Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
11.12.2003

«Нужно работать надежно, оперативно и без сбоев» Призывает заместитель директора Областного центра мониторинга образования (ОЦМО) Николай Могилев. «Только так и совместными усилиями на местах и в центре можно добиться успешного проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ)»,- уверен он. Выступление Николая Алексеевича, посвященное организационно-технологическому сопровождению эксперимента завершает серию публикаций докладов итогового совещания по анализу результатов ЕГЭ 2003 года в Новосибирской области.

Выступает Николай МогилевПризывает заместитель директора Областного центра мониторинга образования (ОЦМО) Николай Могилев. «Только так и совместными усилиями на местах и в центре можно добиться успешного проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ)»,- уверен он. Выступление Николая Алексеевича, посвященное организационно-технологическому сопровождению эксперимента завершает серию публикаций докладов итогового совещания по анализу результатов ЕГЭ 2003 года в Новосибирской области.

- Необходимость и актуальность формирования государственной системы объективного контроля качества образования зафиксированы в Федеральной программе развития и Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года,- сказал в начале своей речи Николай Алексеевич.- Единый государственный экзамен становится одним из базовых элементов этой системы.

НСО участвует в эксперименте по введению ЕГЭ уже третий год. Приказом Министерства образования (МО) №3716 от 30 сентября 2003 года экзамен в 2004 году проведут 63 региона России, в том числе и Новосибирская область. Такое количество участников требует от каждого из них четкого выполнения своих обязанностей, соблюдение всех сроков технологии. Для нашей области организационно-технологическая цепочка выглядит так: Центр тестирования (ЦТ) - Региональный центр обработки информации (РЦОИ) - Первичный пункт обработки информации (ППОИ) - органы управления образования (ОУО) - общеобразовательные школы - выпускники. Надежная работа этой связки явилась одним из основных итогов ЕГЭ 2003 года.

Регистрируются участники итогового совещания по анализу результатов ЕГЭ 2003 года в Новосибирской областиПриказом №85 начальника управления образования администрации Новосибирской области от 25 февраля 2003 года ответственность за организационно-технологическое обеспечение эксперимента было возложено на областной Центр мониторинга образования. Позже на базе Центра был создан РЦОИ. Готовясь к технологии проведения ЕГЭ в регионе, мы исходили, прежде всего, из соображений его качества, минимизации материальных и людских ресурсов. А также строгого соблюдения временных рамок при обмене информацией между всеми звеньями цепочки и требований безопасности.

Подготовительный этап эксперимента с декабря 2002 года по май 2003 был разделен на четыре составные части. Разработка нормативно-правовой базы - приказы, положения, инструкции. Сюда входило информирование ОУО, педагогических коллективов школ, выпускников, родителей и широкой общественности по организации ЕГЭ. В связи с этим издано около 10 приказов управления образования администрации области, которые определяли порядок и требования при проведении эксперимента. Были прописаны Положения о Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК), ее уполномоченных, конфликтной комиссии и так далее.

В районы и города Новосибирской области, в каждую школу отправлены сборники нормативных документов. Высланы газеты "Педагогическое эхо" и приложения к ним с перечнем специальностей, на которые планировался прием по результатам экзамена высших (ВУЗов) и средне-специальных учебных заведений (ССУЗов). Начиная с февраля, работал "горячий" телефон. Региональным центром обработки информации были подготовлены и направлены инструкции к сотрудникам ППОИ, их функциональные обязанности. В прямом эфире проводились круглые столы с участием представителей высшей школы, управлений образования города и области. Практически в каждый район выезжали руководители и специалисты.

Президиум итогового совещания по анализу результатов ЕГЭ 2003 года в Новосибирской областиРазвивалась система подготовки экспертов ЕГЭ. Проведен семинар специалистов областных управлений образования с выдачей видеоматериалов по проведению экзамена и программного обеспечения для базы данных. Состоялась встреча руководителей пункта проведения экзамена (ППЭ) со сдачей зачета для первой и второй волн. Организован семинар руководителей 31 Первичного пункта обработки информации, верификаторов, операторов сканирования, членов предметных комиссий по проверке открытых заданий. Всего в Новосибирской области в подготовительный период проведено более 100 таких мероприятий для специалистов различных уровней. Представители НСО участвовали более чем в десяти семинарах в других городах Российской Федерации. В результате выполненной работы был подготовлен коллектив организаторов из 2870-ти человек, имеющих достаточные знания по процедуре проведения экзамена.

