Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
29.10.2008

Новый путь профтеха

В минувшую субботу в областной администрации прошло закрытое совещание по вопросам развития системы профтехобразования с губернатором Новосибирской области  Виктором Александровичем Толоконским. В работе приняли участие двадцать пять руководителей образовательных учреждений системы профтехобразования и представителей органов управления образованием.
 
 
В своём вступительном слове губернатор отметил, что сложившаяся система начального профессионального образования создавалась в других социально-экономических условиях, реализовывала другие социальные задачи. «Сейчас же ситуация с нехваткой рабочих кадров очень острая, — подчеркнул Виктор Александрович, — считаю эту проблему чрезвычайно важной».

 
C предложениями по развитию системы выступил директор профессионального училища № 62, председатель Совета директоров учреждений начального профессионального образования Петр Михайлович Пишняк:
 
— Уважаемые коллеги, уважаемый Виктор Александрович! Эта встреча очень важна для нас всех. Необходимо принять ответственные, эффективные решения. В своём выступлении хочу остановиться на тех положениях, которые играют определяющую роль в построении инновационной и конкурентоспособной системы, которая сможет обеспечить подготовку высококвалифицированных рабочих кадров.
Мы считаем, что основное направление стратегического развития системы — создание объединенных ресурсных центров отраслевой направленности. Об этом говорит и изученный опыт проекта, реализованного в Новосибирской области на базе двух училищ. В обязательном порядке в 2008-2009 годах должна быть разработана и принята целевая программа подготовки рабочих кадров и специалистов для отраслей Новосибирской области. Считаем, что базовым элементом всей системы подготовки кадров должны стать отраслевые ресурсные центры. Экономика Новосибирска крайне нуждается в молодых квалифицированных кадрах. В ходе конкурсного отбора к разработке программы должны быть привлечены лучшие специалисты, досконально знающие систему профессиональной подготовки в России и других странах. Предпосылки появления отраслевых ресурсных центров уже созданы. В этом году шесть образовательных учреждений получили на условиях софинансирования государственную федеральную поддержку. Слово за регионами и бизнесом. Уважаемый Виктор Александрович, мы обращаемся к вам с просьбой взять вопрос обеспечения софинансирования по созданию областных ресурсных центров в системе профтехобразования под свой личный контроль.
 
Современное российское законодательство предполагает, что образовательные услуги предоставляются на принципах нормативного подушевого финансирования. В сфере начального профессионального образования государство осуществляет следующие базовые услуги: предоставление полного среднего общего образования, начального профессионального образования, организация и предоставление общеобразовательной и начальной профессиональной подготовки. Очень важно обозначить в постановлении нормативное предоставление двух первых услуг, которые реализуют учреждения начального профессионально образования, то есть общеобразовательную подготовку и профессиональное обучение. В нашем понимании в норматив закладываются средства, формирующие фонд для оплаты труда, учебные расходы. Если так, то мы имеем реальную возможность существенно увеличить заработную плату наших работников, повысить качество учебного процесса. Пока не ясно, каким образом будет финансироваться социальный пакет, куда входит содержание зданий, сооружений, амортизация и другие расходы. Мы убеждены, что должен быть и третий норматив. Уважаемый Виктор Александрович, просим вас рассмотреть наше предложение по структуре норматива.
В то же время перед нами стоит важная задача развития, в том числе и материально-технической базы образовательных учреждений. Также актуальной на сегодняшний день для системы начального профессионального образования является разработка и принятие целевой долгосрочной программы подготовки кадров. 
 
 
Третий важный момент —  формирование государственного задания на подготовку кадров учреждениями профтеха. Многие вспоминают фразу, сказанную  президентом Кеннеди: «Космос мы проиграли русским за школьной партой». При этом надо помнить, что все выдающиеся отечественные ученые учились в ПТУ, затем трудились на заводах, лишь после этого поступали на рабфаки, становились ищущими, творческими исследователями. Абсолютное большинство присутствующих здесь обучались в традициях такой трудовой школы. Сейчас от той школы остались только наши ностальгические воспоминания. Какие трудовые навыки даёт современная российская школа? Пример: два дня назад на Сибирской ярмарке проводился круглый стол по проблеме подготовки кадров для инновационного развития области. В ходе обсуждения был приведён случай, произошедший в НГУ. Там создан целевой фонд, который на грантовой основе может принадлежать проекту творческого студента. Размер гранта достигал 100 тысяч рублей и более. Так вот, среди студентов не нашлось желающих получить такой грант. Вывод: современная школа не создает привычки к труду, как выясняется, и к физическому, и к умственному.
Постановление очень своевременно поставило вопрос о создании политехнической школы. Их внедрением, инспектированием должен заниматься совет директоров учреждений начального профессионального образования. Политехническая школа в нашем понимании — эта та школа, которая даёт возможность выбора детям в пользу работы на производстве. Лишь решив вопрос о повышении статуса рабочих профессий, проведя эффективную профориентацию, мотивацию молодёжи к труду, мы можем серьёзно говорить о реальном государственном задании  на подготовку рабочих кадров. Само же государственное образование должно формироваться на основе долгосрочного прогнозирования спроса и предложения на рынке труда. Необходимо создание единого информационного центра мониторинга потребностей в качественной подготовке рабочих кадров. Это уже давно заявляется как на уровне образовательных учреждений, так и на уровне предприятий. Считаем, что такой центр или организация может быть создан только на условиях равного участия всех заинтересованных сторон. Скорее всего, наиболее предпочтительной формой такой организации является некоммерческое партнерство. Если такая организация станет саморегулируемой, будет устанавливать общие для всех стандарты и требования, то все стороны будут нести ответственность за качество услуг. Если высказанные сейчас предложения будут поддержаны, то наверняка Новосибирская область может сделать реальный прорыв в системе подготовки рабочих кадров.
 
Четвёртый момент — контрактная подготовка. Обратите внимание, что этот вопрос крайне важен, учитывая особенности молодёжной среды. Почему сегодня молодые люди, имеющие высокий уровень квалификации и получающие немаленькую заработную плату, часто покидают производство? Причина в том, что они попадают в среду, где нет людей, близких им по возрасту. Это трагедия всего производственного комплекса нашей страны.  Выходом из ситуации может быть возрождение на производстве молодежных производственных бригад. Когда по контракту на производство придёт не один молодой человек, а целая бригада, тогда и появится возможность введения системы работы с молодежью, это кардинально повлияет на всю молодежную политику области, изменится в лучшую сторону и корпоративная культура предприятий. Просим вас, Виктор Александрович, обратить на это особое внимание.
Пятое: межведомственное взаимодействие. Мы считаем, что работа, созданная в соответствии с постановлениями межведомственной комиссии по координации деятельности  всех органов государственной власти Новосибирской области, будет эффективной, если этой комиссией будут подготавливаться, утверждаться конкретные нормативные правовые документы в сфере подготовки кадров. Первым таким документом должен стать контракт на подготовку по рабочим профессиям.
Шестой момент: управление системы профессионального образования. По мнению совета директоров,  создание самостоятельного управления профессионально образования является крайне важным, а при разработке программы подготовки кадров это управление просто необходимо. Какой статус будет у этого управления, структура, решать вам, Виктор Александрович. Я остановился лишь на основных позициях, реализация которых способна существенно изменить модель системы подготовки рабочих кадров.
 
 

Назад