Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
03.09.2008

Выступление губернатора Виктора Александровича Толоконского на пленарном заседании VIII cъезда работников образования Новосибирской области 27 августа 2008 года

Уважаемые коллеги!
Прежде всего, хочу заявить о поддержке решения Президента России, руководства нашей страны о признании государственной независимости Южной Осетии и Абхазии. Это единственно верное политическое решение. Решение, обусловленное нравственными позициями нашего народа и государства. Уверен, что делегаты съезда, учительское сообщества разделяют эту позицию. Они смогут донести её до общественности, в самом начале учебного года рассказать нашим ученикам об истории этой проблемы, о том, в каких условиях принималось решение, в чём безнравственность действий Соединённых Штатов и их приспешников.
 
Теперь о наших проблемах.
Благодарен всем участникам, всем выступающим за их работу, опыт, предложения. Мне было очень интересно услышать о первых результатах анализа реализации наших новых подходов в организации, бюджетировании образовательных учреждений, всей системы образования. Очень интересно было слышать об опыте, который накоплен во многих общеобразовательных школах, профессионально-технических образовательных учреждениях, детских дошкольных учреждениях. Этот опыт очень важен, мы должны сделать его достоянием всей системы образования.
 
Мое первое поручение — до конца этой недели утвердить у меня перечень методических, информационных материалов, которые по результатам настоящего съезда должны быть доведены до всего общества, до всех образовательных учреждений, до всех учителей с помощью нашего Областного центра информационных технологий.
 
Заинтересовал опыт работы сельского района по оптимизации школьной сети, много полезного узнал из сравнения опыта сельской и сильной городской новосибирской школы. Как взаимодействуют школы с общественностью, как идёт интеграционный процесс образовательного учреждения с другими социальными институтами — всё это имеет очень большое значение.
 
В условиях обострившейся международной обстановки очень многое будет зависеть от эффективности нашей работы, от того, как мы сможем повысить эффективность нашей экономики, укрепить нравственные основы общества, объединить людей на национальных идеях. Согласитесь, эти процессы во многом определяются работой сферы образования, во многом формируются в вашей среде.
 
Ректор педагогического университета в своем выступлении показал, как качество подготовки студентов зависит от среды, от квалификации педагогов, от материально-технической базы. Думаю, что для системы довузовского образования среда имеет еще большее значение, значительно большее, чем для вузов. Следовательно, от нас с вами зависит, каким будет наше общество, на что мы будем способны, как мы сможем преодолевать безнравственную позицию многих стран и государств, которые не хотят видеть самостоятельную и сильную Россию.
 
Не буду повторять результаты работы за последний год. Год, безусловно, во многом переломный. На прошлом съезде мы все были в ожидании больших перемен, мы волновались, многие сомневались, некоторые директора торопились, будучи уверенными в своих силах. Но вот сейчас мы в эту реку вошли.
 
Хочу подчеркнуть, что сделано очень много. Изменилась система управления сферой образования. Изменился подход к работе директора образовательного учреждения. Изменилась мотивация учителя. Школа стала открытой, в её дела активно включаются и представители родительской общественности, и различные общественные организации.
Всё это обязательно скажется на повышении качества образования. Но качество образования — это настолько сложная категория, что я, с одной стороны, не хотел бы спешить с оценками, а с другой стороны, что ещё важнее, не хотел бы переоценивать сделанное. Мы находимся в самом начале пути.
 
И хотя сегодня больше оснований спросить за результат, считаю, что предстоит ещё очень много вложить в развитие системы образования. Сегодня ресурсные основы образования еще недостаточны для решения тех качественных задач, о которых мы говорим. И проблем в качестве образования ещё очень много. Об этом говорят результаты Единого Государственного Экзамена, которые четко показывают, что каждый четвёртый ученик плохо знает то, чему его учили. Это опасная тенденция. Им жить, у них впереди большая жизнь. Если не подготовим квалифицированных рабочих, — это очень серьёзная проблема. Если студенты вузов не знают, где и как они потом будут работать, — это тоже проблема качества образования. А ведь у нас есть ещё и преступность, и бездуховность, и безнравственность, и все это — показатели ещё не достаточно должного качества нашей работы. Поэтому ни в коем случае нельзя удовлетворяться тем, что имеем. Именно это должно быть стержнем нашего сегодняшнего разговора. Нельзя удовлетворяться ни ростом зарплаты, ни ростом материально-технической базы, ни ростом объёмов ремонтов. Поэтому дальше в своём выступлении я определю некоторые задачи по всем уровням и сферам образования, решение которых направлено на увеличение, наращивание ресурсных вложений в эту отрасль.
 
