Новосибирская открытая образовательная сеть




Сейчас

 

Все новости

Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015

 

Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Февраль 2014 Январь 2014

 

Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013

 

Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012

 

Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011

 

Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010

 

Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009

 

Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008

 

Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 Январь 2007

 

Декабрь 2006 Ноябрь 2006 Октябрь 2006 Сентябрь 2006 Август 2006 Июль 2006 Июнь 2006 Май 2006 Апрель 2006 Март 2006 Февраль 2006 Январь 2006

 

Декабрь 2005 Ноябрь 2005 Октябрь 2005 Сентябрь 2005 Август 2005 Июль 2005 Июнь 2005 Май 2005 Апрель 2005 Март 2005 Февраль 2005 Январь 2005

 

Декабрь 2004 Ноябрь 2004 Октябрь 2004 Сентябрь 2004 Август 2004 Июль 2004 Июнь 2004 Май 2004 Апрель 2004 Март 2004 Февраль 2004 Январь 2004

 

Декабрь 2003 Ноябрь 2003 Октябрь 2003 Сентябрь 2003 Август 2003 Июль 2003 Июнь 2003 Май 2003 Апрель 2003 Март 2003 Февраль 2003 Январь 2003
30.12.2003

Учителя: «Alles klar!» Введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) по иностранным языкам является пока что новшеством, вызывающим множество вопросов. В этой связи важным событием явился межрегиональный семинар-совещание «Структура и содержание программы «Alles klar (Все ясно)!» по немецкому языку для общеобразовательных учреждений», состоявшийся в Новосибирске. На нем шла речь о необходимости принципиального обновления дидактических материалов и дополнительных пособий.

Семинар «Структура и содержание программы «Alles klar (Все ясно)!» по немецкому языку для общеобразовательных учреждений»

Введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) по иностранным языкам является пока что новшеством, вызывающим множество вопросов. В этой связи важным событием явился межрегиональный семинар-совещание «Структура и содержание программы «Alles klar (Все ясно)!» по немецкому языку для общеобразовательных учреждений», состоявшийся в Новосибирске. На нем шла речь о необходимости принципиального обновления дидактических материалов и дополнительных пособий. Литература для детей и педагогов должна отвечать требованиям современной германистики и лингводидактики. Встреча была организована в комплексе информационно-методического отдела Областного центра информационных технологий (ИМО ОблЦИТ) управления образования администрации НСО.

Программа семинара была очень обширной и имела несомненную значимость для педагогов, преподающих немецкий язык. Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО) и информационно-методический отдел Областного центра информационных технологий уже давно проводят организацию подобных встреч. Поддержку в этой работе оказывают и представители издательства «Дрофа». О приоритетных направлениях деятельности информационно-методического образовательного центра (ИМОЦ) «Дрофа-Сибирь» в 2004 году рассказывает его директор Марина Галуга:

Семинар, который мы проводим в Новосибирске,– это часть плановой совместной работы образовательного центра и ИМО ОблЦИТ. Наша основная задача – обеспечить, объединяя усилия, обучение и повышение квалификации учителей с тем, чтобы они могли профессионально работать с новыми программами и учебниками, которые сегодня выпускает издательство «Дрофа» для российских школ. Такая система работы, организация встреч с авторами является одним из направлений деятельности ИМОЦ. Мы занимаемся и экспериментальной апробацией новых учебно-методических комплектов.

Директор информационно-методического образовательного центра «Дрофа-Сибирь» Марина Галуга у стенда издательства в ИМО ОблЦИТ

На сегодняшний день на территории Западной Сибири работают 44 экспериментальные площадки по различным учебникам. Кроме того, мы проводим конкурсы на лучшие разработку урока к нашим УМК, информационно-библиографический обзор книг издательства «Дрофа», школьную библиотеку. Издательство «Дрофа» предлагает более 2000 наименований учебной литературы для российских школ,– продолжает Марина Васильевна.– Кроме того, у нас постоянно идет разработка новых серий и направлений. В частности, мы представляли на семинаре наглядное пособие по иностранным языкам самой разной тематики и направленности. Наши комплекты по немецкому языку обеспечены не только учебником, рабочими тетрадями, методическими пособиями для учителя. Есть и аудио-сопровождение, то есть кассеты, которые можно и нужно использовать для оптимальной и качественной организации учебного процесса.

Особенный интерес у преподавателей вызвало то, что автор учебника «Alles klar!», доктор филологических наук Гизела Хебелер, сама по себе «носитель» немецкого. Все занятия проводились именно на нем. Таким образом, во-первых, учителя имели возможность общаться и практиковаться в своих знаниях языка. Во-вторых, получали информацию по методике работы с УМК для пятого класса. То есть, решались сразу две задачи.

