Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
23.11.2009

ОБЗОР ПРЕССЫ №346 "Мэр города провёл открытый урок для молодых учителей" "Учебный план Путина" "Сыщики под партой" "За выпускниками колледжей работодатели выстраиваются в очереди"

Ведущая рубрики – Анна Петрова
 
Мэр Новосибирска Владимир Городецкий встретился с молодыми учителями, педагогическая биография которых началась 1 сентября 2009 года. Эта встреча менее всего напоминала официальное собрание. Она была проведена в необычном, праздничном и торжественном формате открытого урока, на котором присутствовало все, что положено: обсуждение новой темы, ответы на вопросы, задание на дом. Рассказывает газета  «Вечерний Новосибирск» от 14 ноября в статье «Мэр города провёл открытый урок для молодых учителей».
 
На встречу, кроме молодых педагогов, были приглашены ветераны педагогического труда, руководители органов управления образования мэрии и администраций районов, ректоры Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, представители педагогической общественности. Особенностью 2009 года является тот факт, что на сегодняшний день в муниципальных образовательных учреждениях города вакансий нет. Если на 1 сентября свободными оставались 24 рабочих места, то в настоящий момент они заняты молодыми специалистами.
 
С 2004 года началось обучение студентов НГПУ на контрактной основе, и в 2009 году выпускники первого контрактного набора стали учителями. В текущем году в муниципальные образовательные учреждения Новосибирска пришли 184 молодых педагога (в прошлом году их было 127). Примечательно, что большая часть «новичков» — это учителя иностранного языка (36 человек), специалисты, которых в предыдущие годы катастрофически не хватало: директора школ жаловались, что «иностранцы» предпочитают работать не в муниципальной системе образования, а в частных фирмах. Однако на сегодняшний день ситуация изменилась в лучшую сторону.
 
В 2009 году работать в сферу образования пришли 17 учителей начальных классов, 17 — математики и информатики, 11 — русского языка и литературы, 10 — географии и биологии, 8 — истории, 6 — физической культуры, 3 педагога дополнительного образования и 27 воспитателей детских садов. Наибольшее количество молодых специалистов пополнило педагогические коллективы Ленинского, Калининского, Заельцовского и Октябрьского районов. Владимир Городецкий подчеркнул, что это не просто цифры, но инновационный ресурс Новосибирска — люди, с которыми связано будущее нашего города.
 
«Надеюсь, молодые специалисты пришли с желанием освоить эту профессию в совершенстве, — добавил Владимир Городецкий. — Очень важно, чтобы они уже на первом этапе почувствовали внимание и поддержку со стороны старших коллег. Среди мер поддержки, которые сегодня существуют в сфере образования, — гранты и профессиональные конкурсы, дающие мотивацию к саморазвитию. В этом году мы утвердили положение о первом профессиональном конкурсе среди молодых новаторов «Новой школе — современный учитель». Конкурс поможет начинающим педагогам проявить себя, поделиться первыми профессиональными достижениями. С 2003 года каждый молодой учитель имеет право на получение единовременного пособия. С переходом на новую подушевую систему оплаты средняя заработная плата молодых учителей выросла до 11 тысяч рублей в месяц, тогда как всего год тому назад она не превышала пяти тысяч. Разработаны меры поддержки, связанные с медицинским обслуживанием работников образования: в прошлом году, например, полторы тысячи учителей получили путевки и прошли курс реабилитации в центре образования и здоровья «Магистр» и в других здравницах города. На базе Новосибирского городского Дома учителя развиваются новые формы объединения молодежи. Начинающие педагоги получают возможность учиться друг у друга, не падать духом в случае неудач, радоваться победам... Я думаю, комплекс мер, нацеленных на создание благополучной атмосферы в каждом школьном коллективе, принесет добрые плоды».
 
Информационная часть открытого урока завершилась ярким концертом. А под занавес молодые учителя получили «домашнее задание» — совершенствовать профессиональное мастерство. Не только учить, но и учиться, творчески перенимая опыт старших коллег. «Я надеюсь, вы принесете в образовательную среду Новосибирска дух творчества, энтузиазма и новаторства. Программа «Наша новая школа является продолжением национальной программы «Образование». Реализовывать ее предстоит вам», — отметил в заключение мэр.
 