Начну с детских садов. Мы должны решить проблему полного удовлетворения спроса на детские дошкольные учреждения. В этом году мы впервые эту задачу качественно продвинули. Будет введено почти 7 тысяч дополнительных мест. Это немало. Поделите в среднем на 100-150 мест и вспомните СНИПовские требования к детским садам. Детский сад — это очень сложное по технологическим, техническим требованиям сооружение. По своему материально-техническому оснащению он во многом должен превосходить и школу, и университет. Но проблему в этом году полностью не решить. Поэтому программа строительства и стимулирования ввода новых мест в детских дошкольных учреждениях продолжится и в ближайшие годы.
 
На 2009 год ставлю задачу увеличить норматив. Если в этом году мы стимулировали муниципалитеты на сумму 5 миллионов за сто мест, то на будущий год норматив устанавливается в сумме 7 миллионов. Деньги на это будут выделены. При этом хочу ещё раз напомнить руководителям районных и городских управлений образования, присутствующих здесь глав районов и городов: освобождение типовых детских садов от непрофильных функций должно быть проведено полностью. Сегодня очень дорого построить типовой детский сад. Строить новые типовые детские сады в малых поселениях очень сложно для бюджета. А вот привести в порядок, отремонтировать за счёт стимулирующих средств имеющиеся здания — такие возможности есть.
 
Уже в этом году будет существенно увеличено финансирование фонда заработной платы работников детских садов. С 1 сентября такое финансирование возрастет на 25%, с 1 декабря — ещё на 30%. Норматив финансирования, который вводится в систему детского дошкольного образования, уже в будущем году превысит существующий более чем в 1,5 раза. Бюджет увеличит финансирование примерно на 70%, а на 50% будет добавлено за счёт внутренних резервов. Глубоко убеждён, такие возможности есть. Потому мы и переходим на нормативное финансирование, чтобы включились процессы оптимизации, чтобы детские дошкольные учреждения нашли собственные внутренние резервы для дальнейшего роста заработной платы. И органы управления образованием должны помогать руководителям детских дошкольных учреждений эти решения быстро принять.
Убеждён, что за счёт процессов внутренней оптимизации средняя зарплата работающих в детских дошкольных учреждениях поднимется не менее чем в 2,2 раза. Уже в 2009 году. Без этого нам не обеспечить успешного функционирования этой сферы.
 
В системе общего образования норматив увеличивается ещё на 30%. Это приведёт к росту средней заработной платы в общеобразовательных учреждениях в 2009 году примерно на 45%. И уже в 2009 году образование выйдет на те показатели средней зарплаты, которые планировалось иметь только к концу 201 года. В следующем году средняя зарплата в образовании достигнет 20 тысяч рублей.
 
Обращаюсь к руководителям управления образования, к руководителям районов и городов, к директорам школ. Не сомневаюсь, вы хорошо понимаете, что учитель — главная фигура в школе. Прошу вас при формировании заработной платы всегда ставить во главу угла именно этот фактор. Рост зарплаты должен идти у учителя. Я не против того, чтобы директор школы много зарабатывал. Я не принимал, и не буду принимать никаких административных решений по ограничению зарплаты директора. Мы будем постоянно добавлять ресурсы в школу, но постарайтесь концентрировать максимум роста зарплаты на учителе, на хорошем творческом учителе. И тогда система заработает.
 
