Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
17.12.2009

По призванию!

В гимназии № 8 Первомайского района работает замечательный педагог Тамара Леонидовна Гусева.
 
«…Детей часто спрашивают, кем они хотят стать, справедливо полагая, что они ещё только выбирают. А у меня никогда этот вопрос не возникал. Я всегда знала, что буду только учителем. Ещё не умея читать и писать, всех своих братьев и сестёр я часто усаживала и чему-нибудь учила…».
 
Тамара Леонидовна мечтала стать учителем, но до педагогического института тогда добраться было сложно, транспорт ходил плохо, мама просто не пустила её поступать так далеко. Поступила ближе – в сельскохозяйственный. Но отступать от своей мечты — стать педагогом Тамара Леонидовна не собиралась. По окончанию сельскохозяйственного института поступила в аспирантуру, написала диссертацию.
 
Так я готовила себя для педагогической деятельности, — говорит Тамара Леонидовна, — но педагогическая карьера в институте не сложилась. И когда встал вопрос о смене места работы, то я, конечно же, выбрала школу. А любимых предмета у меня было два: биология и география…».
 
Первой школой, где Тамара Леонидовна попробовала себя в роли учителя географии, стала школа № 7 Октябрьского района. Но спустя время пришлось переехать в другой район. Директор школы №118 Первомайского района пригласила её к себе преподавателем биологии. И с тех пор, уже 25 лет, Тамара Леонидовна работает в этой школе и кабинете, который стал самым любимым у всех учеников школы.
 
«…Я приняла этот кабинет всем сердцем. Украсила стены красивыми панно и разнообразными цветами. Мне помогли оборудовать лабораторию. А как только началась компьютеризация, первый компьютер в школе появился у меня. Я сразу увидела перспективы работы на компьютере…».
 
Когда в стране началась перестройка, школу № 118 перевели в статус гимназии, а Тамара Леонидовна попросила командировку в Санкт-Петербург на конференцию по инновационным методам работы в биологии, где она познакомилась с ведущими учителями, которые поделились с ней интересным опытом.
 
«…Оттуда и пошли мои основные установки методики преподавания. Я увидела совершенно иные учебники, посетила школы, где работают учителя-новаторы. Они рассказали о своих методах работы, зачётных системах, уроках-лекциях, коллоквиумах, работе со схемами и таблицами. Этот опыт я с лёгкостью восприняла, в силу того что ранее готовила себя к деятельности в институте. Поэтому это так легко легло на то, о чём я мечтала…».
Четыре года назад Тамара Леонидовна участвовала инновационном проекте, предложенном В. В. Путиным, конкурсе «Лучший учитель России», и в первый же год стала «учителем-стотысячником».
 
В гимназии Тамара Леонидовна создала экологический клуб «Родник». Вместе с ребятами она организует и принимает участие в экологических акциях, олимпиадах, конкурсах, конференциях. Клуб «Родник» постоянный участник городской альтернативной олимпиады «Заповедники родины». Победители этой олимпиады участвуют в интересных поездках. Дважды ученики Тамара Леонидовны ездили в заповедник «Телецкое озеро», а год назад посетили «Красноярские столбы».
 
«…Мы жили в палатках в самом заповеднике, готовили пищу на костре, изучали природу. В этом году клуб «Родник» вновь принимает участие в олимпиаде и его участники надеются, что благодаря хорошим результатам они снова отправятся в интересное путешествие…».
 
«…Мы всегда с удовольствием подхватываем и участвуем во всех мероприятиях, которые проходят у нас в районе. Например, в прошлом году на территории микрорайона «Берёзовый» был разбит «Белый сад». Большая часть клуба «Родник» сажала деревья на открытии этого сада. И в течение всего года мы с удовольствием ухаживали за ним…».
 
Напротив гимназии есть небольшой парк. Больше двадцати лет назад на его месте была огромная строительная площадка. Когда необходимость в этой строительной площадке отпала, учителя выдвинули инициативу обустроить здесь парк. Тамара Леонидовна обратились с этим в районную администрацию, где идею одобрили, привезли землю, разбили аллейки, а деревья посадили ученики.
 
«…Всё лето мы ухаживали за парком, собирали мусор, стригли траву. Школой специально закуплены газонокосилки. Летом в парке красота — зелёные лужайки,  рябины, много красной черёмухи, берёзы, ранетки, целая аллея сирени. Саду уже больше пятнадцати лет, все деревья выросли, и в тёплое время года от парка просто не отвести взгляд…».
 
«…Год назад по предложению Совета старшеклассников за школьным корпусом, в «кармане», решили разбить приусадебный участок. Когда-то там тоже лежал строительный мусор. После уроков ребята сами очищали территорию. А когда привезли землю, делали грядки, сажали огурцы, помидоры, капусту, картофель, тыкву, лук и многие другие культуры. Всё лето ребята ухаживали за своим «детищем». Этой осенью они собрали первый очень хороший урожай и устроили праздник в школьной столовой.
Но на этом озеленение пришкольной территории не заканчивается. В перспективе — расширение школьной зелёной зоны, и сейчас мы работаем над проектом дендропарка, привлекаем к этому ребят…».
 
Тамара Леонидовна — обладательница Диплома национальной премии в области образования «Элита Российского образования» в номинации «Верность профессии». На этот конкурс она направляла работу, в которой была показана деятельность и направления работы клуба «Родник». В прошлом году администрация Первомайского района присвоила Тамаре Леонидовне звание «Почётный работник народного образования».
 
