Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
30.03.2009

Знакомство с «Окружающим миром»

В средней общеобразовательной школе №160 Ленинского района прошёл организованный Областным центром информационных технологий семинар по новому учебно-методическому комплекту «Окружающий мир» серии «Планета знаний» издательства «АСТ». С учителями встретился один из авторов комплекта, профессор, зав. кафедрой естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе в Московском городском педагогическом университете Игорь Владимирович Потапов.
 
Приводим фрагмент выступления Игоря Владимировича Потапова:
— Основную работу по созданию комплекта мы выполнили совместно с к.п.н., старшим научным сотрудником РАО Галиной Григорьевной Ивченковой. Это наш второй опыт создания учебников, в первый раз мы работали с Натальей Фёдоровной Виноградовой. Потом наши пути разошлись, у неё сейчас свой комплект, а у нас свой. В 3-4 классе к нам подключились известные авторы учебников по истории — Елена Витальевна и Андрей Иванович Саплины, которые обеспечили обществоведческо-исторический блок, поскольку элемент обществоведения входит в содержание курса. Они выполнили основную работу при создании учебника для 4 класса, где вторая часть полностью посвящена историческому материалу.  
Составляющие комплекта такие: основное традиционное средство — учебники. Для 1-2 класса по одному учебнику, в одной части, для 3-4 класса разработано две части, поскольку материал значительно больше. Учебники внешне привлекательные, но несколько тяжелые по весу. Поэтому с этого года они будут выпущены в ламинированном мягком переплете, что соответствует всем нормам.
Для каждого класса есть две рабочие тетради, одна продолжение другой. Они примерно рассчитаны на полугодия, соответственно частям в 3-4 классах. Затем методические пособия для учителя, которые содержат рекомендации. Мы постарались включить дополнительный материал, который поможет учителю при подготовке к урокам.
Бывало, возникали, вопросы по поводу ответов на некоторые сложные задания, например, из «Интеллектуального марафона». Поэтому в пособиях также помещены ответы, не потому, что мы умаляем знания учителя, конечно, нет. Просто это видение  разработчиков, какой ответ хотели бы получить авторы на задания повышенного уровня сложности.
Что касается перспектив, в настоящее время создаются ещё тетради для тестовых заданий, для дополнительного контроля. Аналогичные пособия сейчас создаются во всех комплектах. Мы только начали эту работу, ведь у нас только в 2003 году вышли материалы для 1 класса. Сейчас уже состоялся выпуск детей 4 класса по нашему комплекту, и уже учится второй 2 класс. Насколько я знаю, учителя, которые работали, не отказались от комплекта, и, взяв первый класс, продолжили работу по нему.
Наш комплект называют «учительским». Его авторы либо много лет работали в школе, а теперь перешли на новую ступеньку, работают в вузах, в Академии образования, либо до сих пор практикуют в начальной школе. Мы хотели создать комплект, интересный для ребёнка, который будет вызывать желание работать с ним. Также мы ориентировались на учителя, без которого, конечно,  ничего не состоится. Важно, чтобы учебник нравился учителю, чтобы по нему было легко работать. И третий момент — чтобы комплект понравился и родителям, которые так или иначе оказываются задействованы. Мы старались не вызывать раздражения у родителей навязчивостью, но всё же пытались вовлечь родителей в этот процесс.
Когда мы начинали разрабатывать комплект, мы соотносили работу со стандартами первого поколения, действующего и сейчас. Но при этом мы ещё опирались на другие документы — концепцию содержания непрерывного образования, которая была принята в 2003  году,  программу модернизации российского образования. Таким образом, используя сочетание этих трёх документов, мы предвосхитили стандарт нового поколения, который сейчас будет вводиться. Мы не делали этого специально, но те документы, которыми мы пользовались, подготовили почву для создания такого комплекта.
В стандарте нового поколения заложена примерная программа, включающая понятия, которые формируются с 1  по 4 класс. По этому набору никакого недостатка нет, мы даже превосходим его, содержания больше, чем необходимо для обеспечения этой программы. Это объясняется тем, что включена вариативная часть.
В стандарте дано три варианта планирования, мы, прежде всего, соответствуем первому, базовому варианту. Содержание в большей степени определяется количеством часов. Есть ещё два варианта — естественнонаучный и гуманитарный. Если смотреть по понятийному аппарату, по набору знаний, комплект может обеспечить естественнонаучный уровень, только в этом случае нужна корректировка планирования. Кроме того, в стандарте заложено формирование универсальных учебных действий. Они тоже заложены в наш материал.
Прокомментирую цели и задачи учебников. Цель — формирование целостного представления о мире, осознание взаимодействия между компонентами человек-природа-общество. Это глобальная цель, она решается все четыре года. Ребёнок, который пришёл в первый класс, по нашему предмету вовсе не чистый лист бумаги. Об окружающем мире он знает много. Иногда это может быть не очень хорошо, ведь никто не заботился о соответствии этих данных науке, у детей бытовые преставления. Например, мы в Москве только недавно добились, чтобы дети считали растения живыми. Русский язык занимает больше места в начальном обучении, является приоритетным. Ребёнок рассуждает так: растения отвечают на вопрос «что», значит, неодушевлённые. Мы постарались учить детей выделению главных признаков, подготовить ребёнка к средней школе. Это тоже является очень важным. Поэтому в первом классе и многие задания направлены на то, чтобы узнать, что ребёнок знает. Задача не в формировании большого количества новых знаний, а в решении развивающих задач, воспитательных. Новые знания больше формируются в 3 и 4 классах.
Отсюда вытекает задача формирования у детей элементарных представлений и понятий о природе, человеке, и об обществе. Третья задача — знакомство с методами научного познания. Важнее не напичкать ребёнка информацией, а научить его способам получения этой информации. Мы говорим ребёнку не «методы познания», а «способы изучения окружающего мира». Ведущими у нас традиционно были наблюдение, опыты, практические работы, моделирование, измерение. Учим пользоваться справочниками, энциклопедиями, а теперь уже и Интернет входит в нашу жизнь. Конечно, всегда были практические работы, наблюдение, но это больше осознавалось учителем. А теперь мы стараемся, чтобы ребёнок сам осознавал, что такое наблюдение, что такое опыт, когда нужно применить наблюдение, а когда его не достаточно и необходим опыт.
Например, начало листопада. В каждом году он начинается в разные сроки, поэтому ни справочная литература, ни учебник не даст точной информации. Ребёнок может получить её сам, в процессе наблюдения.
 
Также учебники направлены на развитие познавательного процесса — ощущений, восприятий, памяти. На это работает вся система заданий. Важный момент в умственном развитии ребёнка — умение сравнивать, определять главные признаки, сходства и различия, классифицировать — являются показателями умственного развития ребёнка. Это также является задачами курса. Если говорить о соответствии стандарту, то универсальные учебные действия, которые выделены в нём, как раз относятся к познавательному блоку. Также многие задания направлены на развитие внимательности, наблюдательности.
Информацию об учебно-методическом комплекте «Окружающий мир» также можно получить на сайте серии «Планета знаний».
 

Назад