Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
05.12.2003

Инструмент образовательной политики государства Продолжаем серию публикаций наиболее интересных докладов совещания «Анализ результатов единого государственного экзамена 2003 года в Новосибирской области». Заместитель начальника управления образования администрации НСО Наталия Юсупова о результатах работы III Всероссийского совещания по подведению итогов эксперимента по введению ЕГЭ в 2003-2004 годах и постановке задач эксперимента на период 2004-2005. Наталия Петровна считает, что «работа, развернувшаяся в стране, может оказаться уникальным опытом для всего мира».

Продолжаем серию публикаций наиболее интересных докладов совещания «Анализ результатов единого государственного экзамена 2003 года в Новосибирской области». Заместитель начальника управления образования администрации НСО Наталия Юсупова о результатах работы III Всероссийского совещания по подведению итогов эксперимента по введению ЕГЭ в 2003-2004 годах и постановке задач эксперимента на период 2004-2005. Наталия Петровна считает, что «работа, развернувшаяся в стране, может оказаться уникальным опытом для всего мира».

Заместитель главы администрации НСО Андрей Филичев, первый заместитель начальника управления образования Новосибирской области Наталия Юсупова

Эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) является одним из направлений модернизации образования, связанных с повышением его качества и увеличением доступности. Широкая дискуссия показала неудовлетворенность профессионального сообщества и общественности сложившейся за десятилетия практикой выпускных и вступительных экзаменов в высшие учебные заведения (ВУЗы). Системы итоговой аттестации выпускников средней школы и поступления в ВУЗы требуют серьезных изменений и совершенствования.

Введение ЕГЭ для выпускников общеобразовательных учреждений и поступающих в высшие учебные заведения должно решить комплекс взаимосвязанных задач модернизации отечественной системы образования. Это повышение доступности высшего и среднего профессионального образования. Формирование системы более объективной оценки подготовки выпускников общеобразовательных учреждений. Обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием. Создание условий для повышения эквивалентности государственных документов о получении среднего – полного – общего образования. Расширение возможностей для выбора профессионального учебного заведения, в том числе за счет участия в конкурсе, в несколько учебных заведений одновременно. Снижение психологической нагрузки на выпускников за счет упразднения приемных экзаменов в вузы. Стимулирование деятельности педагогических коллективов общеобразовательных учреждений по улучшению качества учебного процесса за счет объективной и независимой сравнительной оценки результатов обучения в общеобразовательных учреждениях. Обеспечение государственного контроля и управления качеством образования на основе независимой оценки подготовки выпускников.

Выступает первый заместитель начальника управления образования Новосибирской области Наталия Юсупова

Эксперимент по введению ЕГЭ начался с 2001 года в небольшом числе субъектов Российской Федерации – четыре региона – и с ограниченным кругом задач. Охват экзаменом в 2002 году составил уже 16 регионов, а в 2003 году – 47. Количество выпускников, участвующих в нем выросло с 30 тысяч в 2001 году, что составляло только два процента от общего числа выпускников, до 650 тысяч в 2003 году, составляющих уже 50 процентов. В эксперименте 2003 года участвовало 245 ВУЗов страны по сравнению с шестнадцатью в 2001 году. В нем же приняли участие около 1000 средне-специальных учебных заведений (ССУЗов).

Число предметов, по которым проводится ЕГЭ, увеличилось с восьми в 2001 году до тринадцати в 2003 году. Это литература и иностранные языки – английский, немецкий, французский. Причем экзамен по математике сдавали выпускники всех 47 регионов (625 тысяч), участвовавших в эксперименте. После математики самым востребованным оказался экзамен по русскому языку. Его сдавали выпускники в 38 регионах (258 тысяч). Экзамены по биологии сдавали в 33 регионах (49908 человек), по химии – в 32 (23778 человек), по физике – в 30 (23778 человек), по истории – в 24 (26754 человек), по обществознанию – в 18 (33633 человек), по географии – в 16 (10927 человек), по иностранным языкам в семи (2240 человек) и по литературе – в четырех регионах (2060 человек). В одиннадцати субъектах Федерации экзамен проходил по девяти предметам.

Участинки совещания «Анализ результатов единого государственного экзамена 2003 года в НСО»

В процессе эксперимента отрабатываются следующие направления. Создание нормативной базы, регламентирующей процедуру и содержание экзамена, проведение итоговой аттестации в форме ЕГЭ, работу государственных экзаменационных комиссий, организацию приема в ВУЗы и ССУЗы и другие его аспекты. Отработка моделей и схем проведения ЕГЭ. Нормативно-правовое обеспечение. Совершенствование технологии проведения экзамена и апробация других технологий. Разработка контрольных измерительных материалов (КИМ) и формирование их базы. Создание распределенной информационной системы обеспечения ЕГЭ. Обеспечение информационной безопасности. Создание федеральных и региональных баз данных, включая и базу данных свидетельств о результатах экзамена. Подготовка кадров, обеспечивающих его проведение – организаторов, операторов, членов предметных комиссий, тестологов. Материально-техническое и финансовое обеспечение субъектов РФ. Обеспечение профессионально-общественного контроля за проведением ЕГЭ. Проведение мониторинга эксперимента. Проведение научно-исследовательских работ.

