привлечь в школы физкультурников. Кроме того, все часто упирается в проблему жилья. Нужна специальная программа обеспечения квартирами молодых специалистов». По мнению экспертов, то, что у нашей школы женское лицо, отрицательно сказывается на психическом здоровье мальчиков, особенно тех, кто растет в неполных семьях. Лишенные отцовского пригляда, не получившие мужского воспитания, они растут бесхарактерными, легко поддаются влиянию и в результате зачастую оказываются изолированными от общества.

В сентябре 2005 году, выступая перед правительством и членами Госсовета, Владимир Путин говорил о том, что «необходимо ликвидировать прямую зависимость труда учителя от количества проведенных им уроков и перейти на новую систему оплаты труда. В ее основе должно быть качество преподавания». Завершить переход на новую систему оплаты труда предполагается в 2010 году. Пока же, как удалось выяснить «НИ», в большинстве регионов проблему дефицита педагогических кадров и низкой оплаты труда решают по старинке, латая «тришкин кафтан». «У нас в области сейчас 97 учительских вакансий, – рассказала Ольга Тарасова, специалист отдела кадров министерства образования Ульяновской области. – И все они будут заполнены за счет распределения часов между работающими педагогами – по две-две с половиной ставки. Хотя молодым специалистам мы даем так называемые подъемные, 3–10 тысяч рублей, к нам они пока идут неохотно». По словам г-жи Тарасовой, в Ульяновске разрабатывается программа, которая должна способствовать притоку молодых специалистов в сельские школы. За первый год работы учитель получит «бонус» в 20 тыс. рублей. Если выдержит, в следующем году получит уже 40 тыс., а еще через год – 60 тыс. рублей.

Во многих регионах принимаются аналогичные меры стимулирования молодых специалистов. Так, например, в Иркутске вчерашние студенты педагогических вузов получают в качестве единовременного пособия 5 тыс. рублей. В Екатеринбурге размер подъемных в пять раз больше. В Нижнем Новгороде, где еще два года назад остро ощущался дефицит учителей, была в спешном порядке принята программа по социально-экономической поддержке молодых специалистов. «В этом учебном году 98% школ в городе и области полностью укомплектованы учителями, – рассказал пресс-секретарь заместителя губернатора Нижегородской области по социальной политике Наталья Полякова. – Молодым учителям, которые идут работать в сельских школах, предоставляется жилье, машина, прибавка к зарплате. Но при этом они обязаны отработать по специальности минимум десять лет». Понятно, что такое стимулирование может сработать один год, но если ситуация в целом не улучшится, текучки учительских кадров не избежать. Даже когда речь идет о стимулировании рублем, требуется стратегический подход.

«Очень многое зависит от видения высокопоставленными чиновниками проблемы, – считает Ефим Рачевский. – Например, правительство Москвы делает все, чтобы привлечь молодых специалистов. Так, в Южном округе в школы сейчас пришли 252 молодых учителя. Им первые три года будут доплачивать 50% к основной зарплате. В дефиците, там, где он есть, виноваты в первую очередь губернаторы. Они либо «прохлопали» проблему, либо у них в регионе отсутствует образовательная стратегия». Андрей Фурсенко, пытаясь обосновать свой тезис о том, что никакого учительского дефицита в стране нет, приводил такие цифры: на одного учителя в России приходится 10 школьников, тогда как в Европе – 15. Однако есть и другие цифры. «Россия остается одной из самых отсталых стран в области образования, – говорит Сергей Комков. – Мы тратим на эту сферу всего 3 % ВВП, тогда как в странах Европы на образование приходится 7–8% ВВП, в США – 11%, а в Китае – 12% ВВП. Весь мир идет по пути повышения качества среднего образования. Там давно сократили нагрузки на учителя и количество учащихся в классах».

У нас же размер зарплаты педагога пока напрямую зависит от числа детей в классе. Между тем, в «Рекомендации о положении учителей», принятой ЮНЕСКО еще в 1966 году, прямо сказано: «Некоторые меры, направленные на решение проблемы нехватки учителей, такие, как чрезмерное увеличение наполняемости классов или учебной нагрузки, несовместимы с целями и задачами образования и наносят ущерб детям». «Почему молодые не хотят идти в школы? – задается риторическим вопросом Ольга Тарасова. – Потерян престиж профессии. По телевидению вовсю рекламируются другие специальности – в тех же сериалах. И, заметьте, никогда не рекламируют профессию школьного учителя. В советское время школа была центром общения. Учитель был авторитетом». Доцент кафедры русской литературы Московского педагогического гуманитарного университета Владимир Мескин убежден, что «на государственном уровне в России отсутствует понимание приоритетного значения образования. И последствия такой недальновидной политики в сфере образования мы ощутим уже очень скоро».
 
*******************************
 
ЕГЭ позволил абитуриентам поступать сразу в неограниченное количество учебных заведений. В регионах, где выбор вузов меньше, чем в столице, абитуриенты поступали сразу во все вузы. Это привело к рекордным конкурсам на востребованных факультетах региональных вузов. Анализ востребованности ВУЗов провела газета «Труд», и опубликовала результаты в статье «Конкурсный перебор»  в номере от 1 сентября.
 
