Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
01.12.2003

Обзор прессы №82 от 01.12.2003

Ведущая рубрики - Анна Петрова

"Новые Известия"

В России растет спрос на услуги экстернатов, сообщает газета "Новые Известия" от 28 ноября. В этом учебном году 12% московских школьников - около 18 тысяч человек - ушли в экстернаты. Хотя еще прошлым летом во всей России "заочные школы" окончили всего 14,5 тыс. выпускников. Растущая конкурентоспособность экстернатов начинает вызывать обеспокоенность у чиновников.

Саше под Новый год исполнится семнадцать. Полтора года назад он сдал экзамены сразу за два класса школы. Перейти на экстернат его заставила жизнь: мама - деловая женщина - половину времени, а то и больше проводит в Англии. Сашу берет с собой. Лучше сказать, он ездит с ней в качестве переводчика (язык знает блестяще) и помощника в переговорах. Все свободное время посвящает книгам и кино. Мечтает поступить во ВГИК, на режиссерский. А пока учится в гуманитарном вузе, числясь на хорошем счету в мастерской одного из лучших мастеров художественного перевода. Наташе двадцать. С шести лет ходила в музыкальную школу, в восемь стала солисткой детского оперного театра. Экстернат ей понадобился, чтобы высвободить больше времени для спектаклей и репетиций и раньше срока попасть в музыкальное училище. Потом она два года занималась вокалом у частного педагога, а прошлой осенью поступила сразу на второй курс ГИТИСа, к известному режиссеру Тителю. Пятнадцатилетний Миша, изнывая от смертной скуки на уроках, раскопал в Интернете рекламу экстерната, обитающего в районе станции метро "Аэропорт" под одной крышей с вечерней школой. Принял решение, собрался с духом - и через полгода получил аттестат.

"Ничего удивительного, - комментирует последний случай директор экстерната Евгений Соловьев. - Спрос на наши услуги, честно сказать, огромен. Молодежь сегодня "и жить торопится, и чувствовать спешит", стремясь спрессовать школьные годы чудесные. А у нас один год прессуется в три месяца! Стоит удовольствие в среднем 3000 рублей, в зависимости от числа экзаменов. Таким образом, всю старшую школу можно закончить за полгода, сдав две сессии: зимнюю и весеннюю. Дорого? Но выигранное время ценится гораздо выше:". При этом основные расходы по содержанию экстернатов несет государство. В набор услуг, оплачиваемых из кармана столичного комитета образования, входят "вступительное" тестирование, обзорные лекции, обязательные консультации и, собственно, выпускные экзамены. С первого захода их, кстати, сдают лишь четверть претендентов. И тем не менее на численности "экстернов" это не сказывается. Напротив, спрос на самое быстрое образование стабильно превышает предложение. За отдельную плату трижды в неделю школы-экстернаты открывают свои двери для индивидуальных или групповых занятий.

В СССР услугами экстерната официально пользовались лишь инвалиды детства и тяжелые хронические больные, получавшие знания "с доставкой на дом". Но имели место и исключения из общих правил. Элитных школ официально не существовало, но были школы, сплошь населенные детьми кремлевских сановников и солидарной с ними военной, писательской и актерской элиты, где преподавание иностранных языков, математики и литературы велось на университетском уровне... Точно так же обстояло дело и с экстернатами: заочно проходили школьный курс маленькие спортсмены, музыканты, певцы и танцоры из прославленных коллективов, колесивших по миру, "цирковые дети". В конце 80-х, в период бури и натиска школьных реформ, открыто заговорили об экстернате как альтернативе стандартно-типовому среднему образованию. Например, не складываются у ребенка отношения с учителями. Не то, чтобы характер у него был скверный - просто некоммуникабельный. Другой таинственной болезнью века стала "школофобия". Немотивированным страхом перед храмом знаний страдают, по оценкам психологов, до 10% граждан самых благополучных стран. Прежде такие недуги не лечились, и миллионам людей приходилось, стиснув зубы, терпеть: школьным наставникам - "проблемного ученика", родителям и детям - "злого учителя". После появления в законе "Об образовании" спасительного слова "экстернат" сложилась и окрепла система учебных заведений для ребят, которым либо некогда, либо не нравится, либо попросту противопоказано сидеть каждый день за партой.