«…Я всегда с удовольствием принимаю участие в конкурсах. Например, в 2007 году заняла первое место в городе и области на конкурсе «Лучший учебно-методический пакет учителя школы. И ещё могу похвалить себя за участие в олимпиадах, потому что есть очень хорошие результаты. Например, с моей ученицей Таней Шашковой мы участвовали во Всероссийской олимпиаде по экологии и заняли третье место. Таких побед в нашем районе ещё не было. Но это был не первый такой результат. Двумя годами раньше мы ездили с Сашей Карнауховым на Всероссийскую олимпиаду по экологии в Псков. Тогда мы не заняли никакого призового места, но это был полезный первый опыт. А Саша Карнаухов без экзаменов, только с документом о том, что он участвовал во Всероссийской олимпиаде, поступил в Томский университет, который успешно закончил и сейчас учится в аспирантуре в Москве…».
 
Тамара Леонидовна вместе со своими учениками активно участвует и в фестивалях.
«…Уже третий год мы участвуем в экологическом фестивале, который проводит центр «Юниор». В 2008 году мы стали абсолютными победителями городской программы «Экология» и вошли в золотой фонд Новосибирска. У меня очень хороший класс. Я взяла их с пятого класса, а в этом году они уже в девятом. Эти ребята самые активные в клубе «Родник». Мне очень повезло с учениками. Это очень одарённые дети. Они не дают остановиться на достигнутом. Мне постоянно приходится самообразовываться, именно поэтому я всегда в Интернете выискиваю новинки, с которыми знакомлю их. Одна моя ученица сказала однажды, что даже если не будет никаких конкурсов, то Тамара Леонидовна обязательно что-нибудь придумает. Так и есть. Вот сейчас объявлен конкурс рисунков «Люблю тебя, мой край родной». Казалось бы, какое отношение может иметь конкурс рисунков к биологии? Но ведь участие в конкурсе рисунков позволяет задуматься над темой экологии, родины, окружающей среды, своего родного города. Таким образом, участвуя в этом конкурсе, ребята и выстраивают своё отношение к этому предмету. Ведь если ребёнок рисует то, что вызывает у него тёплые чувства, то он не будет загрязнять это место. Так и происходит экологическое воспитание, которое невероятно важно, потому что нам всем жить в этом мире. И насколько он будет чистым, зависит от каждого из нас. Так, что конкурс — это огромный стимул для дальнейшего развития…».
 
«…Я расскажу вам ещё об одном конкурсе. «Использование ИКТ на уроке» — это районный конкурс, но как много он значит. В этом году у нас тема этого конкурса «Природное сообщество Новосибирской области» (так называемый региональный компонент). На уроках биологии всегда есть уроки, на которых мы знакомим ребят с животными, птицами, насекомыми, земноводными родного края. Этот конкурс позволяет более интересно познакомиться с окружающим миром животных. Дети составляют презентации на выбранные темы. Для этого они сами собирают необходимый материал. Но ведь я как учитель должна знать больше, поэтому у меня на рабочем столе всегда под рукой энциклопедии, и поэтому я часто захожу в Интернет.
Например, совсем недавно я весь вечер потратила на поиск информации о пауках Новосибирской области. Литературы на это тему очень мало, и поэтому мне придётся поехать в НИИ Систематики и экологии животных, где занимаются именно этими вопросами, обратиться за консультацией, чтобы узнать, какие пауки есть в нашей области, потому что в обычных учебниках такой информации вообще нет. А если я поеду туда, то естественно возьму и своих ребят. Это расширяет знания и ученика, и учителя.
И всё это — всего-навсего конкурс «Использование ИКТ на уроке», но здесь ребята уже сами в качестве учителя: они знакомят своих одноклассников с тем, что смогли найти. И я понимаю, чувствую, что то, чем занимаюсь я, им очень созвучно, биология увлекает их…».
 
Уже более пятнадцати лет Тамара Леонидовна — заведующая кафедрой естественных наук и математики. В состав кафедры входят химики, биологи, географы, физики, математики, преподаватели экономики и даже физкультурники.
«…У нас постоянно проходят заседания кафедры, и мои коллеги тоже в курсе событий в учебной деятельности, я знакомлю их с новинками, конкурсами, активно вовлекаю в эту деятельность…».
 
Тамара Леонидовна много путешествует. Она три раза была в Париже.
 
«…Иногда меня удивлённо спрашивают, откуда у учителя такие средства, чтобы поехать за границу? Я получаю ровно столько же, сколько получают все учителя в регионе. Но есть интересная возможность организовать детей и повезти их в качестве туристической группы. Сами поездки обеспечивают мои ребята. А я, как руководитель группы, еду бесплатно, но я отвечаю за здоровье и жизнь этих детей. Поэтому я постоянно с ними рядом, как мама. Ответственность очень большая, но эти путешествия расширяют наш кругозор. Ведь детям в будущем нужно состояться как личностям. А поездки за границу в этом играют немаловажную роль. У них появляется желание освоить язык. С такими туристическими группами я объездила всю Россию и большую часть Европы…».
Тамара Леонидовна всегда найдет чем «зажечь» ребят, и всё, чем она занимается, имеет хорошие перспективы.
 
«…Профессия учителя никогда не даёт топтаться на одном месте. Это, прежде всего, творчество. А в творчестве всегда нужно идти вперёд, совершенствоваться. Иначе дети не поймут меня. Я уверена, что мне очень повезло в жизни. Я состоялась как учитель и счастлива в этой деятельности…».
 
Мария ГАЕВА, редакция ОблЦИТ
Фотоиллюстрации автора и из архива Тамары Леонидовны Гусевой

Назад