В ходе эксперимента 2001-2003 годов по всем направлениям имеются значительные продвижения. В процессе работы выявляются нерешенные, а также вновь возникающие проблемы, намечаются пути его завершения. Важным результатом эксперимента является усиление внимания к образованию и положению дел в соответствующих учреждениях всех органов власти. А также общественности, средств массовой информации и родительского сообщества.

Президиум совещания «Анализ результатов единого государственного экзамена 2003 года в НСО»

Растет число участвующих в эксперименте регионов и выпускников общеобразовательных учреждений, а также набора предметов в регионах, которые уже имеют опыт участия в ЕГЭ. Это является косвенным подтверждением того факта, что регионы принимают модель экзамена (решение принимается совместно органами управления и советом ректоров региона). Отмечена тенденция расширения участия ВУЗов, которые прошли ЕГЭ хотя бы один раз.

В ряде регионов сильно возросло число поступающих в ВУЗы. Например, в Республике Саха (Якутия) процент поступления возрос с 25-30 до 57 в 2002 году. Сейчас Якутия имеет на 10 тысяч населения 331 студента (в 1999 году – 93 студента на 10 тысяч населения). Накапливается опыт практического использования результатов ЕГЭ как одного из средств управления качеством образования. При этом Министерство образования (МО) Российской Федерации принимает меры для того, чтобы результаты экзамена не использовались в качестве основания для аттестации учителей и образовательных учреждений на период эксперимента.

Практически всеми признается, что ЕГЭ более надежный инструмент для оценки образовательных достижений и отбора в ВУЗы. По данным анализа, проведенного специалистами в Республике Марий Эл, чуть больше половины выпускников школы подтвердили на экзамене свои итоговые отметки. От 20 до 50 процентов сдающих ЕГЭ получают более низкие результаты, а от семи до 17 процентов повышают свои отметки.

Наметилось существенное продвижение в области теории и практики педагогических измерений. Объективизация и стандартизация процедуры проведения экзамена может и должна стать рычагом, который в сжатые сроки позволит поднять эффективность учебного процесса.

ЕГЭ имеет большое социально-политическое значение. У населения появляется вера в то, что надежда на будущий успех в жизни молодого человека не будет в основном зависеть от материального или общественного положения его родителей. Она будет определяться его способностями и трудом. В связи с этим, вводимая независимая система оценивания, осуществляемая в рамках единого государственного экзамена, является также мощным воспитывающим средством, так как формирует уверенность в необходимости качественного труда для успеха в жизни.

Выступает первый заместитель начальника управления образования Новосибирской области Наталия Юсупова

По данным ВЦИОМ в 2002 году увеличился процент населения, поддерживающего проведение ЕГЭ – с 50 процентов в 2001 году до 61 процента в 2002-ом. Проведение эксперимента по введению экзамена выявило ряд проблем общего плана, накопившихся в системе образования. А также проблем, связанных с введением новой системы итоговой аттестации и отбора в ВУЗы. Это подготовка и переподготовка педагогических кадров к проведению объективной оценки образовательных достижений. Возникновение социально-психологических проблем у различных слоев населения, связанных с введением новой формы итоговой аттестации и новым порядком поступления в учебные заведения. Теоретические и технологические, решение которых требует серьезных исследований и разработок и управленческие проблемы. Проблема пересмотра приоритетов в содержании итоговой аттестации, пересмотр списка обязательных и необязательных предметов. Проблема принятия «судьбоносного» решения для выпускника на основе одноразового испытания, которое не исключает воздействия случайных факторов.

Для ряда ВУЗов, требующих углубленную программу обучения или особые испытания в специализируемой области (например, искусства, физического воспитания), возможно введение дополнительных испытаний. Что еще, кроме результатов ЕГЭ, может учитываться при приеме в высшие учебные заведения? Возможно, это результаты участия в олимпиадах различного уровня, собеседования, элементы накопительной системы оценок или что-то другое.

Выступает первый заместитель начальника управления образования Новосибирской области Наталия Юсупова

Выявился круг проблем, напрямую не относящихся к экзамену, но о которых говорят в связи с проводимым экспериментом. Например, среди его противников часто высказывается суждение о том, что не решаются проблемы поиска способной и талантливой молодежи. Следует отметить, что это не входит в первоочередные задачи ЕГЭ. Основная цель – объективно оценить учебные достижения выпускников. Поиск способной талантливой молодежи целесообразнее осуществлять через систему олимпиад федерального и регионального уровней, а также специальные программы. Любая система оценивания вводит новые аспекты в образование. Что мы заложим в содержание, на то и будет ориентироваться современная школа.

Перед Россией стоит задача создания национальной системы оценки учебных достижений в кратчайшие сроки. Что должно стать действенным инструментом образовательной политики государства. Опыт наших коллег за рубежом – бесценная возможность для нас избежать на этом пути типичных ошибок. При этом условия, в которых РФ решает такую масштабную задачу, уникальны по срокам, расстояниям, объемам и темпам. Работа, развернувшаяся в стране, может оказаться уникальным для всего мира опытом.

Записал Александр СЕМИКЛЕТОВ, корр. ОблЦИТ.

Фотоиллюстрации А. СЕМИКЛЕТОВА.

Назад