Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
03.07.2009

ОБЗОР ПРЕССЫ №327

Ведущая рубрики – Анна Петрова
 
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Любовь Глебова подвела итоги первой волны Единого госэкзамена. Хуже всего российские выпускники сдали информатику - более 11 процентов условных "двоек". Рассказывает «Российская газета» от 24 июня в статье «Говорит и показывает ЕГЭ».
 
В апреле - июне 2009 года практически миллион человек пришли сдавать ЕГЭ. Из них 930 тысяч - выпускники этого года. Остальные - те, кто окончил школу экстерном, выпускники прошлых лет, поступающие в вузы или учреждения среднего профобразования и учащиеся колледжей и техникумов. Всего было проведено более 3 миллионов экзаменов. С этого года все выпускники школ в обязательном порядке сдают русский язык и математику. Без результатов ЕГЭ по этим предметам аттестат не получить.
Тех, кому не удалось преодолеть минимальный порог ни по одному из обязательных предметов, и вместо школьной "корочки" им выдадут справку о прослушанном курсе, в России оказалось около 20 тысяч (примерно 2 процента от всех сдававших). А эксперты ожидали, что эта цифра будет в 10 раз больше. К слову, те, кто "завалил" лишь один из обязательных экзаменов, использовали свое право на пересдачу. В результате более 83 процентов пересдававших русский язык изменили свои результаты в лучшую сторону - перешли границу обязательного минимума и получат аттестаты. Результаты пересдачи по математике, которая состоялась 20 июня, сейчас обрабатываются. Рособрнадзор обещает обнародовать их 25-26 июня.
 
По словам Любови Глебовой, подсчет количества ребят, сдававших тот или иной предмет по выбору, позволяет уловить тенденцию: какие профессии сегодня пользуются наибольшей популярностью у абитуриентов. Ведь в этом году впервые официально закреплен список предметов, необходимых для поступления на ту или иную специальность. Так наибольшей популярностью у "егэшников" первой волны, как выяснилось, пользовалось обществознание. Его в качестве экзамена по выбору сдавали 445 тысяч человек - почти половина от общего числа сдававших. На втором месте по популярности - физика: этот предмет выбрали 195 тысяч человек. Далее по убывающей - биология, иностранные языки, информатика... Меньше всего желающих было сдавать географию - всего 33 тысячи ребят. «Это говорит о том, что примерно половина выпускников выбрали для дальнейшего обучения в вузах гуманитарные специальности, - сказала Любовь Глебова. - Примерно четверть ребят собираются связать свою жизнь с техническими профессиями. Причем на физику пришло гораздо больше человек, чем в прошлые годы».
 
По итогам первого этапа "единого" было подано более 42 тысяч апелляций к результатам проверки работ - чуть больше 1 процента от количества всех сданных экзаменов. В 8 тысячах случаев выпускники сумели отстоять свою позицию и получили дополнительные баллы. По самой процедуре проведения ЕГЭ претензий куда меньше - всего 24 заявления из 8 субъектов РФ. Удовлетворено 13. Любовь Глебова уверена: такое малое число апелляций говорит о том, что многие выпускники просто не знают своих прав. В частности, что апелляцию по процедуре ЕГЭ нужно подавать в тот же самый день, не покидая пункта проведения экзамена. Организаторы обязаны выдать школьнику бланк-форму для заявления в двух экземплярах, заверить подписью оба варианта и один вернуть школьнику. Больше всего беспокойств на ЕГЭ принесли мобильные телефоны. Это нарушение стало самым частым: дети умудрялись пронести их в аудитории, спрятать в туалете, удавалось выходить в Интернет и получать онлайн-подсказки. По словам Глебовой, у регионов есть право отслеживать и фиксировать по факту все выходы с мобильных телефонов в Интернет во время проведения экзаменов. Так что по всем случаям организованы разбирательства.
 