Многие дети из престижных школ, а с ними и высококлассные преподаватели предпочитают сегодня перейти в экстернаты. Все это и вызвало встревоженную реплику столичного руководства: дескать, закрывать эти "школы не будем, но упорядочить их работу нужно". Действительно, известны случаи, когда наперекор закону в иных экстернатах детей принуждали оплачивать не нужные им занятия. Бывает, что и родители, приводящие сюда своих чад, переоценивают степень их самостоятельности и способность к самоорганизации. Еще одна претензия бюрократов от образования - будто бы экстернаты формируют у детей комплекс исключительности, вредят их трезвой самооценке и социальной адаптации. "Число экстернатов действительно растет прежде всего за счет увлеченных детей, - делится наблюдениями сотрудник Минобразования РФ Светлана Иванова. - Но среди них есть и мигранты с пробелами в знаниях, и те, кто хотел бы освободить себя от лишних дисциплин, поскольку давно определились с выбором профессии. Наконец, это ребята, демобилизованные из армии, выпускники техникумов и профлицеев".

Как видим, экстернат по сути своей явление демократическое. Телефонный опрос, проведенный редакцией среди руководителей крупнейших университетов выявил в целом лояльное отношение к выпускникам "заочных школ".


"Парламентская газета"

"Проверено в Нижнем Новгороде" - такое клеймо могли бы поставить на проект со скучным названием "Институт развития трудовой инициативы молодежи" его авторы из нижегородской благотворительной общественной организации "Забота". Реализовав его в Московском районе, одном из рабочих районов Нижнего Новгорода, именно под этим названием, нижегородцы представили свой оригинальный проект на Российский форум и получили одобрение. Рассказывает "Парламентская газета" №1350.

"Случаев материальной нужды, заставляющей школьников идти на заработки, гораздо меньше, чем банальной необходимости иметь карманные деньги и не просить их у родителей, - утверждает Наталья Реамировна Симонова, директор Нижегородской региональной благотворительной общественной организации "Забота": - Просто в каникулы они с радостью готовы поменять привычное детское ничегонеделание и попробовать себя во взрослом качестве. Этим нужно уметь воспользоваться! В то же самое время многие считают, что подростки не влияют на рынок труда. А это не так. Потому что молодежь - стратегический потенциал развития страны, и от нее зависит будущее. Это те трудовые ресурсы, по которым можно прогнозировать и регулировать ситуацию занятости".

"Что касается работы для подростков (а программа предусматривает трудоустройство молодых людей с 14 до 18 лет), то, будем откровенны, доверить им можно только низкоквалифицированный труд. Уборку районной территории, к примеру: дворы, подворотни. У муниципальных служб Московского района руки до этого не доходили. Тогда и родился проект, за которым закрепилось в отличие от официального лирическое название "Московские дворики". А ребятам, которые искали работу на лето, предложили быть не просто дворниками. С ребятами провели большую работу, сумев объяснить, что они специалисты по благоустройству. А дворник и специалист - "две большие разницы". Потом всем сшили униформу. Представляете картинку? Идут такие фирменные "специалисты по благоустройству" и издалека узнают друг друга. А очень скоро их стали узнавать и жители района. И не просто узнавать - хвалить, поддерживать, благодарить, подкармливать чем-нибудь вкусненьким. Но самое главное, местные жители перестали мусорить там, где еще с такой легкостью мусорили совсем недавно".

Почему, когда школьников заставляют работать на субботнике возле их же школы, они делают это через пень-колоду, а здесь и форму надели, и метлу взяли, да еще и не пожалели об этом? В первом случае подростки используются как "халявная", а потому малоэффективная рабочая сила. Игра в работу и настоящая работа отличаются друг от друга. Так вот, во втором случае имеется в наличии трудовой коллектив с постоянными взрослыми кадрами (бухгалтер, бригадир, психолог), которые эффективно работают и зарабатывают деньги. Школьники становятся частью серьезного трудового процесса со всеми его серьезными атрибутами: заключением срочного трудового договора, где прописаны обязательства работника и работодателя, с табелем рабочего времени, с получением ИНН и страхового полиса.

