Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
23.07.2009

Цунами в ЕГЭ не случилось

Критики ЕГЭ прогнозировали - 20 и даже 30 процентов выпускников провалят нынешние экзамены и не получат аттестат. И в первой волне ЕГЭ с 26 мая по 19 июня и во второй волне с 7 по 17 июля специалистами новосибирского Областного центра мониторинга образования нечего подобного не зафиксировано. В целом по России этот показатель равен 2 процентам. У нас в области он ещё меньше. Какие можно сделать выводы?
 
Могилёв Николай Алексеевич, заместитель директора новосибирского Областного центра мониторинга образования.
«… Прежде всего, хотел бы привести некоторые цифры и факты. Сотрудниками нашего центра в первой волне ЕГЭ были обработаны индивидуальные бланки ответов по шестидесяти семи тысячам двумстам шестидесяти трём экзаменам по тринадцати предметам.  Наиболее массовыми у нас были экзамены по двум предметам: русскому языку и математике. Сдавали там и там почти по двадцать тысяч учащихся. Это понятно. Два этих экзамена вне конкуренции, они обязательны для всех.
Но, вот интересную тенденцию можно проследить на так называемых экзаменах по выбору, в которых выпускники участвуют исходя из того, какую профессию они намерены освоить в будущем. Так вот следующим по массовости  после русского языка и математики у нас был экзамен по обществознанию – девять тысяч четыреста пять человек. Затем история – четыре тысячи  тридцать девять  и только потом, сама популярная из точных наук физика, на экзамен по которой явились три тысячи девятьсот восемьдесят человек.
Из этих цифр можно сделать вывод, что большинство выпускников как и раньше собираются поступать на гуманитарные специальности. Именно поэтому они выбрали экзамены по истории и обществознанию. Вновь «технарей» у нас оказалось мало. Экзамен по физике, как вы видите, выбрали три тысячи девятьсот восемьдесят выпускников. Экзамен по информатике – две тысячи сто пятьдесят семь. В связи с этим, не исключается вероятность того, что в технических вузах, факультетах не будут заполнены даже бюджетные места.
 
Вторая волна единого государственного экзамена проходила с 7 по 17 июля для тех выпускников, кто по самым разным причинам не мог принимать участие в первой экзаменационной волне. У нас было организовано одиннадцать пунктов по сбору заявок, и выпускник мог придти на любой из этих пунктов и выбрать те экзамены, которые он считает нужным сдать. Поэтому возможно, что русский и математику он сдал, к примеру, в СГУПСе, а информатику или иностранный язык -  в другом вузе, если ему это понадобилось.
Хочу напомнить вот о такой возможности,  увеличивающей шансы выпускника успешно сдать обязательные экзамены по русскому языку и математике. По каждому экзамену Рособрнадзором был установлен минимальный бал, который нужно было обязательно набрать. И если по русскому и математике этот минимальный бал выпускником не набирался, то давалась возможность пересдать экзамен. И у нас в области этой возможностью воспользовались почти все из тех, кто в первой попытке потерпел неудачу. И очень многие пересдали успешно. В среднем всего десять процентов от тех, кто пришёл на повторный экзамен, не смогли его сдать. Поэтому, можно предположить, что причина неуспеха в первой попытке сдачи обязательного экзамена по русскому языку или математике не в недостаточных  знаниях выпускника, а просто переволновался человек.
 
Подчёркиваю, что такая переэкзаменовка была возможна только по обязательным предметам: русскому языку и математике. Экзамены по выбору не пересдаются сразу, а только на будущий год.  Если выпускник, к примеру, выбрал информатику и вдруг её не сдал, то будет вынужден в этом году поступать, либо на другой факультет, где информатика не нужна, либо ждать возможности сдать информатику в следующем году.
Хлытина Ольга Михайловна, председатель предметной комиссии по истории.
«… В случае, когда выпускник «завалил» свой экзамен по выбору в первой волне, есть ещё вариант – сдавать во второй волне экзамен по другому выбранному предмету. Напомню, что об этом выпускникам и их родителям в своём интервью говорила  Глебова Любовь Николаевна, руководитель федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. При этом она подчёркивала, что не стоит бояться, например, такого, казалось бы сложного предмета, как физика, и сделать попытку сдать во второй волне экзамен, именно по этому предмету. В случае удачи шансы выпускника попасть в престижный технический вуз повышаются многократно…».
- А что вы можете сказать о качестве выполненных выпускниками экзаменационных работ?
Могилёв Николай Алексеевич, заместитель директора новосибирского Областного центра мониторинга образования.
«… Наши средние баллы и средние баллы по России приблизительно одинаковые. У нас есть два предмета – это немецкий язык и литература, где средний балл несколько ниже, чем по России. А по итогам первой экзаменационной волны у нас 28 «стобальников». Они есть по информатике, по литературе, по химии, по физике, по математике, по русскому. И среди них есть даже те, кто сразу по двум предметам, например, по математике и по физике набрал по сто баллов. Таких у нас есть четыре человека. Это выпускники Специализированного учебно-научного центра НГУ…».
 