«Весь контроль за проведением экзаменов лежит на регионах, - подчеркнула Глебова. - Федеральный центр проводит мониторинг ситуации. Но вся ответственность - на субъектах». По данным Рособрнадзора, хуже всего Россия сдала информатику - более 11 процентов условных "двоек". 10 процентов несдавших - по географии, примерно столько же не справились с экзаменом по немецкому языку. 9 и 8,7 процента выпускников соответственно не сдали химию и историю. Это значит, что они уже не смогут поступить на тот факультет, где требуются эти предметы. Но зато они могут досдать предметы на другие специальности. В этом году впервые Рособрнадзор дал такую возможность - и только выпускникам этого года. «Если после первой волны абитуриент решит попробовать свои силы в другой специальности, на которую у него нет сданного экзамена, можно заявиться на досдачу во второй волне, - пояснила Любовь Глебова. - Прошу не путать с пересдачей! Улучшить свою оценку по уже сданному предмету по выбору можно только на следующий год».
 
*****************************
 
Абитуриенты зубрят, родители трясутся... Зря трясетесь! В этом году российские школы оканчивают 950 тысяч ребят, а только бюджетных мест в вузах - 527 тысяч. Плюс, по примерным подсчетам, около 700 тысяч мест для «платников». Итого, на каждого потенциального студента - 1,3 места! Откуда ж, вы спросите, дикий конкурс в институтах? А потому что большинство поступают на «модные» специальности - «юриспруденция», «финансы и кредит», «маркетинг»... Но будут ли финансисты и менеджеры востребованы через пять лет? Как выбрать вуз? Советы дает газета «Комсомольская Правда» от 18 июня в статье «Не бойся, выпускник, не станешь грузом, для каждого найдется место в вузе!».
 
Как только грянул кризис, на биржу труда строем двинулись финансовые аналитики, толпы менеджеров. Может, эти специальности уже не нужны? «На самом деле мы видим не массовые сокращения, а избавление от балласта, - уверена руководитель проекта по развитию бизнеса компании «Империя кадров» Юлия Пискунова. - И финансовые аналитики, и менеджеры, и специалисты по страхованию по-прежнему востребованы. Но только лучшие, эффективные, способные приносить компании прибыль. Так что получать специальности, связанные с финансами, можно. Но, во-первых, желательно учиться в хорошем, «рейтинговом», вузе, а во-вторых, не рассчитывать на сверхвысокие зарплаты».  Евгений Гонтмахер, руководитель Центра социальной политики Высшей школы экономики РАН, настроен более пессимистично: «Получать профессию экономиста я бы советовал в известных государственных вузах, как МГУ, СПбГУ, и других. Частные вузы до их уровня сильно недотягивают. Получите диплом, а потом куда? С юристами - то же самое. Их УЖЕ так много, что большинство пристраиваются либо по блату, либо работают не по специальности. При этом настоящий, удачливый юрисконсульт - большая редкость».
 
Александр Долгоруков, старший преподаватель факультета социологии МГУ, уверен, что нужно получать технические специальности: «Спрос на инженеров, в том числе инженеров-строителей, технологов, механиков, конструкторов, специалистов в области эргономики и логистики, уже очень высок. Мои выпускники-«технари» признаются, что работодатели их на руках носят! И спрос на технические специальности будет только расти. Все, кто умеет пользоваться сложной техникой, без труда найдут работу». Евгений Гонтмахер согласен с таким прогнозом, но вносит важные уточнения: «Я бы советовал получать техническую специальность с расчетом на базовые отрасли российской экономики. Металлургия, переработка леса, химическая отрасль, уголь, нефть и газ. В гуманитарной сфере через пять лет могут быть очень востребованы учителя. Ведь подрастут дети у многочисленного поколения 1980-х годов рождения, число школьников резко вырастет. А еще продолжится старение населения, и будут очень востребованы врачи».
 
Диплом, увы, еще не гарантия устройства на работу. Но, оказывается... «Несмотря на кризис, есть много мест, куда молодых специалистов примут с удовольствием, - поясняет специалист по поиску и подбору персонала компании «Империя кадров» Елена Брыкина. - Это мерчендайзер, экспедитор, торговый представитель. Работодатель делает ставку на целеустремленность молодежи, готовность работать по 24 часа в сутки и желание зарекомендовать себя. По такому пути - брать молодежь и учить - идут многие компании. Ведь проще взять человека без опыта и обучить, чем перекупить за большие деньги профессионала».  Вот так, друзья. Не спешите освоить «модную» профессию. «Финансовый аналитик» звучит красиво. А «технолог» - надежно.
 