За один год увеличится финансирование учебных расходов в два раза. Это очень сложная задача. Когда её формулировали, планировался рост фонда зарплаты только на 18%, но было принято решение о повышении на 30% уже в 2009 году. А так как учебные расходы определяются в процентах, которые также было решено увеличить с 7% до 10%, то простая арифметика показывает, что в абсолютном исчислении учебные расходы должны увеличиться вдвое. Это потребует очень больших дополнительных затрат бюджета Новосибирской области.
 
Одновременно ставлю задачу, и буду очень жёстко требовать её выполнения от учредителей, от руководителей муниципальных районов и городов, задачу очень существенного увеличения расходов на текущие капитальные ремонты. Как бы мы ни радовались возросшим суммам, уровень старения фондов в школе остается критическим. Уровень старения не позволяет решать те качественные задачи, которые сегодня обсуждаем. Поэтому вложения в ремонт должны быть очень серьёзно увеличены. Думаю, уже в 2009 году выйдем на норматив, по которому доля расходов на текущий ремонт будет соотноситься с финансированием общеобразовательного процесса. Такие соглашения подпишу с каждым муниципальным городом и районом. Дотационным районам поможем дополнительными ассигнованиями на фонд развития, чтобы создать необходимую бюджетную финансовую базу.
 
Большие задачи предстоит решить в сфере профессионального образования. Директор училища № 37 совершенно справедливо говорила о необходимости усиления системы начального профобразования. И не вина системы профтехобразования в том, что дети не идут на профессии, нужные промышленности, строительству и другим отраслям материального производства. Причина в том, что государственная политика в сфере образования нацелила практически всю систему общего образования только на последующее вузовское образование, тем самым не только подорвала массовое профессионально-техническое образование, но и оказала медвежью услугу университетскому образованию. Не может нормально существовать высшая школа в условиях, когда при уменьшении общего числа молодых людей количество студентов возросло более чем вдвое. Такого не было никогда, и такой доли мест в высших учебных заведениях нет ни в одной стране мира.
 
Поэтому систему профобразования придётся срочно и очень существенно модернизировать. В 2009 году она должна перейти на нормативное бюджетирование, которое будет включать в себя, как минимум, два государственных норматива: норматив на оказание общеобразовательных услуг и норматив профессиональной подготовки, дифференцированный в зависимости от срока обучения, сложности той или иной профессии. Их выделение позволит более эффективно разграничить потоки учащихся.
 
На этом съезде правильно говорилось об ускоренной подготовке взрослого контингента, который имеет определённую и общеобразовательную, и профессиональную подготовку, но желает получить современные, более качественные профессиональные знания. И мы таких людей учим, кого-то 6 месяцев, кого-то 9 месяцев, кого-то даже 3 месяца. Эта подготовка очень выгодна работодателям, поскольку максимально конкретизирована, максимально привязана к будущей работе, и поэтому завод обоснованно платит стипендию. Такая система должна распространяться на все образовательные учреждения профессионального типа.
 
Никаких искусственных ограничений по объему общеобразовательной подготовки вводиться не будет, но финансирование учреждений начального профессионального образования будет осуществляться по двум нормативам. Причем сделаем выгодным введение, как общеобразовательной подготовки, так и профессиональной подготовки. Норматив финансирования будет очень серьёзно связан с заказом работодателя, со стороны которого он будет подтверждаться специальным договором, специальным контрактом. В этом документе будут определяться обязательства и образовательного учреждения, и предприятия, на которое в будущем придёт выпускник, и, конечно, бюджета, финансирующего обучение.
 
С позиции органов власти области я должен поставить задачу предусматривать весьма существенный рост финансирования в системе профессионально-технического образования. Убеждён, что госзаказ будет несколько уменьшен количественно, но существенно увеличится норматив на одного обучающегося. Без этого нам ни обеспечить привлекательность, которая требует повышения стипендии, ни пополнить квалифицированными педагогами и мастерами кадровый состав. Нормативное финансирование профтехобразования будет увеличено очень существенно.
 
Для оптимизации внутренних ресурсов прошу областной департамент, управления образования городов и районов проанализировать все возможные способы, формы и конкретные предложения по интеграции общеобразовательной школы и образовательного учреждения профессионального типа. Это очень актуально для районных центров, где есть и хорошие школы, и очень хорошая профессионально-техническая база. Для сельского района важно, чтобы молодые люди 17-18-летнего возраста не уезжали, а получали профессиональную подготовку в своём районе. Такая интеграция может по-новому решить задачу и пропаганды, и привлекательности получения тех или иных массовых рабочих профессий.
 
