Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

строительство деревянных домов Москва

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
02.12.2003

Без баллов и отметок

На вопросы отвечает Елена ВосторговаНовое явление всегда вызывает множество вопросов. Особенно в области учебного книгоиздания. Ведь образование — это то, что непосредственно касается каждой семьи. Родителям приходится решать вопрос о том, в какую школу отдать учиться своего ребенка, не только с учетом фактора ее расположения — близости к дому. Сегодня определение подходящего учебного заведения одновременно означает выбор учебников и педагогического подхода, который они реализуют. И неслучайно после публикации на НООС интервью с одним из авторов курса русского языка с первого по пятый классы Е. Восторговой, разработанного по системе Д. Эльконина — В. Давыдова, у наших читателей появилось немало вопросов.

Методология Д. Эльконина — В. Давыдова — один из новых подходов к обучению, достаточно резко отличающийся от сложившихся школьных традиций. Именно поэтому эта система вызывает множество сомнений и спорных вопросов. Ответы на некоторые из них специально для новостей НООС новосибирского Областного центра информационных дает (ОблЦИТ) ведущий специалист Министерства образования Российской Федерации Елена Восторгова.
Существует мнение, что эта система рассчитана не на всех учеников, а только на самых способных, подготовленных детей. Так ли это?
— Не в коем случае,— отрицает Елена Вадимовна.— Это один из самых распространенных мифов о развивающем обучении. Есть достаточный опыт обучения детей самого разного уровня подготовки. В некоторых школах — и не только Московских — по нашим программам обучаются даже коррекционные классы. Очень многое зависит от преподавателя. Пожалуй, лучше было бы сказать, что наша система рассчитана не на всех учителей. А только на способных, профессионально подготовленных педагогов.
В связи с этим часто спрашивают о жизнеспособности образовательной системы: «Мол, где же взять хороших учителей — ведь зарплата низкая, классы переполнены и тому подобное». На наш взгляд, это как раз хорошо, что появляются образовательные системы, которые задают определенную планку профессионализма педагога. В этом, если хотите, можно усмотреть особую миссию системы Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.
— Содержание программ методологии Эльконина — Давыдова очень насыщенное и сложнее обычных программ. Не приводит ли это к перегрузке учащихся?
Елена Восторгова отвечает на вопросы преподавателей начальной школы Новосибирской области в выставочном зале Информационно-методического отдела ОблЦИТ — Нам часто говорят, что наша программа очень сложная. Но, заметьте: констатируют это либо родители, учителя или администраторы, рецензенты, управленцы и прочие — то есть, исключительно взрослые. Дети, которым и адресованы наши учебники, почему-то так не считают. На самом деле материал, который нам кажется чрезмерно сложным — ребенок может усвоить достаточно быстро. Но при одном условии: то, что ребенку предлагается запомнить, должно быть ему необходимо для решения какой-то определенной задачи и в дальнейшем появиться как результат его собственных действий. Именно так и построено обучение в системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Вместе с тем, если посмотреть на объем теоретических понятий в наших программах и в традиционных, легко обнаружить, что в последних он даже больше. Просто в нашей системе более глубокое изучение тех же понятий, которые преподаются при традиционном обучении. И это вовсе не для того, чтобы вырастить в начальной школе математиков или лингвистов. Глубина изучения теории обусловлена самим подходом. Чтобы ребенок по-настоящему осознанно выполнял какие-то действия — письма, вычислений и прочих, он должен хорошо ориентироваться в системе математических или лингвистических понятий, которые лежат в основе той или иной деятельности. Перегрузка, на наш взгляд, возникает только там, где ребенок осуществляет множество непонятных для него действий. Где успешность обучения в основном зависит от памяти ребенка и его исполнительности. Если же ребенок усваивает материал, благодаря той логике, которую он сам выстраивает вместе с другими детьми и учителем — такое обучение, напротив, способствует разгрузке. И прежде всего — психологической.
— Как родители могут помочь своим детям в обучении, если они не понимают того, что ребята изучают?
На вопросы отвечает Елена Восторгова — На наш взгляд, помощь родителей должна заключаться не в объяснениях ребенку, как решается та или иная задача. А в том, чтобы помочь ему осознать: почему он затрудняется, например, при выполнении домашнего задания. Чего ему не хватает для того, чтобы успешно с ним справится. Лучшая помощь — это искренний интерес родителей к тому, что происходит на каждом уроке. О чем узнал их ребенок именно сегодня. Какие у него возникли вопросы. Может ли он применить то, что запомнил сегодня на уроке при выполнении домашнего задания. И если нет — почему? То, что родители обучались по совершенно другим программам, в данном случае только «плюс». Они могут искренне удивляться тому, как известные им вещи интерпретирует их ребенок. Родители могут попросить его разъяснить непонятные моменты, подчеркивая тем самым значимость тех знаний, которые получил ребенок в школе.
— Почему учебники по данной системе так сильно отличаются от традиционных? В них почти нет определений, правил, одни только вопросы и задания? Как родителям проконтролировать усвоение детьми учебного материала?
— Учебник — это главный носитель содержания обучения. Если в разных образовательных системах отличается содержание и принцип организации преподавания, то должны быть разными и пособия. В традиционной педагогике учебник является, главным образом, носителем преподаваемой информации. В системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова главным содержанием обучения является не информация о чем-либо, а способы ее получения, решения определенных задач в рамках изучаемого предмета. Поэтому учебник в данной системе нацеливает ребенка на самостоятельный — конечно, не без участия учителя и других учеников — поиск таких возможностей. В пособии содержится система заданий, которая помогает учителю организовать поисковую деятельность учащихся. Понятно, что при таком подходе учебник не может изобиловать правилами и определениями, которые должны быть результатом исследовательских действий самих учеников, а не навязываться им учителем или авторами учебника. Контролировать усвоение детьми учебного материала родители не должны. Их помощь нужна в другом. Об этом я уже сказала, отвечая на предыдущий вопрос.
— Почему в образовательной системе Эльконина — Давыдова не нужны отметки? Не приведет ли это к безответственности учащихся и отсутствию интереса к учебе?
— Мы уже говорили, что методология нацелена на формирование учебной самостоятельности ребенка, которая обязательно должна включать в себя и самооценку. Эта способность проявляется, например, в том, что, готовясь к экзамену, ученик может ясно различить: что он твердо знает и ясно понимает, что надо подучить, а чего именно он не знает совсем. Оценочная самостоятельность означает, с одной стороны, сформированность у ребенка собственных понятий оценки. С другой стороны — понимание: на основе чего складываются критерии, по которым его учебные достижения оценивает общество. Понятно, что общепринятая «отметочная» система не создает условий для формирования указанной способности. Выполняя функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны преподавателя, она исключает возможность оценки школьником собственных действий, сопоставление его внутренней с внешней оценкой — учителя, одноклассников. Традиционная система балльного оценивания, как утверждают многие психологи, приводит к возникновению зависимости ребенка от чужого мнения, замене познавательного интереса соревновательным мотивом. И вовсе не способствует воспитанию у детей ответственности, чувства долга и любви к учебе, как многие полагают.
— Разработаны ли программы и учебники для системы Эльконина — Давыдова в основной школе? Стыкуются ли программы начальной школы с традиционными программами для 5-9 классов?
— Конечно, наша система должна иметь продолжение и в основной школе. В настоящее время лабораторией Психологического института РАО разрабатываются новые предметные курсы биологии, химии, физики, географии, а также предметы, продолжающие предметные линии начальной школы: русский язык, литература, математика, изобразительное искусство. Эти курсы апробируются в целом ряде экспериментальных школ в разных регионах России. Первые варианты учебников для 5-6 классов, вероятно, уже появятся через 1-2 года. Программы начальной школы полностью соответствуют образовательному минимуму по каждому из предметов, поэтому после начальной школы можно переходить и на традиционное обучение.
— Как давно разработана эта методология и насколько основательно она апробирована? Не ставим ли мы очередной эксперимент на детях?
— Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова существует в школьной практике уже более сорока лет. Но до конца восьмидесятых годов двадцатого столетия она «жила» только в экспериментальном режиме. За это время были проведены достаточно основательные исследования, доказывающие возможность и чрезвычайную ее эффективность. В начале девяностых годов был выпущен комплект учебников и пособий, одобренных Министерством образования Российской Федерации и имеющих соответствующий гриф. С переходом на четырехлетнее начальное обучение авторами были переработаны учебно-методические комплекты (УМК). Новые книги соответствуют всем современным требованием, как содержательным, так и полиграфическим. Все УМК прошли экспертизу Федерального экспертного совета Министерства образования Российской Федерации, имеют гриф, включены в Перечень учебных изданий для общеобразовательных учреждений МО РФ.