*******************************
 
Физкультура, музыка, труд — все эти “второсортные” школьные предметы могут быть выведены “за штат”. Премьер-министр РФ Владимир Путин поручил министру образования Андрею Фурсенко рассмотреть возможность вынесения специфических уроков за рамки учебного плана, но в то же время оставить их как обязательные. Что бы это значило? Днем, в обычное время, школяры будут корпеть над русским и математикой, а вечером в нагрузку работать на станках и бегать стометровку? Чем не увеличение трудового дня? Особенно для тех, кто после уроков бежит на подготовительные курсы или к репетиторам. Анализ провела газета «Московский Комсомолец» от 17 ноября в статье «Учебный план Путина».
 
Андрей Фурсенко сам признался, что вынесение физкультуры, труда и музыки за рамки учебного плана может означать, что у школьника в день будет, например, не 6 уроков, а 7. Но седьмым должен обязательно стать именно “разгрузочный” предмет.  «По принятым в 2003 году нормам СанПина, — пояснила главный специалист Департамента образования Москвы Надежда Круглякова, — у пятиклассника, например, не может быть больше 28 учебных часов в неделю при пятидневке. В это количество входят все предметы, а также возможные факультативы, включенные в учебный план».  

Тогда получается, что с вынесением вышеперечисленных предметов за рамки учебного плана каждый пятиклассник будет иметь плюс как минимум четыре часа (2 урока физкультуры, 1 — музыки, 1 — труда). Итого 32 часа в неделю. А притом что в стране существует установка на увеличение часов физкультуры, то пятикласснику легче и вовсе поселиться в школе. Скорее всего школьники начнут всячески игнорировать “лишние” занятия — они же не железные! Им тоже хочется и погулять, и в кино сходить… А значит, эти так называемые дополнительные уроки сделают “строго обязательными”, то есть с оценками, прогулами и оргвыводами с занесением в аттестат.  
 
«Я двумя руками за то, чтобы уроки физкультуры вынесли за рамки учебного плана, — поделился председатель Совета директоров общеобразовательных школ России Яков Турбовский. — Как только начинается обязаловка, убивается интерес ученика к предмету. Нужно воспитывать в ребенке культ спорта, чтобы у его организма была потребность заниматься физкультурой. Школа должна стать средой формирования личности. Там постоянно должны быть открыты спортзалы, мастерские, в которые дети могли бы приходить в любое удобное для себя время».  Однако другого мнения придерживается старший научный сотрудник Института возрастной физиологии Елена Лапицкая:  «Как только физкультуру вынесут за сетку, мы этот предмет убьем. Вряд ли кто-то сможет заставить старшеклассницу ходить на физру каждый день, если она не включена в учебный план. Я вообще считаю, что для ребенка, который не выбрал для себя спорт профессией, два часа физкультуры и два часа в секции вполне достаточно».  

Получается палка о двух концах. С одной стороны, увеличение занятий спортом призвано оздоровить молодое поколение. А с другой — увеличение времени, когда растущий организм находится в душных классах и спортзалах, пагубно повлияет на его состояние. Впрочем, по словам Фурсенко, готовой схемы вынесения предметов за рамки учебной программы пока нет, но это то направление, в котором необходимо двигаться. Авось все-таки пронесет…
 
***********************************
 
Милицейское пополнение подготовят в пяти суворовских училищах МВД. Стать воспитанником суворовского военного училища МВД теперь станет сложнее - помимо обязательных экзаменов и медицинского освидетельствования кандидату в курсанты придется проходить различные проверки и собеседования. Подробности – в «Российской газете» от 18 ноября, в статье под названием «Сыщики под партой».
 
Придётся в том числе общаться с психологами, милицейскими кадровиками, получить направление из УВД по месту жительства. Понятно, что постоянный "клиент" инспекции по делам несовершеннолетних вряд ли получит благословение местной милиции. И еще кандидату надо обязательно пройти тест-драйв на наличие в крови психотропных и наркотических средств. Эти и многие другие меры прописаны в приказе министра внутренних дел о порядке приема в суворовские военные училища МВД России, который публикуется сегодня в "Российской газете". Среди многих условий приема - более жесткие требования к приемным комиссиям, их действия, права и обязанности детально регламентированы. А значит, появились гораздо большие возможности для контроля.
 