В ходе подготовительного этапа удалось осуществить следующие принципы. Иерархический - специалист готовит подчиненных ему экспертов. "Сквозного контроля" - непрерывное слежение за качеством подготовки со стороны управления образования НСО. В будущем к ним хотелось бы присоединить еще одно - постоянное повышение уровня работы специалистов - внедрение системы их аттестации.

Итоговым завершением подготовки стал пробный экзамен, который позволил выявить слабые места, в первую очередь, в программном обеспечении. Я думаю, что если бы на этом этапе Центр тестирования сработал бы грамотнее и квалифицированнее, то в июне такого оттока учащихся от ЕГЭ не произошло. В отдельных районах эта цифра доходила до 30 процентов и более. Мы 12 дней не могли получить результаты, а в итоге они пришли в так называемых "сырых" баллах. На 2004 год вновь запланировано подобное мероприятие, которое даст возможность выпускникам определиться с выбором формы аттестации. Организаторам единого государственного экзамена это позволит проверить свою готовность к участию в эксперименте.

Участники итогового совещания по анализу результатов ЕГЭ 2003 года в Новосибирской областиСпециалистами территориальных управлений образования готовилась значительная база данных. Кроме этого, им были вменены в обязанность подготовка и проведение ЕГЭ. А также составление транспортных схем доставки, обучение организаторов пунктов проведения экзамена, составление отчетности и многое другое. Этот объем работ явился дополнительной нагрузкой, что порой приводило к задержке информации, либо к ее некачественному выполнению. На период полного введения экзамена необходимо предусмотреть дополнительные ставки для организации этой деятельности.

Участие в эксперименте приняли все районы области. Максимальное число сдающих выпускников было зафиксировано в Барабинском - 85 процентов, Доволенском - 76 процентов, Кочковском - 77 процентов, а также в Дзержинском и Октябрьском районах города Новосибирска - 42 процента. Из городов областного подчинения - в Татарске - 53 процента. Меньше всех сдавали ЕГЭ в Карасукском, Каргатском, Колыванском, Коченевском, Купинском районах и городе Обь, где приняли участие от 10 до 15 процентов всех выпускников. В Кировском районе Новосибирска - всего 18 процентов.

Число проведенных экзаменов также варьировалось в широких пределах. От 34 - 47 в Каргатском, Кыштовском районах и городе Обь до 476 - 511 в Доволенском, Тогучинском и Искитиме. В Новосибирске - от 300 в Заельцовском, Первомайском, до 1000 - 1261 в Дзержинском, Октябрьском районах. Таким образом, в области разброс в количестве проведенных ЕГЭ составляет 10 - 12 раз. В Новосибирске разница в три - четыре раза. Это говорит о значительном потенциале на 2004 год и о разном подходе к эксперименту руководителей органов управления образованием и директоров школ.

Участники итогового совещания по анализу результатов ЕГЭ 2003 года в Новосибирской областиКачество реализации ЕГЭ определяется по следующим параметрам. На 16175 экзаменов в НСО не было подано ни одной апелляции по процедуре проведения. В то же время проявилось различное отношение ответственных лиц к оформлению секъюрпаков при их отправлении в Региональный центр обработки информации. Вот несколько примеров. Самой распространенной ошибкой в ППЭ было комплектование бланков в пакеты, путая местами части ответов. Это в Дзержинском, Советском, Калининском, Кировском районах. Были случаи незаклеивания пакетов - в Чановском, Центральном. Организаторы в аудиториях отдельных районов слабо сработали по части контроля за правильностью написания фамилий выпускников. В Искитимском районе оказались вложены подписанные черновики. При заполнении бланков регистрации отсутствовали коды образовательных учреждений в Барабинском, Доволенском, Здвинском районах.

Любая оплошность замедляла деятельность Центра при обработке результатов, часто ставя в тупик предметную комиссию. Проверять работу без номера варианта невозможно. В первый же день проводимого экзамена в Чистоозерном районе по ряду причин на 45 минут задержалась машина. Это повлекло за собой сбой графика по всему маршруту. "Пострадали" все находящиеся на трассе люди. Были аналогичные задержки и в других местах.