Прежде всего с ребятами провели серьезную работу, объяснив, что такое Трудовой кодекс и трудовые отношения, которые до этого каждый из них понимал по-своему. Еще один пример: однажды хороший мальчик и примерный работник вместо работы ушел на рыбалку. Ну надоело пацану! Лето, солнышко светит. Мальчик рыбачит день, рыбачит второй. На третий к нему пришли коллеги - "специалисты по трудоустройству" и смогли объяснить, что он состоит в трудовых отношениях, которые обязан как-никак соблюдать. Мальчик, осознав ошибку, вернулся в бригаду. Не потому, что ответственность перед законом почувствовал, а просто, наверное, понял, что поступил не по-взрослому.


"Учительская газета"

"Учительская газета" от 25 ноября предлагает вниманию читателей рассказ о последних исследованиях в области психофизиологии детей-"катастроф" - гипердинамических ребятишек. Низкие школьные оценки и прозвища - только одна из форм реагирования учителей на "ненормальное" поведение раздражающих их деток. Другая - бесконечные требования педагогов к родителям: "Сделайте хоть что-нибудь!".

Детский психолог Екатерина Мурашова категорична: никаких наказаний! Гипердинамические дети не виноваты в том, что они такие. Потому что их проблемы имеют медицинский аспект. ММД - заболевание центральной нервной системы, минимальные мозговые дисфункции. Екатерина Вадимовна объясняет: во время родов, а может быть, еще в утробе матери мозг ребенка получил минимальные повреждения, то есть "часть клеток попросту не функционирует". Тогда какие-то другие, здоровые, клетки мозга берут на себя функции потерпевших, и сразу же начинается процесс восстановления. Одновременно с этим идет процесс нормального возрастного развития ребенка. Но на процесс восстановления требуется дополнительная энергия. Следовательно, с первых дней жизни больного малыша его нервная система работает с двойной нагрузкой. В ситуации же стресса - например, во время учебной деятельности, контрольной, ответа перед доской на уроке, экзамена или после перенесенного простудного заболевания - у ребенка наступает ухудшение неврологического состояния, усиливаются нарушения поведения и обостряются проблемы с обучением.

Надо учитывать еще один фактор. В нервной системе есть два основных процесса - возбуждения и торможения. При гипердинамическом синдроме поражаются структуры, обеспечивающие процесс торможения. Отсюда у детей трудности с концентрацией внимания, памятью, регулированием своей активности, засыпанием. При гиподинамическом синдроме затруднены процессы возбуждения. Поэтому ребенок вял, апатичен, молчалив, безынициативен, либо чуждается других детей, либо подозрительно сговорчив и безвольно покладист. Самое главное, и это громадное утешение для родителей, что при благополучном развитии событий рано или поздно функции всех пораженных клеток будут "разобраны" другими, здоровыми, клетками, нужные связи в организме восстановятся. Обычно это происходит к 14-15 годам, обнадеживает Екатерина Мурашова. И тогда "ребенок (подросток) ничем более не отличается от своих здоровых сверстников".

Как определить, есть ли у вашего ребенка ММД? Екатерина Мурашова просит обратить внимание на наличие у ребенка заикания, логопедических отклонений в речи, даже если с ними уже справились, к тикам самого разного характера, астматическому бронхиту, энурезу, часто повторяющимся головным болям, вегетативно-сосудистой дистонии. К счастью, проявление всех этих признаков заболевания только у одного ребенка невозможно. В первую очередь, считает Екатерина Вадимовна, гипердинамическому ребенку нужен режим дня. В нем нуждаются его ослабленные регуляторные механизмы. И режим этот надо вводить еще в младшем дошкольном возрасте. Например, более спокойному и быстрому засыпанию дошкольника помогает такой ежедневно повторяющийся ритуал, который состоит из нескольких этапов. Ровно в восемь часов вечера зажигается зеленый ночник, на столике возле кровати ребенка появляется стакан кефира и печенье, малыш принимает душ, потом мама или папа читают своему чаду сказку.

Другой совет. Не стоит отдавать гипердинамического дошкольника в подготовительные группы со школьным типом занятий - за партами и столами, с работой в тетрадях и домашним заданием. Гипердинамическое чадо вообще не следует рано отдавать в школу. Как правило, развитый интеллектуально, он не готов к ней психофизически и социально. Потому и любит возиться с детьми младше себя. К тому же ему вредны любые перегрузки. В том числе спортивные. Но к школе его готовить можно и нужно. Точнее, к порядку, которому ему придется следовать в школе, к расписанию, по которому придется жить. Развивающие занятия с ним, дома или в кружке, не должны, однако, длиться более десяти минут в день. Главное - следовать принципу: лучше понемногу, но каждый день.