Более того, без специальной подготовки кадров не решить задач обновления сельскохозяйственного производства, массового строительства объектов на селе. Сегодня невозможно найти в сельском районе квалифицированного строителя, чтобы построить больницу, школу, жилой дом. Районные власти вынуждены возить строителей из областного центра. Это совершенно неправильно. Надо готовить квалифицированные кадры на местах. Надо организовать подготовку механизаторов для работы на той технике, которую покупаем для сельского хозяйства. Управлять современным посевным комплексом, современным комбайном без подготовки нельзя. Уже через несколько лет произойдет переход на новые технологии в животноводстве, вся сельская экономика будет основана на совершенно иной технологической базе, поэтому задача интеграции общеобразовательной и профессиональной образовательной систем в сельских районах имеет особое значение.
 
Процесс интеграции профессионального и школьного образования должен заработать и в больших городах, в том числе в областном центре. Прошу такие проекты разработать и представить. Для муниципалитета Новосибирска они будут выгодны тем, что в развитие материальной базы политехнических комплексов вложит средства бюджет области. И не только профинансирует образовательный процесс, но и вложит деньги в строительство новых зданий, мастерских, в приобретение оборудования.
 
Предстоит много сделать по оптимизации работы учреждений дополнительного образования. Прошу сформулировать специальные поручения в этом направлении. Эта сфера находится в исключительной компетенции муниципальных органов, и я, безусловно, не собираюсь администрировать. Но без её развития нельзя добиться той эффективности, на которую мы ориентируемся. Следует более точно увязать работу учреждений дополнительного образования с задачами, которые решает сфера образования в целом, чтобы дополнительное образование стало целостной системой, дополняющей и развивающей то, что делается и в общеобразовательной школе, и в профессионально-техническом образовании. Чтобы всё было подчинено конечной цели — достижению высокого качества образования, раскрытию талантов и способностей, подготовке молодых людей к взрослой жизни.
 
При этом следует установить максимально высокие требования к качеству работы учреждений дополнительного образования. Они не должны быть некими социальными учреждениями советского периода, как, например, дом пионеров. Надо иметь точно сформулированный муниципальный заказ на подготовку мастеров, которые руками умеют всё делать, на подготовку спортсменов, музыкантов, художников, на развитие способностей и талантов у тех ребят, которые более талантливы, мотивированы на достижение более высокого уровня знаний. Не дублировать общее образование, а дополнять его, развивать способности учащихся.
 
Общеобразовательная школа имеет возможности для организации работы по любым направлениям. Пройдёт ещё пара лет, и у нас не будет школ без спортивной базы. Хотя и сейчас 85% школ обеспечены по нормативу спортивными сооружениями, инвентарем — это каждая школа, где число учеников сто и больше. И в каждой такой школе учащиеся уже имеют все необходимые возможности не только для занятий спортом, но и творчеством, всем, чем обычно занимаются в сфере дополнительного образования. Эта сфера должна повышать общее качество, дополнять это качество более профессиональными педагогами, лучшей материальной базой, лучшими методиками, индивидуальным подходом для раскрытия и поддержания талантов.
 
Есть ещё ряд поручений, которые прошу обсудить с членами координационных советов, с руководителями районов, городов, образовательных учреждений, сформулировать и дать мне для принятия решения. Владимир Филиппович Городецкий правильно говорил о проблеме организации государственной поддержки в питании школьников. Думаю, мы в состоянии принять здесь более точные решения и обеспечить государственную и муниципальную поддержку в организации этого процесса.
 