— Почему система Эльконина — Давыдова, несмотря на все ее преимущества, слабо внедряется в массовую школу?
— Это связано, прежде всего, с проблемой переподготовки учителей. Ведь для того, чтобы качественно работать по нашей методике, нужна специальная подготовка. Вместе с тем, в целях эффективной реализации системы, желательно, чтобы вся школа — хотя бы начальное звено — работала в рамках одного педагогического подхода. Поскольку это не новая методика, а новая философия образования, создание педагогического коллектива школы, целиком разделяющего идеи развивающего обучения, — совсем непростая задача. И если бы внедрение системы Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова было бы стремительным, нас бы это скорее настораживало, чем радовало.



— Поддерживается ли развитие данной системы на государственном уровне — Министерством образования, в первую очередь?
— Безусловно, да. Я уже обращала ваше внимание, что все учебники по нашей методике имеют министерский гриф. УМК используются в широкомасштабном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования, который осуществляется в настоящее время. Специалисты по системе участвуют в обсуждении новых проектов МО РФ: стандарта образования, нового Базисного учебного плана и так далее.
Кстати, еще в январе 2003 года состоялась встреча представителей системы Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова с министром образования Российской Федерации Владимиром Филипповым, на которой обсуждались перспективы развития новой образовательной системы. Был принят целый ряд важных решений по поддержке, продвижению и внедрению в практику российской школы методологии Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.

Записал Андрей ЯКУШЕВ, гл. редактор ОблЦИТ.

Назад