Суть всех этих мер - в более качественном отборе будущих сотрудников милиции, которых ведомство намерено воспитывать, так сказать, с младых ногтей, - суворовцем может стать юноша не старше 15 лет. Но руководство училища и министерства хочет быть полностью уверенным в этом молодом человеке - его физическом и психическом здоровье, знаниях и моральных устоях, в мотивации, наконец. Насчет мотивации - особый разговор. В принципе подать документы и готовиться к экзаменам может любой школьник. Для этого и существует конкурс на общих основаниях. Но дети сотрудников милиции и военнослужащих внутренних войск, прослуживших 20 лет, воюющих в "горячих точках", погибших или уволенных по здоровью, поступают без конкурса. А сироты, не имеющие ни родителей, ни опекунов, - вообще без экзаменов.
 
Это - очень важный социальный и даже психологический момент. Мальчишка растет в милицейской или военной среде, идет по стопам отца и при этом четко понимает, что именно эта среда выводит его "в люди" - обучает, кормит, во всем поддерживает. И не бросает в беде, если с твоими родителями что-то случилось. Только учись и служи. Ведь после суворовского училища выпускника ждет льготное поступление в высшее учебное заведение МВД, то есть вполне конкретная профессиональная стезя, офицерская карьера. Для многих ребят из небогатых семей, тем более для сирот, - это реальный шанс занять достойное место в жизни, не оказаться в наше рыночное время буквально на улице. В системе МВД сейчас существуют пять суворовских военных училищ - в Санкт-Петербурге, Новочеркасске, Елабуге, Астрахани и Чите. Причем три последних открыты в этом году по распоряжению премьер-министра России Владимира Путина. В этих трех новых учебных заведениях будут учиться свыше 500 ребят. Срок обучения в суворовском училище - 3 года.
 
******************************
 
Тенденция последнего времени - столичные ребята даже из крутых продвинутых школ, гимназий и центров образования идут дальше учиться не в вузы, а в колледжи. И после девятого класса, и после одиннадцатого. Почему? Как удалось за несколько лет превратить "птухи" и "бурсы" в престижные учебные заведения? Об этом на страницах газеты «Комсомольская Правда» от 18 ноября в интервью «За выпускниками колледжей работодатели выстраиваются в очереди» рассказывают  руководители отдела проектов в сфере профобразования Национального фонда подготовки кадров Татьяна Трофимова и директор столичного колледжа предпринимательства № 11 Игорь Павлов.
 
- Можно ли говорить, что уход из школы в колледжи - действительно тенденция, а не просто веяние случайной моды?
 
На самом деле, так получилось, что сегодня учреждения НПО и СПО лучше других понимают, что востребовано конкретными работодателями. В большинстве колледжей - где с первого, где с третьего  курса, ребята начинают работать с конкретными предприятиями. Что это означает? Что и педагогический состав, и руководители образовательных учреждений прекрасно знают практику, знакомы с руководителями компаний, фирм, заводов, понимают тенденции их  технологического развития. Они предвидят, какие кадры понадобятся производству через несколько лет, в силу того, что находятся в сфере знания, а не в сфере производства. Сейчас есть учреждения, где закуплено опережающее оборудование  - самое новейшее, которого еще и на заводах-то нет. И это правильно: сначала в училище готовится костяк специалистов, умеющих работать на таком оборудовании, а уже потом его устанавливают на производстве. 
 
Можно говорить о четкой тенденции роста престижа колледжей в последние два-три года. У школьников и их родителей есть вполне объяснимая логика, почему они выбирают эти учебные заведения. 98 процентов ребят в возрасте 14-15 лет, к сожалению, а, может, и к счастью, еще не определились и, подчеркиваю, не смогут окончательно профессионально самоопределиться. Поэтому задача  - предоставить возможность молодому человеку пробовать себя. Как раз в колледжах для этого созданы разноуровневые программы начального и среднего образования. Можно получить рабочую специальность по одному направлению, а потом  с определенного этапа, получив диплом, и не потеряв время,  уйти и развиваться в другой сфере.
Выпускник колледжа может поступить на общих основаниях в вуз по другому профилю, а может продолжить обучение по родственной специальности. Что дает, на мой взгляд, колледж? Огромный опыт профессиональных проб. Не теоретических, а практических. Но - главное - за плечами выпускника колледжа уже есть уверенность - он обучен востребованной специальности. Он  в жизни не пропадет.
 
Достоинств современной системы среднего профобразования я могу перечислять множество.  Одно из них - это практическая ориентация. Ребята, окончившие колледж, реально что-то умеют делать. А  большое количество выпускников вузов, особенно вузов средненьких, приходят на работу и их еще от полугода до двух лет нужно учить профессии.
 
- Но если такой наплыв в колледжи, сложно ли поступить в эти учебные заведения?
 