Автор учебника «Alles klar!», доктор филологических наук Гизела Хебелер

– Еще одним из направлений Образовательного центра является работа информационного характера. Мы стараемся сообщать о существующих учебниках, о тех, которые выйдут в издательстве «Дрофа» в 2004 году,– объясняет Марина Галуга.– Каждый участник семинара получил пакет материалов, который содержит не только каталоги издательства на будущий год, но и уведомление о новом комплекте, и все координаты ИМО ОблЦИТ.

Следующее наше направление – это информационно-аналитическая работа. По результатам каждого семинара мы проводим анкетирование учителей. Педагоги сообщают о том, какие формы деятельности им интересны. Учителя оценивают организацию и содержание работы проведенных встреч. Отвечают на вопросы о том, как они получают сведения об учебной литературе, возникают ли трудности с приобретением книг издательства «Дрофа». Что преподаватели считают необходимым доработать в учебниках, имея опыт их использования.

Семинар «Структура и содержание программы «Alles klar (Все ясно)!» по немецкому языку для общеобразовательных учреждений»

Мы стараемся работать в нескольких направлениях, поэтому Центр называют еще и образовательным. Его уникальность заключается в том, что он единственный в России, не занимающийся продажей и распространением книг. В этом смысле, на мой взгляд, в лучших традициях меценатов-издателей мы обеспечиваем обучение преподавателей, которые выбрали наш комплект. То есть, основное направление деятельности, каковое мы пытаемся реализовать,– обеспечение или оказание сервисных услуг учителю. Безусловно, те, с кем мы сотрудничаем на территориях, помогают объединять усилия и сделать это лучше, качественнее. Стало проще учитывать трудности и потребности, с которыми педагог сталкивается на местах. Если бы этой связи постоянно не было, мы не знали бы запросы и тот блок проблем, который люди хотели осветить,– сказала в заключение Марина Васильевна.

В обновлении школьного образования одну из ведущих ролей играет литература. Задача учебных книгоиздательств – предвосхищать «завтрашние» требования к учебно-методическим комплектам.

– Издательство начинает новую линию учебников по немецкому языку для пятого класса,– говорит заведующая редакцией иностранных языков издательства «Дрофа» Елена Шмакова.– Новый учебно-методический комплект (УМК) состоит из тетради, учебника, пособия для учителя и трех кассет: две – к учебнику, одна – к рабочей тетради. Все они были записаны «носителем» языка. И я думаю, что это очень интересно для преподавателей – «живой» современный язык одного из авторов. К УМК есть соответствующая программа. Пособие одобрено Министерством образования Российской Федерации и имеет гриф «допущено».

Заведующая редакцией иностранных языков издательства «Дрофа» Елена Шмакова

Еще один новый комплект сейчас находится в типографии и выйдет буквально в первых числах нового года. Это УМК для 10-11 классов профильных школ и общеобразовательных заведений естественно-научного и технического направления. Он разработан под редакцией профессора Веры Царьковой и в переводе на русский называется «С немецким в современный мир». В нем очень интересные рубрики – «Бионика – наука будущего», «Каникулы в космосе».

Издательство «Дрофа» продолжает линию учебников Н. Гальсковой для начальной школы. В свое время это был комплект «1-4», который сейчас переработан по новым стандартам для детей, начинающих изучать немецкий язык во втором классе. УМК полностью готов. Недавно вышли учебник и рабочая тетрадь и для третьего. А книга для учителя пока еще находится в работе. В будущем году планируется издать комплект для четвертого класса. Сейчас ведутся переговоры, и, я надеюсь, что его также будут сопровождать звуковые пособия.

Учебно-методический комплект «Alles klar (Все ясно)!»

«Дрофой» впервые издан дополненный большой справочник по немецкому языку для выпускников школ и готовящихся к поступлению в высшие учебные заведения (ВУЗы). Хотелось бы обратить внимание на пособие «Немецкий язык для поступающих в ВУЗы» автора Н. Архиповой. Появилась у нас и серия официальных документов Министерства образования для оценки качества основной и средней школ. Материалы проведения устной итоговой аттестации по четырем языкам – немецкому, английскому, французскому, испанскому. Все это достаточно широко представлено и поэтому интересно. Учебные пособия «Немецкий язык для школьников» – тоже очень перспективная серия. Я думаю, многие знакомы с издаваемыми внутри нее книгами «Читаем по-немецки» под авторством Р. Золотогорской.

И последняя вышедшая на сегодняшний день – это книга «Прогулки по Санкт-Петербургу», посвященная 300-летию города. Она очень интересна тем, что в ней описаны не только известные, но и места, которые знают только настоящие петербуржцы. Материал построен в форме экскурсии. Можно «смотреть» направо или налево и наслаждаться. Еще хочу обратить внимание на наглядные пособия по грамматике автора Л. Яковлевой и по страноведению. Это история Германии, политические карта и устройство страны. Ее композиторы, история литературы и немецкий алфавит в картинках,– закончила Елена Юрьевна.