Да, мы создали в школах условия, по которым они способны организовать питание всех учащихся. Да, я по-прежнему убежден, что этот процесс должен быть максимально ориентирован на школу. Мне предлагали изменить систему и помогать семьям. Не соглашусь с этим. Пусть эти деньги, как специально направленные на питание, приходят в саму школу, а директор школы организует завтраки, обеды, причем часть родителей заплатит за питание. Оно недорогое, дешевле, чем в детских садах. Но какая-то часть семей и этих денег заплатить не сможет. Поэтому нужно определить 25 или 30% учащихся, питание которых по нормативу финансируется из областного и частично из муниципальных бюджетов. Суммарно на это потребуется 500-600 миллионов рублей в год. Немаленькая сумма, но вполне посильная для консолидированного бюджета. Но это решение улучшит ситуацию, и будет работать на то качество, о котором мы говорим, будет дисциплинировать, позволит быстрее внедрять здоровьесберегающие формы и прививать культуру питания. Поэтому прошу более точно сформулировать решение и дать на подпись.
 
Органы управления, координационные советы должны поставить, в качестве одной из главных задач нового учебного года, задачу качественного улучшения интеграции образовательных учреждений и общества. Очень важно, чтобы органы управления образования не столько администрировали в самом образовательном учреждении, сколько создали качественно новые условия для интеграции образовательного учреждения во всю социальную деятельность. Чтобы уровень открытости был качественно иным. Чтобы открытость мерилась не только наличием сайта, информации о работе школы, а чтобы эта открытость привлекала к школе все социальные институты. Школа должна иметь такой авторитет, обладать такими возможностями, которые бы притягивали социум со всеми своими проблемами к школе, а ученик, находясь в школе, получал максимально адекватную жизни социальную практику. В школе не должно быть какой-то искусственной системы. Я не могу вам давать методических советов, но как человек, родитель, наконец, я убеждён, что никто не имеет такого влияния на ребёнка, как учитель и вся школьная среда. И мы должны так её организовать, чтобы она действовала социально верно, социально эффективно.
 
И в заключение о повышении уровня профессиональной и нравственной подготовки наших учителей. Меня встревожила информация ректора педагогического университета о сложностях с приходом выпускников университета в школу. Надо эту проблему снять. Система подготовки учительства массовая. Не убеждён, что мы готовы каждый год принимать две тысячи выпускников, но можем пригласить для работы в школу большое число педагогов.
 
Не торопим людей с выходом на пенсию, не будет никаких специальных административных решений, никаких дополнительных стимулов. Но уровень обновления педагогических кадров будет усиливаться. Мы создали все возможности молодому специалисту получать достойную зарплату, если он творчески работает. Сегодня нет ограничений, обусловленных стажем работы.
 
Мы должны быть более требовательны и к нравственному, социальному поведению, и к настроению педагога. То, что может себе позволить инженер, технолог и даже губернатор, не может позволить себе учитель. Я могу быть раздражённым, могу повысить голос, а учитель не может. Учитель должен всегда быть примером для своих учеников.
 
Предстоит много сделать, чтобы создать все необходимые условия для качественной работы учителя. Но совершенно уверен, что через несколько лет у нас будет так, как во всём мире — учитель будет получать очень высокую зарплату, одну из самых высоких среди профессий бюджетной сферы. Но и требовательность должна быть соответствующей, и отбор в педагогические учебные заведения должен быть соответствующим. И все наши многочисленные центры должны максимально интегрироваться, и должны быть нацелены на качество. Не должно быть отдельно мониторинга, информатизации, лицензирования. Всё должно быть подчинено одной задаче — повышению качества нашего образования.
 
Благодарю вас за очень большую, сложную работу, которую вы провели в прошедшем учебном году — переломном для сферы образования. Было очень непросто освоить новые подходы, новые принципы, новую психологию. И директорский корпус, и учителя приняли эти правила, эти подходы, готовы в этих подходах развивать себя, свои учреждения, свою работу.
 
Желаю вам больших успехов в наступающем учебном году, желаю вам всегда оставаться на высоте. Часто ставлю сферу образования в пример, потому что здесь быстрее, чем в других отраслях, осваиваются новые подходы и принципы, ориентированные на рост эффективности и качества. Мы все сегодня должны быть подчинены задачам развития, а это только рост эффективности, только рост качества, другого нам не дано.
 
Благодарю вас и желаю всяческих успехов!
 

Назад