Обидно за выпускников, которые неправильно оформляли части "С", и при сканировании терялась часть информации. Происходило это из-за недостаточно грамотного и убедительного инструктажа в аудитории организаторами экзамена. Сами сдающие ЕГЭ иногда отступали от требований инструкции, и записи ответов выходили за поля, непосредственно отмеченные для этого.

Информационная безопасность использования тестовых материалов определялась распорядительными документами органов управления образованием. Несанкционированных вскрытий пакетов, умышленной порчи и других форс-мажорных обстоятельств зафиксировано не было.

Эти и другие факты, безусловно, внесли определенную нервозность при проведении ЕГЭ. Но следует сказать, что общее впечатление от экзамена осталось благоприятным. Такое же мнение сложилось и у проверяющих из Министерства образования РФ. Нашу область инспектировала главный специалист отдела обеспечения ЕГЭ Любовь Караваева.

Выступает Николай МогилевКачество реализации эксперимента проявилось в том, что опробована в действии и, как мы считаем, оправдала себя новая схема доставки КИМов и результатов единого государственного экзамена. Это позволило максимально сократить по времени процедуру транспортировки. Материалы за день до экзамена развозились по трем направлениям Новосибирской области, а в день проведения доставлялись обратно. Из самой удаленной школы бланки ответов шли не более 12 часов, что полностью соответствует требованиям инструкции, утвержденной МО РФ. Что касается доставки выпускников в ППЭ (в некоторых районах области расстояние превышало 80 км), то решение о количество пунктов в 2004 году должно приниматься на местах, с учетом особенностей конкретного района.

По результатам ЕГЭ в июне 2003 года в конфликтную комиссию было подано 10 апелляций, что составляет 0,074 процента от общего количества экзаменов.Из них по математике - шесть, по физике - один, по биологии - два, по обществознанию - один. Из них три - по математике, биологии и обществознанию - поданы по поводу несогласия с оценкой, выставленной за открытые задания. Суть остальных - результаты проверки частей "А" и "В". После анализа комиссией удовлетворено четыре апелляции: по математике - две, по биологии - одна, по обществознанию - одна.

Заместитель главы администрации Новосибирской области Андрей Филичев награждает работников образования НСО, принявших активное участие в проведении эксперимента во время итогового совещания по анализу результатов ЕГЭ 2003 годаНа этапе приема в ВУЗы и ССУЗы количество апелляций было значительно больше - 101. Из семи удовлетворенных, шесть было подано из-за несогласия с оценкой заданий в открытой форме. В одной обнаружились технические ошибки при обработке бланка ответов № 1. В будущем, видимо, будет пересмотрена процедура подачи апелляции. Абитуриенты вручают ее "с легкой руки", а сами могут не явиться. Таких случаев было до 15 процентов в этом году во второй волне. А ведь по их заявлениям заполняются и делаются запросы в ЦТ для 10 разных протоколов, бланков ответов, которые должны предоставляться апеллянту. Надо сказать, расточительное и дорогое удовольствие. Как видно из приведенной информации, здесь значительную роль играет человеческий фактор. Но были и сбои программного обеспечения в Центре тестирования. Они не отразились в этом году на результате, зафиксированном в свидетельстве выпускников, благодаря внимательному отношению к своим обязанностям сотрудников нашего Центра и ЦТ.

По параметрам оперативности сбора мониторинговой информации хочу отметить, что мы часто поздно получали из Центра тестирования ее перечень. Это вынуждало запрашивать ее на местах в очень сжатые сроки. По итогам проведения экзамена сотрудниками ОЦМО были подготовлены к выпуску сборники аналитических материалов по каждому предмету, вынесенному на ЕГЭ.

Полученные в Новосибирской области результаты пока не позволяют провести мониторинг знаний наших выпускников. Причина в том, что сдаваемые по выбору предметы не дают полной картины качества подготовки. Наш Центр готов к обработке значительно большего количества бланков. И с введением обязательного экзамена мы имели бы срез объективных способностей учеников. В заключении хотелось бы выразить признательность всем за понимание и поддержку, которую нам оказали в ходе проведения столь масштабного мероприятия,- закончил выступление Николай Могилев.

Записал Василий ГРУШИЦКИЙ, корр. ОблЦИТ.

Фотоиллюстрации В. ГРУШИЦКОГО, А. СЕМИКЛЕТОВА (корр. ОблЦИТ).

Назад