Несколько десятков человек, претендующих на одно бюджетное место, - картина пока непривычная для российских вузов. Однако в Европе и Америке это обычная практика. После аттестационных экзаменов выпускники рассылают свои результаты во все понравившиеся высшие учебные заведения и ждут зачисления. В конечном итоге в вузах оказываются недавние школьники, у которых были самые высокие результаты за экзамены среди всех поступающих. Точно так же студентами российских университетов стали старшеклассники, получившие наибольшее количество баллов за Единый государственный экзамен. А то, что в каждый вуз достаточно принести результаты ЕГЭ, а не заново сдавать экзамены, как это было раньше, вдохновило и тех, у кого не слишком высокие баллы. В результате поступать сразу в несколько вузов решили практически все. А так как в любом регионе вариантов поступления меньше, чем в Москве или Санкт-Петербурге, то и конкурсы там получились выше. Опять же благодаря ЕГЭ увеличилось и количество студентов из регионов в Москве. Кстати, по данным департамента образования Москвы, столичные школы в этом году окончили 70 тысяч человек. А бюджетных мест в вузах здесь едва ли не в два раза больше.
 
В Тюменском государственном университете конкурс на факультет финансов, управления и бизнеса составил рекордные 80 человек на одно бюджетное место. Ответственный секретарь приемной комиссии университета Сергей Толстогубов отмечает, что такой высокий конкурс связан именно с тем, что поступающие могли подавать в вуз копию сертификатов Единого государственного экзамена и аттестата, а не подлинники. На модный факультет копии сертификатов отнесли едва ли не все городские абитуриенты.
Ответственный секретарь приемной комиссии Уральского государственного технического университета Михаил Понизовский соглашается: причина небывалых конкурсов - в механизме ЕГЭ. В качестве примера он приводит одну абитуриентку, которая поступила сразу в семь вузов, так как имела очень высокие баллы за ЕГЭ: 100 по литературе и 98 по русскому языку. В числе "виновников" высокого конкурса в вузах Михаил Понизовский отмечает и сокращение числа бюджетных мест. Так, на факультете экономики и управления УГТУ на шесть бюджетных мест стало меньше. В целом по России количество бюджетных мест в вузах сократилось на 3,8%.
 
А еще конкурс для тех, кто поступает на общих основаниях, растет из-за медалистов и тех абитуриентов, которые идут вне конкурса. Для зачисления тем, кто в активе имеет медаль, нужен лишь "пятерочный" сертификат Единого государственного экзамена по профильному предмету. А вот льготникам (детям-сиротам и инвалидам) достаточно и троек - и они тоже в числе студентов. В результате для "простых" абитуриентов остается не так уж много бюджетных мест и конкурсы увеличиваются. В вузах отмечают: и льготников, и медалистов год от года становится все больше.
 
*************************
 
Педагоги и психологи утверждают - для родителей первоклашек процесс адаптации к школьной жизни может оказаться даже более трудным, чем для самих детей. Так что избегайте типичных ошибок, на которых набило себе шишки не одно поколение родителей – советует газета «Аргументы и Факты» от 27 августа в статье «Без родительских ошибок».
 
Как правило, первоклассники ждут 1 сентября с волнением. Для семилетнего малыша школа - нечто новое и пугающее одновременно. Родители обычно либо превращают школу в страшилку, либо представляют школу этаким парком развлечений. «Задача родителей - помочь детям составить правильное представление о школьной жизни, - рассказывает школьный психолог Дина Костенко. - Не стоит запугивать ребёнка или сулить ему лёгкие победы. Объясните, что учёба - увлекательное, но ответственное дело, ради которого ему придётся чем-то пожертвовать». В Институте возрастной физиологии РАО проводилось исследование с применением аппаратуры для подготовки космонавтов, результаты показали: по степени напряжения состояние первоклассника в первые дни учёбы сопоставимо лишь с состоянием космонавта в условиях экстремальных перегрузок. «Первые полтора месяца в школе - период острой адаптации, - поясняет врач-педиатр Ирина Пискунова. - Не стоит усугублять ситуацию и одновременно с общеобразовательной начинать занятия в музыкальной, спортивной или художественной школе. Дополнительное образование нужно начинать либо за год до первого класса, либо отложить его на год позже».
 
Постарайтесь хотя бы в первой четверти не оставлять малыша на продлёнку - у детей, на которых навалилось «всё и сразу», успеваемость хуже. «Даже если у первоклассника не всё получается, ни в коем случае нельзя  показывать ему своё недовольство или разочарование. Он должен видеть, что родители относятся к его трудностям как к временному и вполне преодолимому явлению, - рассказывает кандидат психологических наук Татьяна Тарасова. - Отчитывая малыша, вы не только занижаете  его самооценку, но и программируете его на последующие неудачи».
 
Составьте правильный режим дня. Школьники должны гулять 3,5 часа в день (6-10 лет), ученики средней школы (11-14 лет) - 2 часа, а старшеклассники - 1,5. «Нехватка свежего воздуха, умственное  переутомление и хроническое  недосыпание  - основные причины возникновения неврозов, которые  сегодня отмечаются у половины российских школьников, - рассказывает Татьяна Тарасова. - Избежать этого поможет грамотно составленный режим дня, в котором должно найтись время не только для уроков, но и для прогулок, и для игр, и для хобби. Готовить домашние занятия  нужно обязательно через 1,5-2 часа после возвращения из школы. Во-первых, после шести вечера сосредоточенность и способность воспринимать информацию резко снижается, а во-вторых, младшим школьникам заниматься перед сном противопоказано - из-за перевозбуждения ребёнок может плохо засыпать. Следствие - накапливается усталость, которая потянет за собой стрессы и болезни».
 
Контролируйте, но не опекайте. «Выполняя ежедневно домашние задания вместе с ребёнком, вы убеждаете его в том, что он не справится с этим делом самостоятельно, - утверждает Дина Костенко. - Через пару месяцев ваш первоклассник перестанет даже приниматься за уроки, если вас не будет дома. Разумеется, в случае необходимости вы можете помочь, но ребёнок должен понимать: уроки - его работа и за её результаты отвечает только он».

Назад