Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
17.09.2008

Выступление губернатора Виктора Александровича Толоконского 5 сентября 2008 года на областном совещании руководителей системы начального и среднего профессионального образования Новосибирской области. Часть первая.

Уважаемые руководители, уважаемые участники совещания.
 
Считаю эту встречу очень важной, поскольку разговор идет о задачах развития системы начального и среднего профессионального образования. Какие-то проблемы и вопросы  уже поднимались в конце августа на съезде работников образования Новосибирской области, но сегодня предстоит   выработать максимально конкретные управленческие, организационные, бюджетно-финансовые подходы к развитию системы профессиональной подготовки кадров.
 
Все выступавшие отмечали, что сегодня  в крайне сложном положении находятся и экономическая система, испытывающая дефицит квалифицированных кадров, и сама система профессионального образования,  которая  не может преодолеть  кризисные явления, возникшие и усилившиеся в последние годы. Совершенно очевидно, что проблема развития профессионального образования — это проблема приоритетная как для государства, так и для общества, поскольку наши ошибки в образовательной политике затрагивают интересы не только молодого поколения, но и  всех граждан нашей страны. И задачей каждого региона является принятие новых решений, формирование новых подходов к преодолению кризиса.
 
В этом году, как никогда, много теряем от недостатка трудовых ресурсов. Теряем продукцию, теряем налоги, теряем возможности для укрепления конкурентоспособности каждого предприятия и отрасли в отдельности и экономики России в целом. Это очень большие потери, а так как они не типичны для рыночных стран, то мы сразу теряем конкурентоспособность по сравнению с  экономиками других стран.
 
Во всех странах фактором, ограничивающим производства, является только рыночный спрос. Думаю, что представитель любого предприятия  подтвердит, что зачастую приходится отказываться от целого ряда заказов не потому, что нет мощности или оборудования, а потому, что нет кадров, нет специалистов, способных создавать ту или иную продукцию.
 
Причём если ещё несколько лет назад такой дефицит существовал в отдельных отраслях, по отдельным профессиональным группам, как правило, малооплачиваемым, малопрестижным, то сегодня кадровый дефицит стал всеобъемлющим. Не хватает кадров и на промышленных предприятиях, и в строительных организациях, и в сельхозпроизводстве. Так, что недостатком кадров, специалистов сталкиваются сегодня все сферы. И ещё. Качество квалификации, качество подготовки также не соответствует тем требованиям, которые предъявляет к нашим специалистам, рабочим рыночный спрос, заказчик продукции и услуг.

 
Безусловно, на ситуацию очень серьёзно повлияли системные ошибки в образовательной политике. При сокращении контингента выпускников школ, при сокращении населения в возрасте обучения, при повышении эффективности производства, при росте производительности стали увеличивать число  высших  учебных заведений. Руководитель училища из Маслянино  говорил, что в сельском хозяйстве можно обеспечить  прирост производительности за счёт технологического перевооружения в разы. Не на проценты, не на десятки процентов, а в разы — в четыре, в пять, иногда в десять раз. И вот в таких условиях мы удвоили число мест в высших учебных заведениях. Удвоили! 
 
При этом допустили ещё одну системную ошибку — в лицензировании. К учебному процессу стали широко допускать  учебные заведения, не обладающие никаким оборудованием. Сегодня любой из руководителей профессионального образовательного учреждения скажет о проблеме старения оборудования, то есть о том, что устарели мастерские, о том, что трудно приобрести новые технологии, а без этого учить специалистов нельзя. А вуз можно открыть без всего. Мебель купили, повесили вывеску и выдали диплом. Притом  любой специальности. Я допускаю, что существуют какие-то специальности, где для обучения достаточно стола, стула и ручки, хотя и плохо представляю, какие это специальности. Но беда в том, что  при таких условиях подготовки выдаются и инженерные дипломы, и технологические, и какие угодно. И хотя подобные ошибки очевидны, мы никак не можем дать им полноценную оценку, продолжаем усугублять ситуацию.
 
То, что делается сейчас в двухуровневом высшем образовании, также разрушает систему профессиональной подготовки. Не с университета надо было начинать, а всю систему в целом представить структурно,  и только тогда точно ввести понятия бакалавриата и магистратуры. Не сделав этого, мы поставили выпускника перед сомнительным выбором. Зачем идти в хороший техникум, где есть хорошее оборудование,  методики,  технологии, где действительно готовят специалистов, если в вузе, пусть там  только стол и стул, за тот же срок он получит диплом о высшем образовании. И это происходит в стране, где ещё нет традиций заказывать специалиста из конкретного вуза. Где просто в анкетах пишется — образование высшее. И всех это успокаивает.
 
Конечно, это всё пройдёт. Но ни вы, ни я, ни общество, ни государство не могут ждать, когда это произойдёт естественным эволюционным путём. Мы вынуждены адаптироваться к  этим условиям и принимать решения исходя из этих реалий. Поэтому дальше  буду говорить о задачах. Не о философии проблем, а о том, что   предстоит   сделать.
 
Убежден, что в системе профессионального образования единых подходов и единых решений выработать невозможно. Для среднего специального образования характерна отраслевая подчиненность, что отражает  специфику подготовки будущего специалиста, что предполагает и различия в управлении. Всего в работу департамента образования включено тринадцать ведомств. Есть средние специальные учебные заведения в сфере здравоохранения, культуры, сельского хозяйства. Некоторые среднеспециальные учебные заведения интегрированы в вузовские системы, другие находятся в ведении федерального министерства.
 