*******************************
 
Эксперты советуют выбирать вуз по любви, а не по необходимости, продолжает тему «Независимая газета» от 23июня в заметке «Сильные и дорогие или слабые и дешевые».
 
Высшая школа экономики дала подсказки, какие вузы стоит выбирать. В условиях, когда родители накоплений на учебу больше не имеют и платить за студента фактически не могут, разумным выходом им кажется один: отдать документы в любой институт, где есть возможность попасть на бюджет. Тем более что согласно озвученным официальным цифрам, на бюджет может теперь претендовать фактически каждый второй выпускник школы. Но… предупреждают эксперты-экономисты ВШЭ, выбирать в этом году вуз нужно еще внимательнее, чем в прошлые годы. Почему? Пересидеть в вузе третьего эшелона, конечно, можно. Только это может грозить либо потерей времени, либо в любой момент такой вуз могут закрыть. В некоторых гуманитарных госвузах финансирование на 65% (а то и больше!) зависит от платы за обучение. Также надо помнить, что по закону представительства вузов не могут проводить занятия со студентами. А филиалы сегодня находятся под пристальным наблюдением Рособрнадзора.
 
В кризис уменьшились внебюджетные средства вузов. Вузы ожидает сокращение числа студентов. И не только по причине демографического провала. А потому что на рынке образования исчерпан спрос на вторичное образование со стороны 25–35-летних. Этот спрос хорошо подкармливал высшую школу. Общее сокращение спроса может достигнуть 15–30%. Перед вузами встанет задача выживания. Слабые вузы если не закроются сразу – начнут экономить. И экономить на закупках, ремонте и… зарплате преподавателей. Что неминуемо скажется на качестве преподавания.  Второй момент заключается в том, что не стоит выбирать профессию (пусть и за бесплатно) без интереса к ней. Это все равно что идти замуж без любви. Рано или поздно развод неминуем.  А с другой стороны, что делать, если платить за обучение нет возможности? Оказывается, здесь есть некоторые приятные мелочи. Высшая школа экономики предлагает вузам разумно подойти не только к своим внутренним тратам, но и пересмотреть отношение к платным студентам. Предусмотреть скидки в оплате обучения в зависимости от набранных на ЕГЭ баллов. Например, абитуриент с 300 баллами ЕГЭ по четырем предметам может платить не всю сумму, а только 50% от цены за обучение. Сама ВШЭ такую систему уже ввела.
 
Облегчить выбор конкретного вуза помогут рейтинги. Как раз один из них выпустило накануне независимое агентство РейТор. Опрашивали руководителей компаний Москвы и учитывали карьеру выпускников вузов прошлых лет. Оказывается, наряду с уже известными МГУ, МГИМО, МГТУ, ВШЭ, РГГУ и РУДН рекламе и маркетингу неплохо учат в Московском городском педагогическом университете, Московском госуниверситете печати и в Московском авиационном иституте. А экономике и управлению – в Московском государственном лингвистическом университете, Мосгосуниверситете путей сообщения, Московском энергетическом институте. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов выделил из негосударственных вузов два – Российский новый университет и Международный университет в Москве.
 
*****************************
 
Что заставляет родителей отдавать детей в частные школы? Если в тучные годы родители уже зимой начинали подыскивать школу для любимого ребенка, то кризис в этот график внес свои коррективы. Специалисты говорят, что и в июле еще не поздно найти подходящий частный лицей, места есть. Сколько стоит обучение в коммерческой гимназии и насколько оправданы эти траты, выяснила газета «Новые Известия». Результаты – в статье «Без домашних заданий», опубликованной в газете 3 июля.

