Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
17.09.2008

Выступление губернатора Виктора Александровича Толоконского 5 сентября 2008 года на областном совещании руководителей системы начального и среднего профессионального образования Новосибирской области. Часть вторая.

Теперь о третьей норме этого документа. Привожу дословно.
«…Считать необходимым часть государственного задания на подготовку кадров в учреждениях начального профессионального образования реализовывать в форме целевой контрактной подготовки, при которой на основе квоты, установленной администрацией Новосибирской области, организация заключает контракт с учащимся и образовательным учреждением системы начальной профессиональной подготовки, с принятием на себя обязательств по организации производственной практики, предоставлению по завершении учебы заранее определенного рабочего места и дополнительному к государственному нормативу финансированию профессиональной подготовки, которое используется на стимулирующие стипендиальные выплаты учащимся. Установить, что доля контрактной подготовки в 2009/10 учебном году для каждого учреждения начального профессионального образования Новосибирской области не может быть менее 50% процентов от общего государственного задания, а в последующие годы — не менее 70%...».
 
Это непростая норма. Еще раз хочу подчеркнуть — договоры, которые   сейчас подписывались с базовыми предприятиями, не совсем соответствуют тем контрактам, которые мы будет заключать. Глубоко убеждён, что без этого мы не сможем развивать систему профессиональной подготовки кадров.
 
Такой подход будет выгоден и для работодателя, поскольку государство возьмет на себя все необходимые затраты на подготовку кадров и получение квоты будет означать получение права на использование бюджетных средств под своим контролем при своем непосредственном участии. Убежден, что эта система активизирует позицию работодателя и в технологическом взаимодействии с образовательным учреждением. Мастерами производственного обучения будут не только и не столько штатные сотрудники образовательного учреждения, сколько специалисты каких-то предприятий и организаций. Работая по контракту с образовательными учреждениями, они будут передавать самые современные знания и навыки учащимся. Такая система позволит сократить срок профессиональной подготовки, установить очень хорошую стипендию. Вероятно, типовая форма контракта будет содержать предложение работодателю внести определенную долю средств на зарплатно-стипендиальное стимулирование обучающихся, чтобы привлечь их именно к этому виду профессиональной подготовки. Порядок формирования контрактов и типовая форма контракта должны быть представлены до первого ноября текущего года тремя департаментами: образования, труда и занятости и правовым.
 
Но одних организационных и бюджетно-финансовых изменений для развития системы совершенно недостаточно. Поэтому следующей частью этого документа департаменту образования совместно с заинтересованными органами исполнительной власти области, с участием руководителей образовательных учреждений поручается подготовить ведомственные программы и грантовые программы развития всех образовательных учреждений системы начального профессионального образования. То есть предполагается обновление парка оборудования и укрепление всей материальной базы учреждения начального профессионального образования. Здесь записана задача создания объединённых ресурсных центров, что позволяет использовать оборудование, имеющееся на балансе не только образовательного учреждения, но и промышленных или иных предприятий и организаций, оборудование высших и средних специальных учебных заведений, словом,  самых разных участников этого процесса.

 
Документ предполагает интеграцию учебных программ и кадрового потенциала образовательных учреждений различного типа и уровня. Планируется организация политехнических школ на основе объединения учреждений и общего, и начального профессионального образования. Намечается расширение форм ускоренной подготовки и переподготовки рабочих кадров, чтобы в таких ресурсных центрах, наряду с государственным стандартом, появился специфический, именно этого ресурсного центра стандарт, который будет подтверждаться специальным сертификатом. Иными словами, если государственный стандарт предполагает обучение определенной профессии в течение десяти месяцев, а специалисты, эксперты, работодатель понимают, что это многовато и можно пройти курс за два месяца, то создаётся ресурсный центр, отрабатывается особая программа, особые требования к контингенту, и определённым сертификатом подтверждается та или иная квалификация обучающегося, та или иная профессиональная подготовка.
 
Предполагается решение задач по строительству общежитий, хотя  есть большие сомнения по поводу того,  в какой форме это сделать. Поэтому   в отпущенный вам срок вы найдёте способ, который позволит эффективно использовать средства бюджета на строительство специального временного арендуемого жилья. Норматив уже могу сказать. Бюджет готов выделять примерно сто миллионов рублей на обеспечение общежитием трёхсот учащихся. На триста учащихся — сто миллионов рублей. Но строительство общежитий только для образовательных учреждений не решит кадровую проблему полностью. Кто-то из выступающих правильно говорил о том, что после обучения человек приходит на завод, где нет возможности предоставить жилье. И опять возникает проблема закрепления кадров. Поэтому, вероятно, предстоит эту проблему решать совместно с хозяйствующими структурами, хозяйствующими субъектами. Может быть, создать совершенно независимую от сферы образования систему аренды жилья, выгодную и для системы образования, и для завода. Пока человек учится — жилье оплачивает бюджет. Когда он приходит работать, завод доплачивает ту стоимость  проживания, которая позволяет сделать арендное жильё окупаемым. Словом, здесь еще нужно найти форму. Готов для этого выделять очень существенные средства.
 