Вот пример. Ребята поступают на программу начального профобразования. Например, есть эксклюзивная  рабочая профессия «огранка алмазов».  Подготовка по ней ведется только у нас на всей территории бывшего Советского Союза. Для того, чтобы поступить на эту специальность, нужно прийти и написать заявление. А также принести справку о том, что у тебя зрение соответствует норме. Потом собеседование - и все. Если же учащийся после 9-го класса поступает на программу среднего профобразования (по-старому это техникум), ему нужно сдавать два экзамена - русский и математику. А если какая-то творческая специальность, например, аудиовизуальная технология или фото-видеотворчество, тогда вводится еще один экзамен, по профилю. Но в любом случае эти экзамены намного проще, чем   в вузы. Как правило, колледж, если молодой человек не может сдать экзамен на ту или иную специальность, не отказывается от абитуриента. Предлагают поступать на другое направление.
 
-  Сколько нужно учиться в колледже?
 
После 9 класса минимум два года, если студент не получает полного общего среднего образования, а только рабочую профессию. Если он получает параллельно еще аттестат о полном среднем образовании, то, как правило, учится три года. По новым стандартам - 2,5 года. Если же он получает среднее профобразование, - обучение от 3 до 4 лет, в зависимости от специальности. И после этого он поступает в вуз на  бюджетные места на третий курс. Но - по профилю своей подготовки в колледже.
 
-  А какой смысл идти учиться в учреждение СПО после 11 класса?
 
Действительно, сегодня молодой человек, сдав ЕГЭ, имеет шанс так или иначе поступить в вуз, если не государственный, так в частный. В этом году на одного выпускника московских школ было 2,5 места в столичных вузах.  К нам идут  две категории. Первая - те, кто по тем или иным причинам растерялись и не смогли поступить в вуз. Вторая категория, напротив, очень продвинутые люди, которые понимают - учиться в колледже выгодно. Студенты у нас получают неплохой социальный пакет. Это стипендия - от 2,5 до 4 тысяч рублей. Единовременная выплата по итогам выпуска - около 30 тысяч рублей. Плюс они обеспечены горячим питанием. Не у всех есть состоятельные родители. А тут  и гарантированные выплаты,  полное довольствие, а по окончании - современная востребованная  специальность. За выпускниками колледжей работодатели стоят в очереди. 98 процентов наших ребят трудоустраиваются без проблем. А за многими еще на третьем курсе работодатели выстраиваются в очередь.
 
- Какие специальности самые перспективные?
 
Естественно, при выборе специальности  молодые люди ориентируются на те предприятия, которые есть в их городе или в области.  Безусловно, наибольшим интересом пользуются  специальности, связанные с компьютеризацией, с использованием новых современных средств труда, где есть возможность применения информационных технологий. А это не только сетевой администратор. Это и специальности в машиностроении и металлообработке, связаные со станками  с ЧПУ, с робототехникой, с автоматическими линиями. Даже такие традиционные специальности, как фрезеровщик, требуют новых знаний и навыков. Учат ребят на компьютерных тренажерах, которые позволяют программировать технологические процессы, разбираться в своих ошибках при обработке детали. Государство вкладывает немалые средства в развитие системы СПО и НПО. Учреждения  пересматривают программы подготовки, делая их реально отвечающими на т требования экономики не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.  
 
У нас есть масса  примеров: в Липецке, в Хабаровском крае, в Курганской области, в Москве работают образовательные учреждения европейского класса  - отремонтированные, комфортабельные, с  прекрасной лабораторной базой, с оборудованием на современном уровне. Работодатели к ним приходят, потому что на производстве нет такого оборудования! Образовательное учреждение  становится площадкой для демонстрации новых технологических решений, суперсовременного оборудования.
 
Часто требования работодателей не совпадают с конъюнктурой и желанием ребят. Молодой человек после девятого класса, выбирая где и чему ему учиться, в основном ориентируется на мнение родителей. Он поступает на менеджера, на бухгалтера, на специалиста по работе в банке. Но на самом деле ажиотаж на эти специальности искусственный. Тогда как на ту же огранку алмазов конкурс маленький. Почему? Потому что люди не знают, что это за профессия.  Хочется посоветовать родителям и самим ребятам не поддаваться всеобщему настроению, а выбирать специальность по душе. Но при этом ориентируясь на реальные запросы рынка труда. И те перспективные направления, которые сейчас открывают колледжи.

Назад