Несмотря на то что в последние годы в Москве появилось несколько сотен частных лицеев, у родителей, готовых платить за школьное образование, выбор не так чтобы очень велик. Ребенка можно определить либо в корпоративную школу при банке или крупной компании либо отдать в частный лицей при общественной организации. Причем для того, чтобы предпочесть тот или иной вариант, долго и обстоятельно сравнивать их достоинства и недостатки не придется: прайс говорит сам за себя. Обучение в лицее при серьезной финансовой структуре обойдется как минимум в 1,5 тыс. евро в месяц, притом что вступительный взнос может достигать суммы в 30 тыс. евро. Частные школы попроще «стартового капитала» с родителей не требуют, да и цены в них более демократичные: от 1,5 до 4 тыс. рублей в месяц. Впрочем, при желании можно найти золотую середину – гимназии, в которых месяц обучения обойдется в 10 –20 тыс. рублей, но их буквально единицы.

Индивидуальный подход к каждому ученику – основное преимущество коммерческих учебных заведений перед государственными. Малочисленные классы по 10 –15 учеников позволяют преподавателю уделить достаточно внимания каждому из них. Причем лекционный принцип, когда рассказанную на уроке тему необходимо дорабатывать дома, принятый в обычных школах, здесь не в ходу: учителя стараются объяснить новый материал максимально доступно непосредственно на занятии.

Практически все коммерческие лицеи имеют гуманитарную, техническую или языковую специализацию, а это значит, что у ребят с первого класса появляется возможность осваивать компьютерные программы, изучать несколько языков и устраивать творческие вечера. Впрочем, в последнее время частные школы преобразуются в многопрофильные гимназии, где все эти направления, особенно в старших классах, сочетаются. «Мы пытаемся организовать учебный процесс таким образом, чтобы наши воспитанники, уже начиная с девятого класса, более или менее определились со своей будущей профессией, – рассказал завуч одной из коммерческих гимназий Алексей Елагин. – Это позволяет составлять для каждого из них индивидуальный учебный план, делая упор на необходимые для поступления в вуз предметы. Более того, у нас существуют экономическое, юридическое, техническое и гуманитарное направления, в рамках которых мы контактируем с ведущими высшими учебными заведениями столицы».

Впрочем, только базовым обучением частные школы стараются не ограничиваться, предлагая своим воспитанникам разнообразные внеклассные занятия. «Эти досуговые программы, как правило, делятся на три вида: спортивные мероприятия, научные кружки и всевозможные психологические тренинги, – пояснил  педагог Алла Смолянская.– Для этого в школе оборудованы современные, хорошо оснащенные спортивные площадки, теннисный корт и бассейн. Но особой популярностью пользуется тренинговый центр, где с помощью ролевых игр мы пытаемся развить в детях лидерские качества».

Еще более разнообразная внеклассная программа ожидает ребят в загородных школах-пансионах – находке для вечно занятых родителей, стремящихся как можно раньше приучить свое чадо к самостоятельной жизни. Ребенка здесь можно оставить на пять рабочих дней, а на выходные забрать домой. Учебная программа в подобных гимназиях соответствует нормам, утвержденным Министерством образования, а по окончании лицея его выпускники получают аттестат государственного образца. Школы- пансионы также практикуют индивидуальный подход к каждому ученику, поэтому численность классов здесь редко превышает 10 человек, что особенно важно для ребят, по тем или иным причинам отстающих от школьной программы. А тем, кому учеба, наоборот, дается легко, загородные пансионы предлагают экстернат, который дает возможность уделять больше времени внеклассным увлечениям, будь то занятия спортом, музыкой или искусством. Практически все подмосковные школы-пансионы могут похвастаться хорошо оснащенным спортивным комплексом, который включает в себя тренажерный зал, бассейн, баскетбольные и волейбольные площадки, теннисные корты, а иногда поля для занятий верховой ездой.  В среднем месяц проживания в подмосковном пансионе обойдется в 30 тыс. рублей, причем в эту сумму входит не только шестиразовое питание и все необходимые учебные материалы, но и стоимость плановых экскурсий.
 
 

Назад