До первого декабря 2008 года департаменту образования совместно с заинтересованными органами поручено разработать ведомственные программы организационного и технологического развития системы начального профессионального образования области, механизмы грантового стимулирования с выделением на эти цели дополнительных средств из бюджета Новосибирской области. Не называя сейчас точные объемы дополнительных средств, могу сразу сказать, что они будут зависеть главным образом от качества подготовки этих программ. То есть в принципе я вас не ограничиваю, не лимитирую. Будем видеть хорошие эффективные программы на полмиллиарда — будет полмиллиарда. Будут хорошие эффективные программы на миллиард — будет миллиард. Только сделайте эффективные программы, и бюджет вложит существенные ресурсы в развитие системы.

 
Следующая норма предполагает специальное стимулирование процесса перехода образовательных учреждений в статус автономных. Никаких административных решений в этом плане приниматься не будет. Система образования настолько многообразна, она предполагает настолько большое количество различных экономических, финансовых, организационных взаимосвязей, что образовательному  учреждению в статусе бюджетного   установить их даже теоретически невозможно. То, что я говорил о ресурсных центрах, в составе бюджетного учреждения сделать нельзя. Простой пример. У нас не так много училищ по подготовке водителей. Считалось, что это массовая профессия, ею и в армии овладевают,  и на различных курсах. Но бурное развитие предприятий по добыче угля поставило вопрос о подготовке водителей большегрузных самосвалов — машин, которых в области не было раньше. Появилась совершенно особая техника, очень большие, сложные экскаваторные комплексы для добычи угля открытым способом.  Зарплата у такого работника вполне приличная для сельской местности, тем более что это предприятие расположено в глубине Искитимского района. Там можно заработать тысяч сорок, сорок пять в месяц, если не отвлекаться   без конца — то траву подкосить, то бычка привить. В районах всё ещё считают, что они могут жить только с личного хозяйства. Но подготовить специалистов для работы на этой технике негде, хотя сделать это можно буквально за два-три месяца. Нужен ресурсный центр. Предприятие готово оборудовать помещение, дать технику.
 
В нашей области за прошлый год и восемь месяцев текущего закуплено современных высокопроизводительных тракторов, комбайнов, посевных комплексов уже на десять миллиардов рублей. Директор Маслянинского училища говорил, что надо обновить технику на девяносто процентов. Представляете сколько нужно средств, чтобы за два года на девяносто процентов обновить всю сельхозтехнику? Она у нас в области исчисляется тысячами единиц. Со следующего года начнём вводить новые технологии в молочном животноводстве. Новая типовая ферма, новый автоматизированный доильный зал. Никаких доярок с вёдрами, никаких скотников с лопатой или метлой. Всё будет по типовому проекту — ферма, автоматизация, механизация. Минимум работников. Но они все должны быть подготовлены. Их надо готовить по особым программам на самом современном оборудовании.
 
Бюджет области не в состоянии купить каждому училищу посевной комплекс для учебного процесса. Такой комплекс стоит десять, двенадцать миллионов рублей, комбайн — десять миллионов. Нет таких денег. Но комбайн у сельхозпредприятия  в поле работает две недели. А учиться на нем можно всё время. Надо находить гибкие формы сотрудничества, чтобы взять на учебный период эту технику, проучить на ней молодежь, подготовить к уборочной. Но для этого требуется что-то платить, нести затраты. Бюджетному учреждению  запрещено что-то сдавать или брать в аренду, никаких совместных проектов... То есть никаких доходов у бюджетного учреждения быть не может. Только целевые бюджетные средства, где, образно говоря, каждый рубль меченый и расходуется только по  целевому назначению. И еще сто раз проверят. Поэтому специальным пунктом этого постановления записано — установить, что в первоочередном порядке формируется и финансируется государственное задание на профессиональную подготовку кадров, в приоритетном порядке выделяется грантовая финансовая поддержка тем образовательным учреждениям системы начального профессионального образования, которые приобретают статус автономного учреждения.
 
Последний пункт этого документа. С учётом особой важности решения поставленных задач и ограниченного времени, с учётом заинтересованности в этой работе очень многих органов государственной и муниципальной власти создается постоянно действующая общественная государственная комиссия для координации всей работы. Руководителем   комиссии назначен первый заместитель губернатора Василий Алексеевич Юрченко. Положение и состав комиссии должны быть представлены до пятнадцатого сентября. В её состав должны обязательно войти представители образовательных учреждений, руководители, опытные квалифицированные представители экспертного сообщества.
Вот те задачи, которые я считаю важным решить, реализовать в самое ближайшее время для развития системы.