Наконец, различия между начальной профессиональной  и средней специальной системами будут проявляться в конкурентной среде, в направлениях интеграции. Так, среднему специальному образованию предстоит больше конкурировать с вузовским. А начальное профессиональное образования будет и конкурировать, и интегрироваться с общеобразовательной системой. Следовательно, предполагаются некоторые отличия в подходах к формированию управленческих программ, к организации и финансированию учебных заведений. Причем и в той, и в другой системе успешные процессы  совершенствования, реорганизации, улучшения будут невозможны, если они станут проводиться только на уровне  образовательного учреждения. Нужны общесистемные подходы и новые управленческие решения.
 
Прежде чем скажу о задачах, сформулированных в некоторых наших документах,  подчеркну важность уточнения структуры и плана развития всех без исключения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. Убежден, что без изменения структуры профессиональной подготовки   не обойтись. Надо учитывать два фактора. С одной стороны,  рынок труда быстро меняется, а с другой стороны, многие  структуры профессиональной подготовки формировались 20-30 лет назад — в другой экономике, при другом подходе управления, когда, как правило, партнером у училища было одно или несколько предприятий. Сегодня такой концентрации экономики нет. В Новосибирской области зарегистрировано  100 тысяч юридических лиц, которые занимаются производственной и иной деятельностью. Появляются новые профессии, появляются совершенно новые требования. Наконец, следует понимать, что профессиональная подготовка требует определённой технологической базы.
 
Поэтому для решения перспективных задач придётся на уровне каждого образовательного учреждения уточнить структуру, набор профессий, по которым образовательное учреждение готово вести подготовку. Эти уточнения точно связать с запросом и потребностями экономики, с заказом предприятий и организаций. То есть в самое ближайшее время по каждому без исключения образовательному учреждению предстоит провести определенную паспортизацию, причем сделать ее с расчетом на определённый временной период — не на год или два, а на значительный перспективный срок.
 
Теперь о некоторых зачах начального профессионального образования.
Сегодня было подписано постановление, с ним еще не знакомы специалисты, не было возможности обсуждать его и с вами. Но в этом документе заложены такие задачи, такие направления, которые позволяют уже сейчас развернуть полноценную управленческую работу с самым активным участием каждого из вас, потому что практически в каждом его пункте дается поручение не столько профильному департаменту, другим органам исполнительной власти области, сколько экспертному сообществу, руководителям образовательных учреждений системы профессионального образования.
Что предлагается сделать.
 
Первое. Поручено срочно уточнить объем и профессиональную структуру государственного задания на подготовку кадров. На  это дается всего один месяц. К 15 октября  работа должна быть проведена, и учредитель или учредители должны   утвердить государственное задание учреждениям начального профессионального образования области на прием учащихся на учебный год 2009/10 и на следующие три года. Поручение дано департаменту образования, где особо подчеркнуто активное участие департамента труда и занятости населения и других заинтересованных органов исполнительной власти, местного самоуправления, ассоциаций предпринимателей и товаропроизводителей, руководителей образовательных учреждений.
 
Второе. До 1 ноября предстоит разработать и утвердить нормативы подушевого финансирования системы начальной профессиональной подготовки учащихся с выделением двух типов нормативов. Один из них будет отражать общеобразовательную компоненту нашей работы и направлен будет на получение общеобразовательной подготовки учащихся, а второй — учитывать необходимые затраты исключительно на профессиональной обучение. Понятно, что второй тип нормативов будет дифференцирован в зависимости от содержания и срока профессиональной подготовки.
 
 
Предполагаю, что будут достаточно автономизированы два процесса: общеобразовательная подготовка и собственно профессиональная. Это не означает, что какой-то период времени учащиеся изучают только общеобразовательные предметы, а  потом приступают к специальным профессиональным курсам. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы, с одной стороны, необходимость и важность общеобразовательной подготовки ни у кого не вызывали сомнений — готовим не просто рабочего, готовим специалиста со средним образованием. Причем лучше, чем в общеобразовательной школе. А во-вторых, в период общеобразовательной подготовки параллельно вести усиленную профориентацию, усиленную предпрофессиональную подготовку. В целом, содержание программы профессиональной подготовки надо сформировать так, чтобы по этой же программе можно было готовить специалистов, уже имеющих среднее образование или  какую-то профессию и проходящих переподготовку. То есть норматив на профессиональную подготовку должен быть достаточно унифицирован.
 
Уже накоплен определенный опыт разработки нормативов для сферы образования,   на полное финансирование переведена общеобразовательная система. Причем, в отличие от других регионов, мы не делили формально  бюджет на  количество учащихся, мы делали действительно норматив. Есть  опыт разработки нормативов на дошкольные учреждения. С 1-го сентября все детские дошкольные учреждения перевели на нормативное финансирование.
 
Думаю, что, несмотря на многообразие профессий и разные объективно необходимые затраты, мы сможем быстро провести подготовительную работу и сформировать нормативы. Оставляю запас времени, чтобы специалисты, разработав нормативы, могли их хорошо адаптировать и своевременно переработать по каждому без исключения образовательному учреждению, прошедшему паспортизацию. Поскольку нормативы будут действовать со следующего учебного года, есть возможность к этому постепенно и основательно подготовиться. (Продолжение выступления смотрите далее на новостной ленте Интернет-портал НООС)
 

Назад