- А как вы можете оценить прошедший ЕГЭ, например, с психологической точки зрения? Как психологически готовы были к нему и экзаменаторы и экзаменующиеся?
 
 «… Новосибирская область участвует в эксперименте по ЕГЭ с  2002 года. Опыт уже наработан не малый. Общее количество экзаменов прошлого года и нынешнего одинаковое. У нас и в прошлом году русский язык и математика они тоже были обязательными. Вузы очень хорошо к этому относятся. Для всей системы общего образования Новосибирской области переход в штатный режим работы по ЕГЭ не явился чем-то неожиданным или сложным. И выпускники, как показали экзамены, были готовы к ЕГЭ, в том числе и психологически…».
- В обществе у многих категорий и групп населения отношение к ЕГЭ было скептическое, а нередко просто отрицательное. Это как удалось преодолеть?
 
 «… Мы, безусловно, занимались этой проблемой. У нас есть отдельные группы людей, у которых к ЕГЭ отношение действительно отрицательное. Это, во-первых, выпускники вечерних школ, которые, как мне кажется, боятся ЕГЭ в силу своей недостаточной подготовки. Раньше они практически все получали аттестаты. В этом году ЕГЭ для них стал серьёзным испытанием и далеко не все его выдержали. Во-вторых, у нас боятся ЕГЭ некоторые учителя…».
 
- А они-то почему?
 
«… Раньше преподаватель учил и затем сам знания выпускника оценивал. Сегодня  оценивает другой. Это принцип ЕГЭ. Уровень критериев оценки знаний единый по всей России. Некоторые учителя, видят в этом угрозу своему авторитету. Но, беду я вижу в другом. Их отрицательное отношение к ЕГЭ, как правило, передаётся ученикам. Я предлагаю вам поговорить с Ольгой Михайловной Хлытиной, она как председатель предметной комиссии по истории, ближе  к учителям. Кстати она и обучала группу учителей, которые и вошли потом в данную предметную комиссию…».
Хлытина Ольга Михайловна, председатель предметной комиссии по истории.
«… Экзаменационная стандартная работа выпускника состоит из трёх частей. Наша предметная комиссия по истории проверяла третью, завершающую часть, обозначаемую буквой «С». Это самая сложная часть экзамена, предполагающая развернутый ответ ребёнка по тем предложенным вопросам. Часть «С» ориентирована не только на то, чтобы выявить полученные знания, но и на проверку умения учащихся мыслить. Поэтому можно иметь энциклопедические знания по данной теме, и даже не плохо их представить в первых двух частях экзаменационной работы, обозначаемых как «А» и «Б», но не получить максимальный бал в части «С» именно потому, что, не наработаны навыки, помогающие использовать имеющиеся знания для анализа исторических ситуаций. Для выявления в них причин, сущности, последствий. Для анализа предложенных разноречивых историографических версий и оценок тех или иных событий…».
- А не много ли мы хотим от выпускника общеобразовательной школы?
 
«.. Все задания, которые включены в часть «С», – это уровень требований стандарта. Современный стандарт по истории предполагает не только накопление знания, но и освоение умений и опыта деятельности с ними. Мы ведём речь о компетентностном подходе к обучению, о том, чтобы знания не складывались про запас, а умело применялись…».
 
- Какие знания по истории показали выпускники на ЕГЭ?
 
«… Ученики показали достаточно разный уровень подготовки. Есть те, кто демонстрирует действительно широкие знания, умение анализировать, умение формулировать свою позицию, аргументировать её. Но есть и те, кто имеет очень фрагментарные представления даже по ключевым событиям российской истории, то есть по переломным…».
 
- Была ли в этом году у выпускников на ЕГЭ определённая растерянность, неуверенность, раздражение от непонимания, чего от них хотят? Или все они железные, уверенные в себе молодые люди?
 
«… Да, почему? Любой экзамен – это стресс. Давайте вспомним себя, когда мы сдавали экзамен в традиционной форме. Я думаю, что каждый из нас тревожился и переживал по разным причинам. Кто-то чтобы соответствовать ожиданиям родителей, кто-то чтобы успешно продемонстрировать себя… Ситуация экзамена – это всегда ситуация стресса. И ребёнок именно к такой ситуации готовится. С другой стороны, большинство заданий, абсолютное большинство заданий этого года были ориентированы именно на базовые содержания курса истории, и позволяли ребёнку продемонстрировать успешность своей подготовки. Конечно, идеальный вариант – это когда на экзамене ты имеешь возможность показать очень многое из того, что знаешь и умеешь, то есть предъявить весь свой потенциал. Но так бывает не всегда. Бывает, билет попался не счастливый, или вариант какой-то там более сложный. Однако вы сами видите результат единого государственного экзамена у нас в области – не получили аттестаты менее двух процентов выпускников…».
 
В качестве фотоиллюстраций к данному материалу редакция публикует несколько снимков, на которых запечатлены рабочие моменты в Областном центре мониторинга образования.
 
Владимир ПИСКАРЕВ, редакция ОблЦИТ.
Фотоиллюстрации автора и сотрудников ОГУ ОЦМО.

Назад