 
В заключение отмечу, что развитие  системы начального профессионального  не только совершенно необходимо, оно приобретает для нашего региона, безусловно, приоритетное значение. Без развития этой системы невозможно поддержать сельский образ жизни. Надеюсь, в районных центрах учреждения начального профессионального технического образования станут самым мощным, самым сильным и престижным образовательным комплексом. Руководители из сельских районов хорошо видят абсурдность ситуации, когда они вынуждены везти из Новосибирска  строителей — строить школу, больницу, котельную. В  районах таких специалистов нет. Хотя уровень занятости в сельской местности крайне низкий. Большие города тоже не обойдутся без массовой подготовки специалистов.   Поэтому все необходимые решения, всё, что нужно для развития, будет самым внимательным образом рассмотрено и поддержано.
 
Я хочу всех поблагодарить за работу, работу в очень трудных условиях.  В Новосибирской области есть прекрасные образовательные учреждения, где хорошо поставлена система подготовки кадров. Есть целые отрасли, которые держатся  на вашей системе. Есть очень хороший опыт и собственно методический, организационный, и по взаимодействию с базовыми предприятиями, организациями.
 
Все эти годы система решала и очень важные социальные функции, хотя полностью ориентироваться в своей работе  только на них система не может. Но и стопроцентного контракта быть не должно. Я чётко выделяю социальную компоненту. Мы будем просить вас обучать профессии всех выпускников детских домов, судьбу этих ребят нельзя ставить в зависимость от того, найдётся на них заказ от работодателей или нет. Мы будем заказчиками их профессиональной подготовки, мы будем социально сопровождать их по жизни и дальше. У нас есть такие ребята, которые по семейным обстоятельствам, по жизненным обстоятельствам оказались потерянными. Они ни школе не нужны, ни родителям, ни социуму. Как правило, переломить судьбу этих трудных ребят способно образовательное учреждение профессиональной подготовки, и только оно. Это всегда делалось и, конечно, будет делаться. Но без внесения новых организационных и экономических моментов дальше жить нельзя.
 
Вы не будете развиваться в той системе координат, в которой  сейчас находитесь. Вот почему я прошу вас очень концентрированно, заинтересованно поработать над новыми управленческими подходами в вашей сфере. Надеюсь, что уже сегодня вы выскажете свои предложения, пожелания по развитию и сразу же начнётся формирование тех рабочих групп, которые займутся подготовкой программ технологического обновления, строительства общежитий, развития социального партнёрства, выработки нормативов подушевого финансирования, чтобы  можно было заключать контракты и уйти от этих бесконечных сметных ограничений.
 
Отныне будете получать финансирование, будете стремиться к оптимизации. Причём именно в  профтехобразовании будет разработан максимально комплексный норматив. Так как здесь один учредитель в отличие от системы общего образования, то можно предусмотреть нормативы затрат и на ремонты, и на коммунальное обслуживание, то есть сделать норматив системным, комплексным  расширяющим стимулы к оптимизации. Сэкономил на оплате коммунальных услуг, поставив систему регулирования, и получил дополнительные деньги на своё развитие. Сэкономили, отказавшись от излишних ставок, излишних вспомогательных или административных нагрузок, и получили деньги на оплату квалифицированных преподавателей, мастеров и на всё общее развитие. Заключили дополнительный договор и получили деньги на собственное развитие. Всё это должно быть.
 
Точно также готов в самое ближайшее время принять специфические, дополнительные меры и решения по системе среднего специального образования. Часть подходов можно заимствовать из системы начального  профобразования, но другая часть должна быть разработана с учетом специфики среднего профессионального образования.
 
Уже в  наступающем финансовом году выделены дополнительные деньги на укрепление материальной базы образовательных учреждений в сфере культуры. Идет работа над структурной перестройкой образовательных учреждений здравоохранения. Стремимся расширить их функциональные возможности, чтобы они не только готовили кадры по массовым медицинским профессиям среднего звена, но и могли быть  ресурсными центрами по переподготовке или целевой подготовке кадров и высшей квалификации. Такой вид переподготовки нам тоже требуется, но пока инерционность университетской сферы не позволяет получить эту услугу.
 
Словом,  я готов с вами работать. И хоть не являюсь каким-то специалистом, и не могу давать методические, организационные советы — вам решать эти вопросы, но я очень заинтересован в этой работе и всегда буду вашим союзником в решении больших задач.
Успехов вам!
 

Назад