Что касается ЕГЭ, то во время семинара было специально предусмотрено время в целях обсуждения особенностей подготовки к единому государственному экзамену по немецкому языку – как формату, так и содержанию.

Заведующий лабораторией обучения иностранным языкам Института общего образования кандидат педагогических наук Виктор Симкин

– Из всех регионов, которые были представлены, с этим столкнулась пока только Тюмень,– утверждает заведующий лабораторией обучения иностранным языкам Института общего образования кандидат педагогических наук Виктор Симкин.– Поэтому нужно донести информацию о том, что из себя представляет ЕГЭ. Я не знаю, участвует ли в нем Новосибирская область в этом году. Но в любом случае там, где еще не приступали к эксперименту, очень часто не имеют понятия о том, как работает экзамен и каково его содержание. И волнения, которые обычно бывают и у преподавателей, и у школьников, и у родителей – они останутся. Поскольку мероприятие достаточно важное, серьезное и имеет большое значение в жизни учащихся.

С другой стороны, если бы люди четче представляли себе содержание ЕГЭ, то опасений было бы меньше. Основная задача и состоит в том, чтобы преподаватели без особой суеты и волнений поняли, что все не так страшно. Тем более, в прошлом году уже была пробная версия немного сложнее. Так что наша главная функция в какой-то степени успокоительная. Смысл в том чтобы педагоги могли работать, делать свое дело уверенно. Это новые технологии. Учебные пособия больше всего ориентированы на базовую технику учащихся. Так что опасаться единого государственного экзамена не стоит. Он дает больше возможности тем школьникам, которые хотели бы продолжить изучение языков, а не угрожает чему-то.

На семинаре шла речь и о системе оценивания, которая применяется в ЕГЭ по иностранному языку. Потому что в нем заложена и рекомендательная оценка для аттестации, и суммарная – для сертификата экзамена. Объяснялась разница между этими вещами. А также права и возможности, которые имеют высшие учебные заведения при отборе абитуриентов,– отметил Виктор Николаевич.

Что касается УМК «Alles klar!», то он рассчитан на использование в различных типах общеобразовательных учреждений. Комплект предназначен для начального этапа обучения, в том числе и для тех школ, где немецкий язык преподается как второй иностранный. Все его компоненты взаимосвязаны и дополняют друг друга. Акцент здесь сделан на знакомстве с разнообразной культурой немецкоязычных стран. Он в большой степени отражает реалии Германии и ориентирован на современный немецкий литературный язык. В основе комплекта – строгая систематичность учебника. Обязательность повторения фонетических, лексических и грамматических тем, постепенное нарастание сложности изучаемого материала делает его более воспринимаемым школьниками.

Учебно-методический комплект «Alles klar (Все ясно)!») Учебно-методический комплект «Alles klar (Все ясно)!»)

– Во время встреч с учителями в Новосибирске мы разговаривали о многих понятиях в немецком языке, объяснения которым не найти в словаре,– сказала в интервью корреспонденту ОблЦИТ Гизела Хебелер.– Ведь и в моем языке – немецком – есть тенденция заимствовать множество новых слов. К примеру, из английского. Это делает, в основном, молодежь. Впрочем, не только. И преподаватели должны знать значения этих слов, которые отличаются от их аналогов в языке, откуда они произошли.

Автор учебника «Alles klar!», доктор филологических наук Гизела Хебелер беседует с учителями немецкого языка НСО

Есть и понятия, которые образуются только на базе немецкого языка. Но и их нет в словарях. Поэтому их смысл тоже нужно объяснять и педагогам, и детям. Учителя должны знать, какие слова можно употреблять, а какие – не следует. Они могут просуществовать в языке не больше десяти лет, а потом пропадают. Все эти нюансы я и пыталась обсуждать во время семинара. В грамматике подобные правила не найти, так как время «летит» быстро и слова с его течением могут меняться до неузнаваемости. А создание новых словарей занимает очень большой срок. Своей работой, подобными встречами я стараюсь сократить этот процесс хотя бы до двух лет,– уверяет Гизела Хебелер. Отметим, что соавторами доктор филологических наук из Германии стали – О. Радченко и Н. Степкин.

В ходе семинара гостья из Германии подробнейшим образом объяснила структуру, содержание и методические особенности своего комплекта. Обсуждался и новый подход к созданию современных учебников для общеобразовательных школ «Живое страноведение». Но подчеркнем, что изюминкой семинара, несомненно, стало общение с автором на его родном языке. Большой поклонник немецкого – Президент Российской Федерации Владимир Путин – был бы доволен.

Александр СЕМИКЛЕТОВ, корр. ОблЦИТ.

Фотоиллюстрации автора.

Редакция благодарит за предоставленные материалы
издательство «Дрофа», «Дрофа-Сибирь», ИМО ОблЦИТ.

Назад