Ориентируйтесь на состояние ребенка. У гипердинамических детей бывают "плохие дни" и "плохие часы", они метеочувствительны. Но если в это время ребенку кажется, что он забыл все, что учил и узнал раньше, что у него тяжелая, "ватная" голова - ни ругать, ни стыдить его не нужно. Отметьте: "Ничего страшного. Сейчас мы поиграем. А к занятиям вернемся позже". И ребенок будет благодарен вам за понимание. Это очень важно, говорит Екатерина Мурашова, иметь внутреннюю, доверительную связь со своим ребенком, иначе он, в отчаянии от своей непохожести на других детей, которую осознает, как правило, еще до школы, может уйти "в себя" и замкнуться.


"Аргументы и Факты. Семейный совет"

"В этом году мой ребенок пошел в пятый класс. В начальной школе он был отличником, а сейчас тройки пополам с четверками. Пятерки - редкость, причем по всем предметам, кроме физкультуры. И так у многих детей в нашем классе. В чем причина и можно ли с этим как-то бороться, чтобы хоть на двойки не съехать?" Такое письмо пришло в редакцию газеты "Аргументы и Факты. Семейный совет" №22. Вот какие причины случившегося выяснила газета.

Первая причина - увеличение почти на четверть недельной учебной нагрузки школьников, с 22 часов во 2-4-м классах до 28 в пятом. То есть в "началке" у ребенка три раза было по 4 урока в день и два по 5. А в пятом классе уже три раза - по 6 и только два по пять. Разница очень существенная, особенно для детей, не отличающихся завидным здоровьем. И сделать с этим ничего нельзя, поскольку эта нагрузка соответствует учебному плану. Вторая причина - кабинетная система. Ее "улиточное" следствие - "все свое ношу с собой" добавляет детям массу головной боли. В конце урока ребенку надо: а) записать домашнее задание; б) собрать ранец; в) вспомнить, в каком кабинете следующий урок; г) добраться без потерь до этого кабинета (который может оказаться на другом этаже); д) приготовиться к новому уроку.

А ученик добросовестный. Вот вроде все приготовил. Только карандаш куда-то запропал. То ли в том кабинете забыт, то ли по дороге где потерялся. А на этот урок учитель без карандаша велел не являться. В старый кабинет идти уже поздно - до звонка вернуться не успеешь. А есть ли у кого-то запасной? А дадут ли? И это - перемена, когда по идее ребенку надо расслабиться. Трех таких "расслабух" и взрослому вполне достаточно, чтобы дойти до нервного истощения. В принципе к кабинетной системе детей надо было готовить еще в "началке": изучать нумерацию кабинетов, маршруты передвижения, тренировать укладку ранцев на скорость и т.п., что, впрочем, и сейчас не поздно сделать.

Третья и главная причина - предметное обучение. Именно одномоментно возникшее обилие учителей - самое главное испытание для пятиклашки. В начальной школе единственный учитель был неразлучен со своими питомцами 20 часов в неделю. В средней - дюжина педагогов и каждый общается с ребенком от 1 до 8 часов, предъявляя при этом самые разные требования к одним и тем же умениям и навыкам школьника.

Например, под знанием учебного материала литератор может подразумевать способность подтвердить цитатой характеристику героя произведения, историк - знание хронологической последовательности событий, а географ - степень владения причинно-следственными связями. Но источник знаний при всем обилии требований все тот же - текст из книжки, который раньше ученик просто пересказывал или отвечал по нему на вопросы. А вот с этим бороться можно. Надо разговаривать с ребенком. Но не про оценки. А про то, кого спрашивали, у доски или с места? Как отвечали? Что и как объясняли, хорошо ли запомнилось? Надо еженедельно ходить в школу и беседовать с учителями. Все это для того, чтобы понять систему требований преподавателей и должным образом подготовить к ней ребенка. При серьезной родительской работе в этом направлении ситуация через пару месяце изменится в лучшую сторону.

Назад